Лексические темы по развитию речи детей "Семья"
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

В методической разработке представлены дополнительный материал для занятий по развитию речи с детьми с ТНР 4 - 7 лет по лексической теме "Семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx885.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда

 Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР

«Семья»

Составитель:

Учитель-логопед: Упалева Анастасия Геннадьевна

Санкт - Петербург 2021

Семья

Развитие артикуляционного аппарата. Мимики

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для мышц шеи

   Малыш отказывается от манной каши. Повороты головы направо - налево: «Не хочу есть кашу!»

Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц.

   Жуем орехи.  Имитация жевания.

Упражнения для щек и губ
   Малыш  отказывается пить горячее молоко.
   Прижать губы к губам и деснам верхней и нижней челюсти.

   Малыш  захотел кушать.   Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

   Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».

Упражнения  для языка

   Мама  испекла блинчики.  Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до 5 -10).

   Мама испекла пирожки с разной начинкой.  Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и  свернуть  в трубочку язык «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами - «пирожок с брусникой».

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

   Игра «Я не я».  Улыбнуться, опустить кончик языка на  нижние  зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье» «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. дети   отвечают: «Я!» или «Не я!».

   Маятник настенных часов.   Рот открыт, губы в улыбке.  Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.

   Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.

Развитие общих речевых навыков

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

   Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! у-у-ух!»
   Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу.: кты, кта-кту».


2. Развитие речевого слуха (развитие умения различать изменения высоты голоса).

«Угадай, кто говорит»

   Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения.

   Задание.

   Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.

   Задание можно усложнить, предложив прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).

Или попросить ребенка произнести эту фразу, разными голосами.

Развитие внимания. Памяти. Мышления

  1. Близняшки

   Цель:  Развитие зрительного внимания.

   Ход: Найди двух одинаковых близнецов.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Scan0004.jpg

  1. Мультфильм

   Цель: Развитие логического мышления.

   Ход: Решил Егорка мультфильм нарисовать, да только перепутал все. Поможешь исправлять.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Scan0004.jpg

        

Развитие лексики и грамматического строя речи

  1. Назови ласково

   Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

   Ход:  Воспитатель называет слово и передает ребенку мяч. Ребенок это слово называет ласково и возвращает мяч воспитателю.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабуля

Дедушка – дедуля

Тетя – тетенька

Дядя – дяденька

Сестра – сестренка

Брат – братик

Сын – сынок

Дочь – доченька

Семья – семейка

  1. Один – много

Цель: Учить детей употреблять существительные во множественном числе Именительного падежа.

Ход: Воспитатель бросает мяч, называя существительное в единственном числе Именительного падежа. Дети, поймав мяч, называют существительное во множественном числе Именительного падежа.

Мама – мамы

Папа – папы

Сестра – сестры

Брат  - братья

Сын – сыновья

Дочь – дочери

Тетя - тети

 Дядя – дяди

 Бабушка – бабушки

 Дедушка – дедушки

Семья – семьи

  1. Скажи наоборот

   Цель:  Обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.

   Ход: Воспитатель называет детям прилагательные,  наречия. Дети подбирают антонимы к прилагательным, наречиям.

Чистый – грязный

 Старый – молодой

 Высокий – низкий

Большой – маленький

Старший – младший

Добрый – злой

Старше – моложе

Добрее – злее

Тепло - холодно

  1. Кто больше?

   Цель:  Расширение словарного запаса за счет прилагательных, согласование существительных с прилагательными.

   Ход:  Взрослый называет  члена семьи и предлагает ребенку описать его, употребив как можно больше слов.

Мама – веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная…

Бабушка - ….

Дедушка - …

Папа - ….

Брат - ….

Сестра - …

  1. Скажи со словом «Много»

   Цель:  Учить детей употреблять существительные во множественном числе Родительного падежа, со словом много.

   Ход:  Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч, называют родительный падеж существительного во множественном числе.

