"Веселые ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Масликова Юлия Игоревна

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Веселые ежи»

конспект итогового занятия

по развитию речи в старшей группе

Задачи:

  • Выявить умение  рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
  • Выявить умение составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
  • Выявить умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
  • Выявить умение образовывать однокоренные слова от существительного ёж, подбирать прилагательные, характеризующих животных;

Оборудование: Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, мультимедийная презентация, мяч.

Ход занятия: Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.

Он похож на маленькую горку.

Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.

По траве он бродит без дорожек.

Ты его не бойся, это… ёжик

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

Воспитатель: посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)

Что может делать ёжик? (сделать дыхательную гимнастику)

(подберем –синонимы)-

(бегать-двигаться-убегать, спать-отдыхать, есть - кушать-питаться, нюхать- искать, топать-идти-шагать)

Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»

Воспитатель: Ребята, наш ёжик любит прятаться. Он принес нам картинки, давайте попробуем его отыскать.

Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался в траве, в норе под пнем, под грибом)

Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.

Показ картины «Ежи».

Гимнастика для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Давайте рассмотрим картину.

- Кто нарисован на картине? (ежики).

- Ребята, давайте придумаем название этой картине. (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке).

Нам нужно составить рассказ по этой картине. Мы с вами будем много говорить, давайте сделаем гимнастику для нашего язычка:

«Ежик»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Молодцы, давайте еще раз рассмотрим картину и ответьте на вопросы:

1. - какое время года изображено на картине? (лето)

2. - Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые)

3. – Что изображено на этой картине? (как называется место в лесу, где растут ягоды, грибы) (лесная полянка).

4. - Что нарисовано на полянке? (гриб-великан, трава, ягоды, жук, улитка, мох).

5. – Кто пришел на лесную полянку? (ежи)

6. - Сколько их (четверо). (Мама - ежиха и трое ежат).

7. - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей).

8. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться).

9. - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).

10. - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, один ежонок поймал червяка).

11. - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).

- Давайте с вами немножко отдохнем, вставайте в круг:

Физкультминутка:

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь.

- Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)

- Однажды в теплый летний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку.

Там росли травка и гриб-великан, было много ягод и разных насекомых. Маленькие, колючие, любопытные ежата разбежались по полянке.

Двое ежат увидели жука и удивились, какие длинные у него усы.

Третий ежонок нашел червяка и сразу стал, его есть.

Мама ежиха наблюдает за улиткой. Она большая и заботливая, охраняет от хищников своих ежат.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

- Понравился мой рассказ? (да).

- Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.

- Давайте рассмотрим схему:

1. Сначала нужно сказать какой был денек, и куда мама ежиха привела ежат.

2. Потом расскажите про лесную полянку.

3. Затем расскажите, какие ежата.

4. Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке.

5. Потом расскажите, что делает маму ежих, и какая она.

4. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Дети рассказывают рассказ.

Игра «Закончи предложение» (антонимы) игра с мячом.

• медведь большой, а ёж… (маленький)

• Заяц пушистый, а еж … (колючий)

• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

• Лиса зимой охотится, а еж….(спит)

• У мышки хвост длинный, а у ежа (короткий) (всего 3 см)

Игра «Кто внимательный»

А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.

1. Сколько всего ежей на картине? (четверо ежей)

2. Какое насекомое нашли ежи? (жука)

3. Какая птичка сидела на ветке? (синичка)

4. За кем наблюдала мама ежиха? (за улиткой)

5. Кого съел ежонок? (червяка)

6. Какого цвета ягоды изображены на картине? (красного)

7. Что за великан вырос на полянке? (гриб)

Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

"Весело, весело встретим новый год!"

Консультация для родителей...