Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие за красками радуги»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие закрепления ранее приобретённых знаний, занятие – путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Улыбка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи

 «Путешествие за красками радуги»

         

                 (подготовительная группа)

           

                                                                                                                          Составила: Крюкова Т.Н.

                                                                         

учитель-логопед

                                                 

п. Малиновский

2020г.

Вид занятия: Речевое развитие.

Тип занятия: занятие закрепления ранее приобретённых знаний, занятие – путешествие.

Тема: «Путешествие за красками радуги»

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные: закрепить образование слов в уменьшительно-ласкательной форме, согласовывать существительное с прилагательным, четко и правильно произносить звуки, образовывать слова, используя суффикс  – ищ,  употреблять в речи слова – антонимы, узнают и называют  лишний предмет, закрепить умение определять количество слогов  в словах,  распространенные предложения и схемы к ним, аргументировать свои  ответы,  умение работать в коллективе.

2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, развивать мышление, внимание и память, развивать общую моторику.

3. Коррекционно - воспитательные: воспитывать умения - работать в коллективе и индивидуально, действовать по инструкции педагога, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, умение оценивать самого себя. 

Место проведения: групповая комната.

Количество детей: подгруппа 6 человек.

Методы:

Словесный (приглашение, проблемный диалог, объяснение, пояснение)

Наглядный (показ способа действий, рассматривание);

Игровой (дидактические игры, воображаемая ситуация);

Практический (самостоятельная деятельность детей)

Приемы:

- организации детей на занятии (подгрупповой, индивидуальный)

- активизации умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, классификация, сравнение)

- обучения (словесный образец педагога; обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; мотивация; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, технические средства)

Материалы и оборудование:

- организация детей;

- активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность; проблемная ситуация).

Демонстрационный материал:   картинка радуги, карта сказочного леса, краски радуги;  животные сказочного леса: лиса, медведь, волк, белка, заяц, лягушка, еж;  схема для предложений.

Раздаточный  материал:  карточки с изображением звуков, картинки с обобщающими  понятиями, игрушки: мячик, матрешка, машинка, кубик, пирамидка.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети стоят в кругу, рассказывают чистоговорку, отбивая ритм руками

Туки – ток, туки – ток

Так стучит молоток, (стучат кулачками)

Тики – так, тики – так

Так часики стучат, (движение ладошками вправо-влево)

Тики – тук, тики – тук

Так стучит каблук. (стучат ладошками-лодочками, образуя глухой звук)

Логопед:  Ребята, сегодня я хочу предложить  вам  отправиться в сказочный  лес, там красивая, а что красивая догадайтесь сами. Как называется наша группа?

Дети: Радуга.  

Логопед: Правильно ! Вы хотите на неё посмотреть?

Дети: Да

Логопед:  Ну,  тогда в путь.  Вы готовы?

Полетели над горами, над дремучими лесами.

Повертелись, покружились,

И тихонько опустились.

В сказочном лесу мы с вами очутились.

Логопед:  А вот и радуга.  Что-то она не похожа  на радугу. Ребята, а какая она?

Дети:  Не красивая, страшная, не разноцветная, серая  

Логопед: Как вы думаете, что же могло случиться с радугой?

Ответы детей.

На экране появляется злая  волшебница: Ха-ха- ха!  Это я – злая волшебница, украла цвета с  вашей радуги.

Логопед: Конечно, как же я сразу не догадалась, что радуга бесцветная.  Что же теперь нам делать?

Дети: раскрасить, забрать краски  у волшебницы.

Злая  волшебница: Ха-ха-ха! А вы попробуйте, это совсем не просто. Вы сможете забрать краски, только тогда, когда выполните все мои задания.

Логопед: Чтобы забрать краски и раскрасить радугу, нам  нужно выполнить задания злой волшебницы. За правильное выполнение заданий мы будем  получать краску, с помощью которых  мы сможем раскрасить радугу.  Но нам нужно набраться сил. Давайте выполним дыхательное упражнение, которое нас сделает смелыми, умными и самыми сильными.

Упражнение на дыхание «Ха»:  Поднимаем руки вверх,  делаем полный вдох через нос, а затем резко опускаем руки и резким усилием выдыхаем воздух через широко раскрытый рот с резким звуком «ха!»  

(повторяем три раза).

Логопед: Ребята, возле радуги,  что-то лежит.  Как вы думаете, что это?

Дети: Карта

Педагог: Правильно карта. С помощью карты мы сможем узнать, кто из жителей сказочного леса  нам поможет выполнить задания злой волшебницы. 

Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

Смотрят карту.

Логопед:  К кому  мы обратимся?

Дети: К первой мы пойдем к лисе.

Логопед: А как вы догадались что это лиса?

Дети: из-за дерева торчит лисий хвост.

Подходят к лисе.

Логопед: Лисичка - подскажи. Как нам выполнить первое задание?».

 Лиса  говорит, что нам  нужно  придумать слова которые начинаются со звука С, мы свами встанем в круг и будем передавать шарик (Су-Джок) друг другу и  называть слова, которые начинаются со звука С. 
Дети: Слон, стул, стакан, слива,сок,солнце

От лисы дети получают  красную краску и кладут его в корзинку.

Логопед:   Дальше мы  отправимся к …

Смотрят карту. 

Дети: К зайцу

Логопед : А как вы догадались?

Дети: из-за пенька заячьи уши видно.

Логопед:  Заяц  - подскажи. Как нам выполнить второе задание?»

Заяц  говорит, что нам нужно взять  по одной картинке и нужно назвать предметы так, если их много.  

