«Пейзаж. Времена года»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

знакомство с пейзажной живописью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Изобразительному искусству

В музее «Радуга»

Для детей подготовительной группы.

Тема: «Пейзаж. Времена года»

Составила: педагог  по изо

Сайфутдинова Э. Н.

г. Ульяновск


цель: вызвать эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин. Познакомить с разными видами пейзажа: городской, сельский, архитектурный, индустриальный, морской, горный. Обратить внимание на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности, и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года.  

Время проведения: февраль

Место проведения: выставочный центр «Радуга».

Длительность:  30 минут.

Маршрут: детский сад – «Радуга» - Детский сад.

Предварительная работа: рисование пейзажей, игра «Перспектива», «Собери пейзаж». Наблюдения за природой на прогулке

Материалы и оборудование: игра «Времена года». «Золотая осень» Левитана, «Зима» Шишкина, «Московский дворик» Поленова, Ромадин «Пейзаж в Островском», «Вид памятника Петру 1» Сурикова, Рерих «Гималаи», Айвазовский «9 вал», «Подмосковье. Февраль» Нисского, «На Луне» Соколова.

-сегодня мы будем говорить с вами о пейзаже.  Что такое пейзаж?

- пейзаж- это французское слово. И оно переводится как «природа». Поэтому картины, на которых изображается природа: леса, луга, поля, горы, реки, озера, моря- будут называться жанром пейзажа.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж

-посмотрите на эти картины и скажите, какая картина здесь лишняя? Почему ты так считаешь?

-пейзажи бывают разные. В городском пейзаже изображены различные здания, улицы, виды города, дома. Найдите городской пейзаж.

-в сельском пейзаже изображены деревенские дома и поля. Найдите сельский пейзаж.

-бывают архитектурные пейзажи или парковые, если изображены архитектурные сооружения: дворцы, руины, обелиски, памятники старины. В парке могут быть беседки, гроты, скульптуры.

- еще есть морской пейзаж. Как вы думаете, что на нем изображено? Правильно, море. Такая картина называется маринистика. Давайте повторим это слово. Найдите морской пейзаж.

-что такое горный пейзаж? Это изображение гор. Найдите горный пейзаж.

-посмотрите на эту картину. Что здесь изображено? (космос).  Космический пейзаж- это картины, про то, что видят космонавты в космосе, и про то, что они чувствуют, о чем мечтают. А мечтают они увидеть далекие миры, незнакомые планеты.

-есть еще один вид пейзажа, который рассказывает о том, как человек изменяет природу, когда строит фабрики, мосты, станции, дороги, о том, как эти сооружения вписываются в природу. Это индустриальный пейзаж. Найдите индустриальный пейзаж.  

- природа очень похожа на людей. У нее бывает разное настроение: веселое и грустное. Как вы думаете, как выглядит природа, когда она веселая? Конечно, светит солнце, небо ясное, чистое, погода прекрасная. Найдите веселый пейзаж.  А грустная природа ? идет дождь, ветер. А когда сердится, то даже метет вьюга или метель, гремит гром. Найдите грустный пейзаж.

-природа, также, как и мы, носит разные по цвету одежды. Какого цвета летняя одежда у природы? А зимой? Осенью? Весной?

-настоящий художник в своих картинах не только  рисует, но и передает настроение, характер природы, всю ее красоту и многообразие.

-посмотрите на эти пейзажи. Скажите, о чем они? Да, художники изобразили разные времена года: осень, зиму, лето, весну. Покажите мне картину об осени («Золотая осень» Левитана). Как вы догадались, что это осень? Вам подсказали краски, которые использовал художник? Назовите эти краски. Это оранжевые, желтые, красные, золотые, теплые коричневые. Как назвать одним словом эти краски? Теплые. Какое настроение создают краски в картине? Они создают ощущение радости, праздничности, торжественности. Это громкие, звонкие, яркие краски золотой осени. Эту картину написал Исаак Левитан. Она называется «Золотая осень».

- а это картина о чем? («Зима» Шишкина). О зиме. А как вы догадались? Каким изображен лес в картине? Художник нарисовал заснувшим под пушистым снежным ковром дремучий лес. Все покрыто сияющим снегом. Какого цвета снег? Почему он голубой и коричневато-зеленый? Голубым он стал от тени, а коричневато-желтым от падающего света зимнего солнца. Какая погода на картине? Холодная, морозная. Представьте, что мы попали в эту картину, что вы слышите? А мне здесь ничего не слышно. Тишина. Ничего не шелохнется.              

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»,- так красиво сказал поэт Есенин об этом лесе. А художник Иван Шишкин о зимнем лесе рассказал красками.

 - а эту картину написал Василий Поленов. Она называется «Московский дворик». Какое время года изображено на картине? Каким изображено небо?  Оно прозрачное, нежно-голубое, чуть розоватое к горизонту, с легкими белыми облачками. Какие цвета использовал Поленов, изображая землю? Ярко-зеленая трава, светло-песочные тропинки, высветленная зелень деревьев и кустов. Представьте, что мы очутились в этом дворике, вдохните воздух. Какой он? Воздух прозрачный, нежный, , легкий, чистый, что видны крыши дальних домов церкви и колокольни. От картины веет ощущением ясности, прозрачности, чистоты, ласкового тепла, спокойствия, безмятежности. И все это благодаря цветам.

- а теперь посмотрите на картину Ромадина «Пейзаж в Островском». Какое время года изобразил художник? В чем особенность красок, которые он использовал. Да, это весна. Нежным зеленым пухом первой зелени покрыты кусты. Цвета создают ощущение нежности, прозрачности, свежести. Кажется, что прозрачный воздух напоен запахами проснувшейся земли, ароматами весенней молодой листвы, разворачивающихся почек. Цветут вербочки, даже молоденькая сосенка украсилась розовыми свечками. Все зеленеет. Кажется, что и вода зазеленела, отражая свежую зелень деревьев и кустов.

- итак, мы с вами рассмотрели картины и открыли одну из тайн живописца: чтобы люди узнали, какое время года изображено, и почувствовали его, художнику надо найти точные цвета и цветосочетания, которые передадут ощущение холода и тепла, звонкости, громкости или мягкости, нежности, разлитых в природе.

- сейчас мы с вами поиграем в игру «Времена года». Перед вами находятся 4 картинки с разными временами года. Вам нужно будет к каждой картине подобрать соответствующие карты с цветами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Игра «Найди фрагмент картины. Времена года. Пейзажи»

Данное пособие поможет научить детей анализировать изображение и находить недостающие фрагменты картинки, формировать знания детей о пейзажах, временах года.Закрепить знания о геометрических фигу...

Конспект занятия по рисованию «Пейзаж с деревом в разное время года»

Цель: Приобщение детей к миру изобразительного искусства....

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...

"Пейзаж с деревом в разное врем года"

Технологическая карта по рисованию «Пейзаж с деревом в разное время года» для подготовительной к школе группы...

Долгожданное время года Весна, долгожданное время года.

Долгожданное время года  Весна, долгожданное время года. И вот,она пришла. Дети рады весне, весёлому щебетаниюптиц яркому солнышку , первым проталинам и первымвесенним цветам, росткам клубни...