Консультация и мастер класс для воспитателей "Речевой уголок в детском саду"
презентация по развитию речи

Майгова Ольга Валерьевна

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

 

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

 

Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

 

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию,  содержащемуся в уголке;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать уголок оборудованием.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Речевой уголок570 КБ
Файл konsultatsiya_ugolok_po_rech._razvitiyu.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ

Слайд 2

Цель речевого уголка способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Слайд 3

Задачи Формирование фонематического восприятия и слуха. Развитие артикуляционной моторики. Закрепление навыков правильного произношения звуков. Закрепление навыков, полученных на занятиях. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи. Развитие мелкой моторики

Слайд 4

Принципы организации речев ого уголк а присутствие игрового персонажа наполняемость разнообразие материала соответствие возрасту доступность системность эстетичность оформления периодичность обновления

Слайд 5

Содержание речевого уголка: Картотека артикуляционных упражнений. Картотека дыхательных упражнений с играми для поддувания. Картотека пальчиковых игр. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (физминутки). Картотека хороводных игр. Картотека народных игр. Картотека словесных игр по всем разделам. Дидактические игры на совершенствование ЗКР. Дидактические игры на обогащение и активизацию словарного запаса. Дидактические игры на развитие грамматического строя речи.

Слайд 6

Содержание речевого уголка: Дидактические игры на формирование связной речи. Предметные картинки, фотографии и открытки по всем лексическим темам на обогащение словарного запаса, на развитие грамматического строя речи, на развитие связной речи. Сюжетные картинки и иллюстрации к сказкам для обучения детей пересказыванию знакомых сказок и на составление рассказов с последовательно развивающимся действием. Пособия для подготовки к обучению грамоте. Материал и игры для развития мелкой моторики рук.

Слайд 7

Организация речевого уголка

Слайд 8

Пособия для развития дыхания

Слайд 9

Пособия для развития артикуляционной моторики предметные картинки опоры, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Слайд 10

Пособия для активизация словаря, обобщающих понятий: предметные картинки по лексическим темам; дидактические игры по развитию речи «Назови одним словом» и др.

Слайд 11

Различные виды театров

Слайд 12

Развитие мелкой моторики: мозаики, игры на штриховку, пазлы.

Слайд 13

Мастер класс

Слайд 14

«Я начну, а ты продолжи» Практическая часть : - Пошел первый…. ( воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов) - Утром дети … - Девочка Маша играет… . - Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Слайд 15

«Рифмы» Практическая часть : К названным словам, подобрать рифмы : ребята - котята; картина - ; глаза - ; птицы - ; сон - ; Игрушка - ;

Слайд 16

«Доскажи словечко». Практическая часть : - Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут… - Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели -это.. - Очень чисто вымыт пол, на него поставим…

Слайд 17

«Почемучки» Практическая часть : задаётся вопрос, а ребёнок должен ответить на него полным ответом. Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему засыхают цветы? Почему весной тает снег? Почему летом не носят шубы? Почему деревья мокрые? Почему мяч катится? Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос

Слайд 18

Массаж с шариком «Су-Джок» Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Слайд 19

«Расскажем стих руками» - Едем, едем на машине , (имитация движения рулём) - Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить) - Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя) - Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу) - Дворники считают капли : - вправо-влево, чистота ( руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево - вправо) - Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами) - Мы - шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак)

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МА ДОУ «Детский сад №8 «Полянка»

«Уголок по речевому развитию»

Консультация для воспитателей

        

Составитель: Майгова О.В.

Яшкино

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию,  содержащемуся в уголке;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

материал по звукоподражанию  (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты: рояль,  гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации,  звуковички («домики»)  гласных и согласных звуков;

индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа: схемы слов,  звуковые дорожки, звуковая лесенка,  альбомы по слоговой структуре слова;

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,  чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки,  схема характеристики звуков,  схемы слов)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках»«Учись читать»«Умные кубики»«Слоговые кубики»).

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах

Младшая группа

  • Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
  • Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки»«Семья, «Транспорт»«Домашние животные»«Одежда»«Посуда»«Мебель».
  • Картинки с простыми сюжетами и действиями
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?»«Назови одним словом».
  • Игры по типу «Найди пару»«Найди отличия».
  • Игровизоры, игрушки – телефоны.
  • Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
  • Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
  • Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
  • Трафареты, шаблоны.
  • Игры для развития ручной умелости.
  • Картотека речевых игр.
  • Открытки о родном городе.

Средняя группа

  • Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки»«Времена года»«Сказки о дружбе зверей» и др.
  • Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
  • Открытки для рассматривания.
  • Портреты писателей в соответствии с программой
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?»«Назови одним словом».
  • Игры небылицы «Чего на свете не бывает?»«Кто кричит?»
  • Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?»«Найди отличия».
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
  • Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
  • Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  • Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • Открытки о родном городе, крае.
  • Предметы быта и старины.

Старшая группа

  • Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
  • Портреты писателей в соответствии с программой
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
  • Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
  • Портреты художников – иллюстраторов.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
  • Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
  • Наборы картинок «Составь рассказ по картинке»«Разложи по порядку и составь рассказ».
  • Азбука букв различной фактуры.
  • Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  • Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
  • Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
  • Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
  • Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
  • Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная к школе группа

  • Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
  • Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
  • Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
  • Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
  • Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
  • Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
  • Наборы картинок «Составь рассказ по картинке»«Разложи по порядку и составь рассказ».
  • Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
  • Уголок «Читаем сами», журналы «Непоседа»«Весёлые картинки»«Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2017 год - Мастер-класс "Обследование предметно-развивающей среды детского сада "

В материале по обследованию предметно-развивающей среды старшей группы детского сада представлено содержание и наполнение центров и уголков....

"Божья коровка" мастер-класс для педагогов и воспитанников детского сада

Лето... Как много насекомых!!! Мы предлагаем вам сделать своими руками божью коровку из цветной бумаги.Итак, начинаем.Намочим прямоугольник в ёмкости с водой......отожмём бумагу... ...аккуратно распра...

Мастер-класс с участием пап воспитанников детского сада

Сделать подарок маме своими руками поможет папа. Наши папы помогали детям сделать рамку для фотографии к Дню матери....

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Мастер- класс по физической культуре в детском саду.

Практическая часть на семинаре " Формирование оптимальной двигательной активности у дошкольников при занятии физической культурой" в форме мастер - класса.Цель: Закрепление знаний педагогов по теме на...

Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»

Конспект мастер-класса по теме "Эксперементирование  в детском саду"...

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Речевые коммуникации педагога детского сада»

Совместная отработка методических приемов формирования коммуникативных умений у воспитателя ДОУ....