Арт терапия
творческая работа учащихся по развитию речи (средняя группа)

Перевязкина Иванна Александровна

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивают нравственные мотивы поведения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arterapiya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА №123»

 г. САРАТОВ

Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»

ВОСПИТАТЕЛИ:

 Румянцева Н.В.

Перевязкина И.А.

аратов 2021 г.

Обоснование проблемы.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе. Увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии. Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Актуальность.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, театротерапия, изотерапия, сказкотерапия,песочная терапия).

Цель проекта:

• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии.

Задачи проекта:

1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.

2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.

3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».

4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5. Сплочение детского коллектива.

6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Участники проекта: воспитатель, муз. руководитель, психолог, дети средней группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: октябрь 2020 г. – МАЙ 2021 г.

Используемые методы:

  • Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций участвовать в создании новых образов); метод моделирования ситуаций; метод «погружения в ситуацию»;
  • Самостоятельное наблюдение во время прогулок и экскурсий.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, предметов декоративно- прикладного творчества.
  • Словесные: творческие беседы, чтение литературы и разыгрывание сказок, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

Наглядный материал:

  • *иллюстрации с изображением сюжетов театральных постановок из детских сказок;
  • *пальчиковый театр, маски, костюмы;
  • *настольно-печатные игры;
  • *фотографии и изображения празднования народных праздников;
  • аудио и видеозаписи народных песен и танцев
  • муз. диски со звуками природы;
  • наборы для ручного труда.

Предварительная работа:

-составление плана мероприятий;

-подбор необходимых музыкальных произведений, фонограмм совместно с музыкальным руководителем;

- тематическое оформление групповой комнаты (картинки – мотиваторы, уголок эмоций);

- дополнение уголков в групповой комнате (сенсорный уголок, книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, и др.) новыми материалами;

- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;

- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин,)

- изготовление совместно с родителями, педагогами ДОУ костюмов, шапочек- масок в театрализованный уголок

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Предполагаемые результаты:

для детей:

  • занятия будут разнообразными по форме организации;
  • будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
  • музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
  • цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;
  • сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изодеятельности, фольклора, музыки.

для родителей:

  • родители будут активно принимать участие в жизни группы, оздоровительных и спортивных мероприятиях;
  • Познакомятся с видами арт- терапии, будут активно применять их в воспитании и развитии детей.

Этапы работы по реализации проекта

I этап подготовительный (разработка проекта, октябрь)

Выявление проблемы.

  • Выбор темы.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта. (Анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте; диагностика детей на начало проекта.)
  • Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала. (Изучение условий реализации проекта;
  • ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;
  • планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;
  • пересмотреть структуру ООД с целью введения в ход ООД арт-терапевтических упражнений и заданий;
  • определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)
  • составление картотек, папок передвижек и заданий;
  • разработка ООД ;
  • составить консультации для родителей: «Арт- терапия в помощь родителям», «Чудеса арт- терапии»
  • выпуск тематических памяток и папок- передвижек о методах арт-терапии.)
  • Использование интернет – ресурсов.

II. Основной этап (практический).

Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми.

Формы и содержание

Социально-коммуникативное развитие

Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных произведений о народном творчестве, произведений художественной литературы, народных сказок.

Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками.

Театральные, творческие, речевые игры с детьми.

Словесные тренинги. Беседы о здоровье;

Создание вместе с детьми ситуаций- моделей, этюдов.

Акция «Добрый поступок»

Художественно-эстетическое развитие

В зимнее время года

Постройки из снега сказочных героев:

«Снеговик», «Снегурочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», их обыгрывание.

В осенний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, шатра из ткани.

Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.

Музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы.

Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».

Тематические выставки «Поделки из природного материала», «Осень в еловом бору», «Подарок для мамы», «Новогодняя игрушка».

Продуктивная деятельность по различным видам арт-терапии.

Рисование: «Рукавичка», «Подарок маме», «Зимняя прогулка» -ладошками.

Аппликация: «Веселый хоровод», «Колобок на окошке», «Зайчишка-трусишка» -из ваты

Лепка: «Красочное Дымково», «Улитка- малышка», «Девочка и мальчик танцуют».

Конструирование: «Стоит в поле теремок, теремок», «Избушка на курьих ножках» из природного материала.

Познавательное развитие

Создание мини-музея сказочных персонажей в группе.

Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых и выдуманных сказок, их изготовление, характеристика.

Дидактическая игра «волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов мини-музея.

Целевая прогулка в осенний парк.

Исследовательская деятельность. (Игры и опыты с водой, песком, использование соленого теста, «Чемоданчика с запахами», «Книги ощущений»)

Совместная деятельность родителей и педагогов

Работа с родителями

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок»;

Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей».

Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных персонажей в группе» (разные персонажи сказок, сказочные атрибуты).

Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций, инсценировки сказок.

Пополнение книжного уголка.

Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиозаписей с песнями сказочных персонажей, создание видеосалона сказок.

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» (формировать позитивное настроение)

Буклеты: «От чего зависит здоровье детей», «Техника арт-терапии с детьми 5 лет»

Консультации: «Арт-терапия для дошкольников», «Знакомство с техниками изотерапии»;

Оформление наглядно папки- передвижки «Арт- терапия в оздоровлении дошкольников»

Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов

Продукт проектной деятельности:

для детей:

• сценарий фольклорного празднике «Осенние посиделки»;

• пальчиковый театр «Моя семья», театр масок «Заюшкина избушка»;

• настольный театр «Теремок»;

• маски зверей к русским народным сказкам;

• уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии)

*мини музей сказочного героя.

для родителей:

• пакет рекомендации применение арт-терапии: Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей: лепка из теста».

• папка передвижка «Музыка лечит»;

• стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей» для родителей средней группы

• участие в фольклорном празднике «Осенние посиделки» вместе с детьми;

• фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Экскурсия в осенний парк», «Осенние посиделки», конкурс поделок из природного материала;

• изготовление дерева «Счастья».

для педагогов:

• презентация инновационного опыта «Проект «Арт-терапия в оздоровлении детей»;

•мастер-классы: «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования».

III. Заключительный этап (контрольно- оценочный).

1. Презентация проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей» на совете педагогов

2. Подведение итогов реализации проекта.

Аналитический (итоговый) этап.

1. анкета для родителей;

2. диагностика детей на конец проекта;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;

5. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы;

6. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...