Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тагирова Эльвира Акифовна

Цель - закреплять умение детей пересказывать, опираясь на опорные слова или опорные картинки;

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- обучать подбору родственных слов (весна, трава, солнце);

- учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».

Цель - закреплять умение детей пересказывать, опираясь на опорные слова или опорные картинки;

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- обучать подбору родственных слов (весна, трава, солнце);

- учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных (май - майские; весна – весенние);

Развивающие:

- активизировать речевую деятельность детей;

- систематизировать знания детей о весенних признаках, явлениях;

- развивать мышление, память, внимание;

- развивать артикуляционную и общую моторику;

- учить согласовывать движения с речью;

Воспитательные:

- воспитывать учебную мотивацию;

- учить детей внимательному, бережному отношению к природе;

- воспитывать наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям;

- прививать любовь к родной природе;

- воспитывать самоконтроль.

Материалы и оборудование:

Конверт с письмом от Весны, проектор, ноутбук, слайд «Перелётные птицы». Макет дерева (берёза, запись композиции П. И. Чайковского «Времена года Весна», репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятий:

- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.

А теперь садитесь поудобнее.

- Кто хочет разговаривать.

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно.

Чтоб было всё понятно.

Повторяйте все за мной.

Ля – ля – ля – ожила кругом земля.

Ель – ель – ель – звенит звонкая капель.

Чи – чи – чи – журчат весенние ручьи.

Цы – цы – цы – прилетели с юга птицы.

Шо – шо –шо – зверям тоже хорошо.

Од –од –од - все сажают огород.

- Ребята сегодня к нам в детский сад пришло письмо и посылка. Давайте посмотрим, кому оно адресовано. Г. Буйнакск детский сад»Ветеок» детям подготовительной группы «Ромашка».

Всё правильно, наш адрес, интересно от кого оно?

Воспитатель читает письмо:

«К вам ребята на занятье так хотелось мне попасть,

Но пришлось мне задержаться надо землю украшать!»

Тут ещё загадка: «Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня ….

-: Ребята, вы догадались, кто же нам прислал это письмо?

Ответы детей: это письмо от весны.

- Какие слова вам помогли догадаться? (раскрываю почки)

- Весна хотела прийти к нам в гости с подарком, но не смогла. Т. к. у неё сейчас очень много дел. Но свой подарок она нам уже отправила. Весна пишет,что :

«Нужно все сосульки, с наших крыш убрать,

Птиц принять, что с юга, будут прилетать.

Да ещё расчистить место для травы.

Всех не перечислить хлопот у весны»

- А ещё весна предлагает нам поиграть и что знаем о весне рассказать.

А для начала давайте назовём по каким признакам мы определяем что наступила весна?

Предположительные ответы детей:

-небо стало высокое и голубое;

- солнце светит ярко и пригревает;

- на солнце снег начинает таять;

- появились первые проталины;

- ночи стали короче, а дни длиннее;

- побежали весёлые ручейки;

-зимнею одежду поменяли на лёгкую, весеннею;

-прилетают перелётные птицы, строят гнёзда;

- Молодцы! Справились с заданием.

-А теперь, «Весну не огорчайте, весенние месяцы по порядку называйте.

-Март. Апрель. Май.

- А вы знаете ребята,как раньше в старину называли весенние месяцы:

Март - протальником.

Как вы думаете, почему его так называют?

Предположительные ответы детей (потому что появлялись первые проталины)

Апрель – снегогон.(солнце светит ярче, пригревает, снег тает бегут ручьи)

Май – травень. (Появляется свежая травка, на деревьях распускаются почки. Появляются листочки)

Молодцы!

Послушайте стихотворение и скажите, а кто является главным помощником весны?

У Весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук.

Предположительные ответы детей: солнышко. Потому что от его тепла всё просыпается…

Игра «Сравни и назови».

Я буду бросать вам мяч начиная фразу, а вы должны её закончить.

Солнце жёлтое, как …

Солнце круглое, как …

Солнце ласковое, как …

Солнце весёлое, как …

Солнце тёплое, как …

Солнце яркое, как …

Солнце жаркое, как …

(дети садятся на стулья).

- Ребята, посмотрите. Наша берёзка стоит грустная, печальная. Предлагаю одеть её в красивый весенний наряд. Украсим его листочками заодно расскажем, за что же мы любим весну.

Каждое ваше предложение должно начинаться так «Я люблю весну потому-что…»

Игра «Укрась берёзку».

Физминутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали.

Из глубин далёких, воду доставали.

Наше тело – ствол могучий, он слегка качается.

И своей верхушкой острой в небо упираются.

Наши руки –ветки, крону образуют.

Вместе им не страшно, если ветры дуют.

Составление описательного рассказа детьми по картинно-графическому плану.

Наступила весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, облака пушистые, легкие. Снег тает, темнеет, появляются проталины, на проталинах первые цветы – подснежники. Трава весной молодая, светло-зеленая. Деревья весной просыпаются, почки набухают, появляются пе6рвые листочки. Весной просыпаются звери, у них появляются детеныши. Прилетают птицы, строят гнезда, выводят птенцов. Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду. Весной можно пускать кораблики по ручейку, играть в мяч, на асфальте можно рисовать мелом.

(дети пересказывают рассказ, с опорой на картинно-графический план).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, и послушать приятную музыку. Садитесь на ковёр. Устраивайтесь поудобнее.

(звучит композиция П. И. Чайковского «Времена года Весна»)

- Дети, вам понравилось это музыкальное произведение?

- А какие чувства вы испытывали во время прослушивания, какое у вас было настроение?

- Какая это музыка по характеру: весёлая или грустная?

Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

- Много красивых слов сказано о весне, художниками написано много картин.

Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано

Где картина, где окно.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

- Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?

Посмотрим на нее внимательно.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе.Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

- Эту картину природы и запечатлел художник.

Беседа по картине «Грачи прилетели»

- Как художник показал приближение весны?

- Всмотритесь в небо. Какое оно?

- Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

- Каким вы видите снег?

- Расскажите о березках.

- Что вы видите вдали?

- Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?

Закройте глаза и представьте себе, что вы там.

Воспитатель : Говорят, что птицы приносят весну на крыльях, как называются птицы, которые прилетают весной?

Дети: Перелётные

- А что птицы делают весной?

Дети: Готовят гнёзда, высиживают птенцов…

- «Перелетных птиц назовите, слова хлопками на слоги разделите,

в нужное гнездо птицу поселите»

Воспитатель: - Молодцы! И с этим заданием вы справились очень хорошо.

- Посмотрите, у Весны для вас ещё одно задание.

Игра «Разрезные картинки»(похвала)

- Давайте поиграем в игру, которая называется «Поймай звук».

Я буду называть слова, а вы если услышите в них звук «В» должны хлопнуть в ладоши. Вот так. Если же в слове нет данного звука, просто положите руки на колени. Слушайте внимательно.

Весна, девочка, стул, трава, ворона, облако, дерево, мяч, велосипед, соловей, гнездо, скворечник, книга, верёвка, дождь, медведь.

Отгадайте Ребус. (в ребусе слово ВЕСНА)

(Раздаётся стук в дверь, почтальон принёс посылку)

Ребята, вы уже догадались от кого эта посылка? (от весны)

Я тоже думаю, что это подарок, о котором она нам писала. Давайте посмотрим.

(достаём из посылки подарок -сюрприз от Весны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая речь»

В НОД мы обогащаем словарный запас детей, развиваем слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая страна - Речь»

В данном конспекте интегрированы следующие  образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое ра...