Отчёт по самообразованию за 2020-21 учебный год
статья (младшая группа)

За прошедший 2020-2021 учебный год, мною проводилась следующая работа по теме самообразования «Пальчиковые игры и гимнастика для детей младшего дошкольного возраста, как средство развития мелкой моторики у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx50.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

663615 Красноярский край, г.Канск, м/р-н Солнечный 57/1, тел. (8-39161) 66-4-22, E-mail: dou.rosinka@mail.ru

_________________________________________________________________________________________________________

Отчёт по теме самообразования

«Пальчиковые игры и гимнастика для детей младшего дошкольного возраста, как средство развития мелкой моторики у детей».

2020-2021 учебный год

                     Воспитатель: Югова Н.Д.

                                                                                                                   

За прошедший 2020-2021 учебный год, мною проводилась следующая работа по теме самообразования «Пальчиковые игры и гимнастика для детей младшего дошкольного возраста, как средство развития мелкой моторики у детей»: по заранее выбранной теме, была изучена специальная литература, далее был составлен план работы с детьми на весь учебный год по данной теме.

  • Составлена картотека пальчиковых игр и гимнастик.
  • В плане подобраны пальчиковые игры и гимнастики соответственно лексическим темам недели в перспективном плане на 2020-2021 уч. год.
  • Игры и гимнастики заносились в ежедневный календарный план и использовались в работе с детьми в различных режимных моментах, а также во время проведения ООД и в индивидуальной работе с детьми.

Работа с родителями

  • Мастер-класс для родителей, с целью разъяснить им важность и актуальность пальчиковых игр для развития малышей и замотивировать их играть со своими детьми в домашней обстановке в пальчиковые игры.
  • Родителям были вручены буклеты, содержащие информацию на заданную тему.
  • В родительский чат загружались видеоролики с простыми пальчиковыми играми и комментариями к ним.

(Фрагменты плана по самообразованию, буклета и картотеки пальчиковых игр и гимнастик приведены ниже под сноской)

Тема самообразования: «Пальчиковые игры и гимнастика для детей младшего дошкольного возраста, как средство развития мелкой моторики у детей».

Цель: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.

Задачи:

  • Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, подобрать и апробировать методики исследования.
  • Развитие мелкой моторики детей в игровой деятельности.
  • Создать картотеки пальчиковых гимнастик и игр.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

Методы и приемы работы:

Использование пальчиковой гимнастики в большинстве режимных моментов:

*утренний приём детей (фронтально и индивидуально), чтобы вовлечь детей в обще-групповую деятельность и вызвать у них положительный эмоциональный отклик

*в момент умывания, чтобы сделать процесс умывания более интересным для ребёнка

*вовремя занятий, чтобы привлечь внимание детей к себе, как воспитателю, либо во время физ-минутки, чтобы удержать внимание детей

*во время дневного чтения перед обедом (т. к. усидчивость у детей в младшем дошкольном возрасте очень слабая, пальчиковая игра или гимнастика позволит детям, развлечься и подвигаться, не прибегая к активным подвижным играм удержать детей в спокойном состоянии перед обедом и в последствии перед сном

*так же пальчиковые игры и гимнастику можно применить на прогулке в тёплое время года.

Рекомендации к подбору пальчиковых игр и гимнастик:

Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что пальчиковые игры лучше подбирать в соответствии с лексическими темами недели; для использования пальчиковой игры вовремя занятия- игру лучше подобрать в соответствии с темой занятия; в индивидуальной работе можно применить пальчиковую игру, которая больше нравится ребёнку, чтобы привлечь его внимание к себе или вызвать у него положительный эмоциональный отклик.

Цель занятий пальчиковыми играми и гимнастикой:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи, т.к. всем известно, что через развитие мелкой моторики, напрямую развивается и речь детей.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из, составленного мною перспективного плана работы с детьми, с применением пальчиковых игр и гимнастик, в соответствии с планом лексических тем на учебный год и часть картотеки пальчиковых игр, которую я периодически пополняю…

План работы по самообразованию В 1-й младшей группе на 2020-2021гг.

Тема: «Пальчиковые игры и гимнастика для детей младшего дошкольного возраста, как средство развития мелкой моторики у детей»

Подготовила: воспитатель МБДОУ №49 «Росинка»,

 г. Канска, Югова Н.Д.

Тема недели

Название и №

(по картотеке) пальчиковой гимнастики

Цели

Сентябрь

Здравствуйте, это Я!

«Весёлый человечек» №14

Развитие мелкой моторики , обогащение активного и пассивного словаря.

Наши игрушки

Игрушки №2

Развитие мелкой моторики, формирование новых понятий, соответственно теме недели.

Мой любимый детский сад

Встали пальчики №3

Развитие мелкой моторики рук, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик.

Я и мои друзья

Друзья №27

Формирование новых понятий, соответственно теме недели, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик.

Сад-огород

Овощи – фрукты №5

Развитие мелкой моторики , обогащение активного и пассивного словаря.

Октябрь

Здравствуй, осень золотая!

Осень №4

Развитие мелкой моторики, формирование новых понятий, соответственно теме недели.

Домашние животные

Домашние животные №7

Обогащение активного и пассивного словаря, формирование новых понятий, соответственно теме недели.

Домашняя птица

Уточка №1 (цв. картот.)

Развитие мелкой моторики , обогащение активного и пассивного словаря.

Доктор Айболит спешит на помощь (если дети заболели..)

Пальчики №29

Формирование новых понятий, соответственно теме недели. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3лет

Высказывания

известных людей.

1. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».            (В. А. Сухомлинский).

2. «Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).

3. «Рука – это своего рода внешний мозг». (Кант).

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОКГОВОРИТ!

Целью «пальчиковой гимнастики» является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

Благодаря занятиям пальчиковой гимнастикой у малыша развиваются: речевая активность, память, внимание, воображение, артистизм. Укрепляются мышцы мелкой моторики рук, что способствует успешной подготовки руки ребёнка к письму.

Рекомендации по проведению «пальчиковой гимнастики»

1. Желательно взрослому знать текст.

2. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

4. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

5. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

6. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

7. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

8. Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

Картотека пальчиковых игр и гимнастик

Картотеку я распределила в таблицу в два столбца и по четыре строки на страницу, распечатала, вырезала, так чтобы фрагмент, состоящий из двух столбцов можно было сложить по средней линии и заламинировала

Солнце №1

Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу

Руки так соединю.

(пальцы раздвинуты в стороны)

Это солнышко с лучами.

(пошевелить пальцами)

Рады все его теплу.

 

Игрушки №2

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук).

Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»).

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга

несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –«катаем машинку»).

Встали пальчики №3

Этот пальчик хочет спать,

(поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

(Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!»

(С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко! расставив пальцы).

В детский сад идти пора

 Осень №4

Если листья пожелтели,

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит,

(Стучим пальцем)

Птицы к югу полетели, -

(Изображаем крылья)

Значит, осень к нам спешит.

(Хлопаем в ладоши)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование 2018-2020 учебный год

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с родным краем»...

Программа по самообразованию 2018-2020 учебный год

Всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничесва ссемьями....

Отчёт педагога за 2019-2020 учебный год.

Отчёт педагога за 2019-2020 учебный год....

Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»

Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»...

Отчёт по самообразованию 2019-2020

Отчёт за год о проделанной работе...

Отчёт по самообразованию за 2020-2021г

Результаты деятельности по самообразованию...