«Осеннее приключение»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ломакина Елена Валерьевна

Конспект НОД

По развитию связной речи с использованием

инновационных технологий

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_pokaz2.docx726.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 г.Павлово

Конспект НОД

По развитию связной речи с использованием

инновационных технологий

в старшей группе

Составила:

Воспитатель Ломакина Е.В.

2020год.

 «Осеннее приключение»

Цель:

Заучить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие;

- учить находить художественный образ к художественному слову;

 - расширять активный и пассивный словарь;

Развивающие;

- развивать слухоречевую память;

- развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение,    зрительное и слуховое восприятие;

-  развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию;

- развивать связную и фразовую речь;

- развивать воображение детей через изображение предмета;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к поэзии;

- воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам.            

Оборудование:

Магнитная доска, маркер, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, простые карандаши, сундук с посланием и сюрпризом, куб «Эмоции», тучки на ниточках, ватные палочки, фонарик, плед, подарочки на каждого ребенка для сюрпризного момента.

Методы и приемы, используемые в НОД:

Словесный:, вопросы,объяснения, поощрение, художественное слово

Наглядный: куб эмоций, мнемотаблица, портрет писателя, сюрпризный момент

Практический: составление мнемотаблицы, рассказывание стихотворения по таблице

Предварительная работа:беседы об осени, об осенних месяцах наблюдение за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов об осени, прослушивание музыкальных произведений.

Ожидаемый результат: Активизация словаря, развитие слуховой памяти, словесно- логического мышления, воображения, развитие связной и фразовой речи

Список используемой литературы:

  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А.Васильевой \Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, /2016 год
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет). - М.: Мозаика- Синтез, 2016 г
  • Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (5-6 лет) М:Мозаика  – Синтез, 2016г.
  • Интернет ресурс:  http://detstvogid.ru 

Ход НОД;

Ход  деятельности:

Возможные ответы,

действия детей:

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите какой красивый сундучок у нас тут стоит. Давайте подойдем к нему, откроем и посмотрим, что в нем лежит. (пытаются открыть сундучок– не получается). Тут какое-то письмо. Наверно, для нас! Давайте прочитаем.

2. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Скучная картина»

Содержание письма(письмо состоит из 7 маленьких листочков):

Чтобы открыть чудесный ларчик, прочитайте с детьми это стихотворение:

Скучная картина! 
Тучи без конца, 
Дождик так и льется, 
Лужи у крыльца... 
Чахлая рябина 
Мокнет под окном, 
Смотрит деревушка 
Сереньким пятном. 
Что ты рано в гости, 
Осень, к нам пришла? 
Еще просит сердце 
Света и тепла!....

- А написал это прекрасное стихотворение русский писатель Алексей Николаевич Плещеев.

(во время вывешивания портрета писателя на магнитную доску педагог роняет листочки, листочки распадаются)

- Что же делать?

Чтобы восстановить текст стихотворения, нужно собрать листочки и сложить их в нужном порядке.

Я запомнила слова и сейчас вам их подскажу, но чтобы текст больше не рассыпался,  предлагаю его зарисовать (раздаются заготовки таблицы для зарисовывания схем).

Итак, я сейчас буду проговаривать для вас каждую строчку стихотворения и  мы с вами будем вместе придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок.

СКУЧНАЯ КАРТИНА

- Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!

- Мы можем нарисовать картину!

(В первом квадратике рисуем «картину»)

Эмоциональная гимнастика

- Поэт говорит: «СКУЧНАЯ…» ,как можно изобразить нашей мимикой это слово.  Какие другие эмоции может вызывать картина? (Радость, злость, страх, удивление,…)

Давайте проговорим еще раз эту строчку:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

Педагог продолжает:

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА

- Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы?

- Да, правильно, Тучи!

Дыхательная гимнастика

-У меня тоже есть тучи (атрибут для дыхательной гимнастики). Предлагаю вам подуть на мои тучи сначала слабо, потом сильно, затем снова слабо.

Проговариваем, что мы зарисовали в первом и втором окошках:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

Педагог продолжает:

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

 ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

- Что нарисуем?

-Дождик, лужи, крыльцо.

Возвращаемся к нашей таблице. Проговариваем с самого начала:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

Педагог продолжает:

ЧАХЛАЯ РЯБИНА

 МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

- Что нарисуем?