Семья – много семей

Ребенок – много детей

Работа – много работы

Мама – много мам

Папа – много пап

Дедушка – много дедушек

Бабушка – много бабушек

Сын – много сыновей

 Дочь – много дочерей

 Брат – много братьев

 Сестра – много сестер

Внук – много внуков

 Младенец – много младенцев

  1. Чей , чья, чьё?

   Цель:  Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

   Ход: Взрослый просит детей ответить на вопрос: «Чей ты?»

Мама – (значит, ты чей? Чья?) мамин (а).

Папа – папин(а).

Бабушка – бабушкин(а).

Дедушка – дедушкин(а).

Дядя – дядин(а).

Тетя – тетин(а).

  1. Закончи предложение

   Цель:  Склонение существительного.

   Ход: Взрослый читает предложение, а дети заканчивают предложение словом «мама».

   У каждого малыша есть … (мама).  Каждый человек любит свою … . на свете очень трудно жить без … на праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы … я люблю гулять со своей … я очень горжусь своей …

  1. Кто где спрятался

   Цель:  Развитие зрительного внимания, логического мышления, употребление предлога За

   Ход: Ты помогай, кто где спрятался – отвечай.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Scan0003.jpg

        

Развитие мелкой моторики.

Координация речи с движением 

  1. Пальчиковая гимнастика

Мама в дом войдет и ахнет:

- Чем у нас в квартире пахнет?

- Много чем, - ответим маме. –

Раз – горелыми блинами,

Два – разбитыми духами,

Три – штанами в рыбьем жире…

Мама скажет:

- А четыре –

Пахнет стиркой и уборкой.

А еще  - хорошей поркой!

(Шагают пальцами обеих рук

по столу.)

(Пожимают плечами.)

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счет.)

  1. Обводи и карандаш не отрывай. Всех, кто смотрит телевизор, называй.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Scan0003.jpg

(иллюстрация из книги Кисилёва Г. А. «Книжка - учишка»  Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4 - 6 лет Книголюб 2003)

Развитие связной речи.

  1. Расскажи о семье

   Цель: Построение монолога по плану.

   Ход: Взрослый просит детей рассказать о своей семье по плану.

  • Сколько в семье человек
  • С кем живет ребенок
  • Как зовут родителей (имя, отчество)
  • Кем работают родители
  • Сколько лет брату 9сестре)
  • В каком классе учится брат (сестра)
  • Какая у тебя семья (добрая, дружная, трудолюбивая)

  1. Беседа о семье

   Цель:  Поиск соответствующих понятий, развитие диалогической речи.

  • Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку
  • Кто ты маме, папе (сын, дочь)
  • Кто ты бабушке, дедушке
  • Кто старше мама или бабушка, папа или дедушка
  • Кто младше мама, папа или бабушка, дедушка

Литература

  1. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда. Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ОНР; СПБ 2009.
  2. Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.
  3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию  моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста; СПБ 2006.

ТЕМА:  МОЯ СЕМЬЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок к лексическим темам по развитию речи( средняя группа)

Надеюсь ,что этот материал может быть использован педагогами в занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой....

Лексические темы по развитию речи в логопедической группе

Лексические  темы  по  развитию  речи в логопедической группе 6-7лет с итоговым занятием...

Лексические темы по развитию речи

Картотека дидактических игр по развитию речи...

Лексическая тема по развитию речи "Путешествие в пустыню" старшая группа

Картотека содержит речевые игры, дыхательную гимнастику, стихи, загадки ,скороговорки....

лексическая тема по развитию речи "Перелетные птицы" старшая группа

В помощь воспитателю логопедической группы...

Лексическая тема "Мебель". Развитие навыка употреблять в речи простые предлоги "ПОД", "ИЗ-ЗА".

Лексическая тема "Мебель". Развитие навыка употребления в речи простые предлоги "ПОД", "ИЗ-ЗА"....

. Лексические игры на развитие речи детей 2-3 лет на тему "ВЕСНА" (материал для речевой газеты)

Данный материал представлен для речевой газеты, где родители с детьми могут поиграть в лексические игры на развитие речи детей  на тему "Весна", а так же выучить с детьми стихи, потешки...