Конспект родительского собрания
материал по развитию речи (старшая группа)

Конспект сценария родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тематического родительского собрания в старшей группе.

Тема: «Развитие речи детей 5 лет».

Возрастная группа: старшая.

Время проведения: сентябрь.

Форма проведения: нетрадиционная.

Участники: воспитатель, логопед, родители.

Место проведения: музыкальный зал.

Цели и задачи проведения собрания:

  • Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребѐнка.
  • Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.
  • Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
  • Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Предварительная работа:

     ∙ Анкета для родителей;

     ∙ Изготовление пригласительных билетов с детьми в виде аппликаций;

     ∙ Раздаточный материал(памятки);

     ∙ Консультации в родительский уголок.

Ход собрания

Педагогический коллектив

Родители

I. Вступительный этап

Цель: создание атмосферы доброжелательности, позитивного настроения

Цель: настрой на продуктивный контакт

- Добрый вечер, дорогие родители!

Спасибо вам, что смогли найти время и прийти на нашу с вами встречу, посвященную обучению наших детей. - Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!

Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 24.

У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь. Для начала я бы хотела сказать огромное «спасибо» родителям, которые занимаются со своими детьми дома. Вполне понятно, что не все родители дошкольников в силу разных причин озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу. Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.

Родители слушают выступление воспитателя,

сидят за столами и выполняют задание.

                                   II. Основная часть

Цель: Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребѐнка.

Цель: получить новую

информацию, отыскать новые подходы к взаимодействию с ребенком.

-Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.

Повестка собрания: (1 слайд)

1.Промежуточные итоги уровня усвоения программы по образовательной области «Речевое развитие».

 2. Итоги анкетирования

3. Особенности развития детей от 5до 6 лет. (Выступление логопеда)

4. Давайте поиграем! (игры по развитию речи)

5. Организационные вопросы.

1. Результаты мониторинга (2 слайд) (Сводная диаграмма) 2. Результаты анкетирования

 Анкетирование показало, что дома вы с детьми в основном занимаетесь над развитием речи: разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаѐтесь, что у вас нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребѐнком, поиграть, позаниматься с ним.

Что дома делать надо:

1. В первую очередь, разговаривая с ребѐнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чѐткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребѐнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за еѐ правильностью.

2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребѐнком. И если вы заметили, что у ребѐнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

3. Чаще читайте ребѐнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребѐнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чѐтким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

 4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребѐнку эти фразы: 5. - Ты очень многое можешь!

 6. - Я помогу тебе.

7. – Я радуюсь твоим успехам.

4. Задание родителям и детям. Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем вам – сочините с ребѐнком свою сказку, запишите еѐ тетрадь или блокнот, а ребѐнок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – ваша и вашего ребѐнка.

Родители слушают выступление воспитателя.

Родители отвечают на вопросы воспитателя.

Выступление логопеда.

«Возрастные особенности развития речи детей 5 лет»

Цель:расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

 Цель: получить новую информацию

Логопед читает лекцию, сопровождая её слайдами на экране. В конце выдает родителям карточки со своими контактами и графиком работы, приглашая на индивидуальные консультации по данному вопросу.

- К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Основные задачи речевого развития детей 5-6 лет

Задачи на развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

-Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

 -Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника. -Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

-Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

-Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.

-Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

 -Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

-Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

 -Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.

-Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.

-Воспитывать интерес к письменным формам речи.

-Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета):

-Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.

-Расширять представления детей о культуре речевого общения.

-Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. Достижения ребенка к концу учебного года

∙ Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

∙ Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

∙ Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

∙ Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

∙ Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки. Работа по развитию речи ребѐнка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Родители озвучивают вопросы, которые их интересуют, обсуждают между собой, задают вопросы педагогам, ищут оптимальные пути решения.

Игры на развитие речи

Цель: Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Цель:Узнать новые игры для развития речи детей.

4. Давайте поиграем! (4 слайд)

Воспитатель знакомит родителей с играми по развитию речи и материалом для проведения мелкой моторики рук.