КНИГА,  МЯЧ,  ДОМ,  ГРИБ,  СТУЛ,  МАШИНА, ТАРЕЛКА.  

А теперь назовите  предметы на картинке -  ласково. 

От зайца  дети получают вторую краску оранжевую и кладут его в корзинку.

Логопед:  Давайте посмотрим по карте, к кому из сказочных лесных жителей  нам нужно обратиться. Дальше мы  отправимся к

Смотрят карту. 

Дети: К белке

Логопед: Как вы догадались, что к белке?

Дети: Из-за шишки видно беличий хвост

Логопед: Белка - подскажи. Как выполнить третье задание?»

Белка  говорит, что  нужно,  выбрать и  назвать лишний предмет.

Игра «Что  лишнее?» (интерактивная доска)

Кошка,  собака,  свинья, дом,  лошадь.  

Платье, сапоги, брюки, кофта, юбка.

Молоко, крокодил, сыр, мука,  масло.

Трактор, машина, самолет, жук.

Кот, кукла, юла, мяч, кубики.

Бабочка, ложка, комар, пчела, муха.

Холодильник, пылесос, утюг, кастрюля, телевизор.

(Дети называют лишнее слово и объясняют свой ответ)

От белки дети получают  третью краску желтую и кладут его в корзинку.

Логопед:   Дальше мы  отправимся к  …

Смотрят карту.

 Дети: К лягушке

Логопед: Лягушка-  подскажи как  выполнить пятое задание?»

Лягушка говорит, что нужно  назвать слова наоборот.  

Большой – маленький….. Мягкий – твердый……Холодный – теплый…..
Тяжелый – легкий……Грязный – чистый…….Светлый – темный…..
Добрый – злой.

От лягушки дети получают  четвертую краску зеленую и кладут его в корзинку. 

Логопед: По дороге мы немножко устали, и я предлагаю отдохнуть

Физкультминутка «Радуга»

В небе гром, гроза.(Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
(С. Маршак)

Логопед:   Дальше мы  отправимся к  …

Смотрят карту.

 Дети: К медведю. Из-за бочки с медом голова медвежья виднеется.

Логопед: Мишка- подскажи. Как выполнить следующее задание? Медведь говорит, что нужно  поделить слова, которые нарисованы на картинках на слоги и назвать сколько слогов. Логопед показывает картинки ( радуга, дождь, бочка, мед, туча, дерево)

Первый ребенок: В слове радуга два слога

Второй ребенок: В слове дождь один слог

Третий ребенок: В слове бочка два слога

Четвертый ребенок: В слове мед один слог

Пятый ребенок: В слове туча два слога

Шестой ребенок: В слове дерево три слога

От медведя  дети получают  пятую краску голубую и кладут его в корзинку.

Педагог:   Давайте посмотрим, кто поможет нам выполнить следующее задание.  Дальше  мы  отправимся к  …

Смотрят карту. 

Дети: К волку

Логопед: Волк- подскажи как  выполнить следующее задание?»

Волк хочет  поиграть  в игру «Маленький – большой»

У волчонка  маленькие лапки, а у волка - большие лапищи.

У  волчонка  маленький носик, а у  волка - большой носище.

У  волчонка  маленькие глазки, а у  волка - большие глазищи.

У  волчонка  маленький хвостик, а у  волка – большой хвостище.

От волка  дети получают  шестую краску синею  и кладут его в корзинку.

Педагог:   Дальше мы  отправимся к  …

Смотрят карту.  Дети: К ежику

Логопед: Ежик- подскажи как выполнить последнее задание?»

Еж говорит, что нам нужно придумать предложение со словом ежик и сделать схему предложения. Дети садятся за столы и составляют схему предложения, которое больше всего понравилось ежику.

От  ежа  дети получают последнюю фиолетовую краску и кладут его в корзинку.

Логопед:   Мы  собрали с вами все краски радуги, давайте раскрасим нашу радугу  (подходят и приклеивают разноцветные дуги на  радугу).

Логопед:    Вот мы и выполнили последнее задание злой волшебницы. Давайте скажем лесным сказочным жителям -  Спасибо!

Сначала -  тихо, а затем громко.

Злая  волшебница: Вы справились с моими заданиями и вернули все цвета радуге.

Логопед:    Случилось чудо, у нас с вами получилось вернуть на радугу все цвета !   Посмотрите,  какая она стала?

Дети:  красивая,  замечательная, разноцветная

Логопед:   А нам пора возвращаться в группу.  

Полетели над горами, над дремучими лесами.

Повертелись, покружились, и тихонько опустились,

Вот мы с вами в нашей группе  очутились.

Рефлексия: 

Логопед:  Ребята вы не испугались злой волшебницы? Какое задание вам понравилось выполнять? А какое задание  было трудным?

Какое у вас сейчас настроение?  Отметьте, свое настроение смайликами. (Дети выбирают смайлики и размещают их на радугу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;  Воспитывать доброжелательность, отзы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи. Тема : " Путешествие с Колобком "

Учить сопереживать героям сказки; учить детей вспоминать знакомую сказку - «Колобок» с опорой на зрительные образы, формировать умение слышать и понимать заданные вопросы п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Путешествие в страну детских сказок»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет)«Путешествие в страну детских сказок»Воспитатель: Тихомирова Яна Владимир...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с элементами исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое предметов - ручка», с использованием интерактивного оборудования MIMIO

Цель: Формирование представлений детей об истории ручки. Задачи:Знакомство детей с историей ручки, научить понимать функции и назначение ручки.Научить устанавливать причинно - следственные связи ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в сказку

Конспект содержит сюрпризный момент, интересен для детей, а также игры, которые нравятся, но и развивают речь воспитанников....