Звуковая культура речи (ж) – (ш)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бондарева Надежда Васильевна

беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Топкинского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Колосок №1»

                     Конспект занятия

      «Звуковая культура речи (ж) – (ш)»

                   (средняя группа)

                                                     Материал подготовили: Бондарева Н. В.

                                                                                               Прохоренко Д. В.

                                     

                                           С. Топки 2021

Цель: воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять детей в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах. Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж», «ш».

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Демонстрационный материал: картинки пчелки и змеи; картинки на заданные звуки «Ж», «Ш» и др; пальчиковая игра «Волшебная дорожка».

Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; раскраски с заданием.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов.

Ход ООД

Дети встают в кружок, возле воспитателя.

Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им наши улыбки и хорошее настроение.

Давайте вспомним нашу «Напоминалочку»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

А чтобы говорить красиво, нужно поработать с язычком.

Воспитатель: игра «Поиграем с язычком»

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Мотивация

 Раздается звук, привлекающей внимание детей.

Вы слышите? Что это? Воспитатель обращает внимание на сундук, из которого раздается звук.

Как вы думаете, кто там? Хотите посмотреть? Чтобы сундук открылся надо пальчики размять и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

 Сундук закрыт наш на замок:

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли!

Воспитатель открывает сундук, достает картинку пчелки.  Вешает ее на доску.

Кто это? ( ответы детей). Правильно  - это пчелка.

 Давайте с ней поздороваемся – пожужжим! Значит какой звук она произносит?  « Ж».

А теперь положите руку на шею и поем песенку пчелки ж ж ж ж -  чувствуйте, что наше горлышко тоже поет при этом, дрожит? А теперь пошипим как гусь-  ш ш ш ш - горлышко молчит!

А как называется домик в котором живут пчелы?

Правильно – улей! (показ на доске)

- Посмотрите! Нашей пчелке нужна помощь! Ветер раскидал все ее игрушки! Ей нужно помочь собрать только те игрушки в названии которых есть

Звук  Ж! Поможем?  Те игрушки  в которых нет звука Ж должны исчезнуть, а в которых есть звук Ж залетят к ней в домик – улей!

- Игра «Помоги пчелке»

Физминутка  «Веселая пчелка»

На доске появляется змея.

- Ой, ребята, кто это? Правильно змея! Какой звук она произносит?

Ш Ш Ш Ш Ш

Давайте поздороваемся со змеей – ш ш ш ш ш.

Ребята пчелка и змея хотят с вами поиграть.

Речевая игра «Далеко – близко»

Сейчас наша пчелка далеко – далеко, ее песенка слышна чуть слышно. 

А змея ползет близко, поэтому ее песенка слышна громко.

Пчелка летит близко и ее песенка слышна громко, а змея ползет далеко и ее песенка чуть слышна.

Молодцы, ребята!

Ребята в сундуке еще одно задание…..(карточка со словами)

Речевая игра «Угадай чья песенка?»

Прежде чем будем играть вспомним, как пчелка летит складывая лапки -  ручки крест на крест у груди – жжжжж.

А змея ползет извиваясь – ладони друг – другу, змейкой вверх.

Если услышите звук  Ж – делаем как пчелки.

Если услышите звук Ш  - делаем как змейки.

Слова: жаба, шарф, дом, флажок, бабушка, кот, шар,  золушка, принцесса, король, шут, жало, шёлковый, стража, мармелад, бархатный, снуют, шныряют мышь, кожа…

 Ребята, змея сочинила маленькие стихи, для себя и для пчелки!

Для пчелки со звуком Ж, а для  змеи со звуком Ш.

Давайте вместе их повторим.

Чисто говорки:

Ша ша ша ша – моет мама малыша

Жу жу жу жу – я вам сказку расскажу

Аж аж аж аж – летом все идут на пляж

Аш  аш аш аш – есть у Кати карандаш

 Какие вы молодцы, ребята! Давайте пчелку и змею проводим домой!

- Пальчиком проведите от пчелки к улею, произнося звук  ЖЖЖЖЖ,

И от змеи к кустику произнося  звук ШШШШШ.

(Раздача  карточек).

Вот и добрались они до дома! Молодцы ребята, вам понравилось?

Рефлексия. Что вам больше всего понравилось? Кто приходил к нам в гости? Какие песенки они пели? Кому мы сегодня помогали?

Ребята,  пчелка и змея оставили  вам раскраску! Но попросили, чтобы вы закрасили картинки со звуком  Ж – синим, Ш – зеленым цветом.

Самостоятельная деятельность. Анализ по картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...