 И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой.

Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей (педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам).

 Игра «Подберите эпитеты к словам» 

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.)

 -ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

-ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

Игра «Назови предмет» 

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля.

Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало…) и т.д.

Игра «Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно).

Родители играют в игры с воспитателем и логопедом.

Рассматривают игры на мелкую моторику кистей пальцев и задают вопросы.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура.

Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию.

Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всѐ это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребѐнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

 -А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.

-Может у вас возникли вопросы?

-Или кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?

Родители слушают логопеда, высказывают свое мнение, задают вопросы.

III. Заключительная часть. Подведение этогов

Воспитатели совместно со специалистами подводят итог собрания.

  1. Заключительное слово воспитателя.

Решение родительского собрания:

1. Использовать в развитии речи детей знания, полученные на родительском собрании и опыт других родителей и воспитателей.

2. Продолжать повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка.

3. Уделить внимание вопросам домашнего чтения художественной литературы с детьми.

Родители внимательно слушают воспитателей.

2. Рефлексия.

Предлагается информационный материал.

- Дорогие родители! Мы надеемся, что наша встреча была полезна для вас. Мы подготовили для вас небольшие памятки по развитию речи детей 5 лет.

Выдаются памятки, содержащие основные элементы лекции логопеда.

Предлагается ознакомиться с выставкой педагогической литературы.

Родители разбирают памятки и благодарят педагогов.

3. Прощание.

- Спасибо вам огромное за сотрудничество и продуктивную работу. Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам! До новых встреч.

Родители прощаются с педагогами и уходят.

                                         

                                       

                                           Раздаточный материал

«Как читать детям» (раздать родителям)

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребѐнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всѐ то, что может помешать, ребѐнку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребѐнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребѐнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всѐ воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

 5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребѐнка.

6. Обязательно задайте ребѐнку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребѐнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Статические упражнения:

 ∙ «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счѐт до 10 (3 раза). Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребѐнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

 ∙ «Коза»: вытянуть вперѐд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счѐт до 10).

∙ «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счѐт до 8).

 ∙ «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счѐт до 10).

 ∙ «Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счѐт до 10).

∙ Сила тонуса. «Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня».

 Игры для речевого развития «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов. Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеѐк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря …

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьѐй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребѐнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

 «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребѐнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всѐ наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот.

Например: темно, а наоборот — светло. ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ

Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов.

 Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

Анкета.

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы или подчеркните ответ.

1. Ф.И.О. вашего ребѐнка

2. Сколько детей воспитывается в семье?

3. Имеется ли у ребѐнка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?

4. Имеются ли в игровом уголке:

         ∙ художественная литература;

         ∙ произведения народного фольклора.

5. Напишите названия   сказок, стихов, загадок которые знают ваши дети.

6. Ежедневно ли вы читаете своему ребѐнку?

    В какое время суток?  

7. Обращаете ли вы внимание ребѐнка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл?

8.Задает ли ваш ребѐнок вопросы после чтения или рассматривания книжек?     Задаѐте ли вы вопросы после чтения.

9.Как часто вы покупаете художественные книги своему ребѐнку

10. Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?

11. Берѐте ли вы детские книги из библиотеки для вашего ребѐнка?

12. Что из перечисленного считаете важным для своего ребѐнка:

∙ привитие любви и бережного отношения к книгам;

∙ игра в компьютер;

∙ просмотр телевизионных передач (каких)?

13. Сколько времени в день ваш ребѐнок проводит перед: телевизором;

 компьютером;

планшетом;

телефоном.

14. В каком возрасте впервые заговорил ваш ребенок?

15. Довольны ли вы словарным запасом ребѐнка?

16. Достаточно ли развита его речь?

17. Работаете ли вы дома над развитием речи ребѐнка? Каким образом?

18. Есть ли проблемы у вашего ребѐнка в звукопроизношении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...