- Рябину и окно!

Нетрадиционная техника рисования

- Ребята, я предлагаю вам нарисовать ягоды рябины при помощи краски и ватных палочек.

-Повторим с самого начала:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

ЧАХЛАЯ РЯБИНА

 МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

Педагог продолжает:

СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

-Что такое деревушка? (уменьшительно-ласкательное слово деревня)

 Что нарисуем на эти строки?

- Глаз,  домики, серое пятно.

- Повторяем наше стихотворение:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

ЧАХЛАЯ РЯБИНА

 МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

Педагог продолжает:

ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,

 ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?

- Нарисуем знак вопроса, слово осень зашифруем в виде деревьев, а слово пришла в виде следов и/или ног.

Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами осень, которая в гости к нам пришла.

Сначала мы будем идти быстрым шагом, а потом медленным.

- Повторяем наше стихотворение:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

ЧАХЛАЯ РЯБИНА

 МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,

 ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?

Педагог продолжает:

ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ

 СВЕТА И ТЕПЛА!...

-Так что же мы с вами нарисуем в последней клеточке на строки?

-Что просит?

Что оно просит?

Как мы можем изобразить свет? Да правильно, молодцы мы можем нарисовать солнце, оно нам дарит свет.

- Нарисуем сердце, свечу (солнце)  и плед.

Дорогие мои друзья, смотрите, у нас получилось собрать рассыпанные мной листочки. Давайте подойдем к заветному сундучку и все вместе, дружно прочитаем  стихотворение.

Педагог открывает сундучок, где находятся памятные сувенирчики для ребят.

- Ребята, наше приключение подошло к концу, вы молодцы, были внимательными, активными,  я предлагаю вам забрать с собой ваши таблички, чтобы рассказать другим ребятам и своим родителям это прекрасное стихотворение, которое кто написал? Кто запомнил?

Да, правильно, молодцы!

Написал это стихотворение Алексей Николаевич Плещеев (показ фотопортрета).

Дети подходят к воспитателю.

Да, давайте

Дети предлагают, что можно нарисовать

Рисуют: В первом квадратике рисуем «картину»

Играют с кубом эиоций, подбирают эмоцию , которую может вызвать

Дети проговаривают строчку вместе с воспитателем

Дети предлагают, что можно нарисовать

(Рисуют тучи)

Дети дуют на тучи то слабо, то сильно

Дети предлагают, что можно нарисовать

Рисуют: Дождик, лужи, крыльцо

Дети предлагают, что можно нарисовать

Рисуют: Рябину и окно

Деревня

Дети предлагают, что можно нарисовать

Рисуют: Глаз,  домики, серое пятно

Дети предлагают, что можно нарисовать

Рисуют: знак вопроса,деревья, следы- ноги

Дети предлагают, что можно нарисовать

Сердце

Света и тепла

Рисуют: сердце, солнце  плед.

Дети читают стих по самостоятельно нарисованной мнемотаблице.

написал Алексей Николаевич Плещеев

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f67/0006d9ae-23ce5690/img47.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей среднего возраста «Осенние приключения Страшилы»

Сцеарий осеннего праздника для среднего дошкольного возраста...

ПРАЗДНИК ОСЕНИ "ОСЕННИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ"

Цель праздника:создать положительный эмоциональный настрой;создать условия для творческого самовыражения детей;развивать выразительность речи детей, чувство ритма, умение согласовывать движения ...

«ОСЕННИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ». Осенний праздник для детей младшей группы.

В материале представлен сценарий для проведения осеннего праздника для детей младшей группы....

Сценарий праздника осени для детей 2-ой младшей группы "Осеннее приключение".

Сценарий праздника осени для детей 2-й младшей осени...

Осенние приключения. Сценарий осеннего развлечения в ДОУ для детей старшего возраста.

Осенние приключения – это игра-путешествие, приглашающая всех участников мероприятия в чудесный сказочный мир.Праздничное действие начинается в группе и продолжается в музыкальном зале, холле, коридор...

Сценарий осеннего развлечения в подготовительной группе "Осенние приключения"

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: создать у детей праздничное настрое...

Осенний праздник в старшей группе "Осенние приключения"

Действующие лица: Осень, Пугало (взрослые), Мишка, Белка, Заяц, Овощи (редька, морковь, редиска, репка, помидор, баклажан - дети)...