Конспект занятия по развитию речи "В мире детской литературы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Селютина Дарья Сергеевна

Данный конспект помогает воспитанникам проявлять уважение к книге,  развивать речевую и познавательную активность детей, логическое мышление посредством отгадывания загадок, воображение, зрительную память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_mire_detskoy_literatury.odt14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В МИРЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Цель: обобщить и закрепить представления детей о детских книгах и их героях.

Задачи:
-
воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам,  умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;
-
развивать, совершенствовать связную речь каждого ребенка, совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям;

- развивать речевую и познавательную активность детей, логическое мышление посредством отгадывания загадок, воображение, зрительную память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания.
Материалы и оборудование:
Волшебное зеркало,
 аудиозапись, «письмо», сундук, иллюстрации сказок и рассказов, заготовки для создания детской книги.  

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

        Ход занятия                 
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, какое у вас сейчас настроение (Хорошее) . И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке зеркальце, оно волшебное. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают зеркало друг другу из рук в руки). Ребята, вы передали своё хорошее настроение зеркалу и оно вам улыбается, и вы сейчас улыбнитесь друг другу, а сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.

Воспитатель:  "Ребята, я вчера была в одном удивительном магазине. Там я нашла прекрасную, фантастическую, совершенно новую ......  Как вы думаете, что это? Я вам сейчас подскажу загадкой.

- Не куст, а с листочками,

  Не рубашка, а сшита.

  Не человек, а рассказывает.

Ответы детей.

Воспитатель: " Я сейчас назову некоторые слова, это названия, а вы попробуете догадаться что может так называться:   "Библиосфера", "Дом книги», «Книгомир", "Книжная лавка", а вы подумайте, почему они так названы?"

А где еще, кроме магазинов, можно приобрести книги? (в библиотеке)

"Есть страна чудесная на свете,

Её библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети.

Потому что книги здесь живут".

"Библио" -книга, "тека"- хранилище.

Что такое библиотека? Кто там работает? Зачем нужны библиотеки?

Ответы детей.
 Воспитатель: А какие бывают книги? Скажите, дети, а кто пишет детские книги? Каких детских писателей, авторов, поэтов и сказочников вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Зачем нужны книги? Что было бы, если бы из книжки убежали буквы?

А как вы думаете, книги могут болеть? Как мы должны обращаться с книгами?

Сейчас я вам буду говорить о книгах с помощью пословиц, а вы постарайтесь объяснить эти выражения. Пословицы — короткие мудрые мысли.

"Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт".

"Кто много читает, тот много знает".

"Одна книга тысячу людей учит".

Вы меня порадовали своими знаниями и смекалкой. Давайте теперь поиграем.

2 команды. Я вам читаю цитаты, а вы попробуете отгадать — из какого она произведения, название , автора и показать карточку, относящуюся к этому произведению.

«Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, может быть, вытащить из стрехи пучок соломы, ухватила 3Убами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать; колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты.» Константин Ушинский «Слепая лошадь»

«Что ж он видит? Высокий терем;
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.» А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 «А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.» Н.Носов «Фантазеры»

 «Очень обрадовалась мать такому подарку: теперь не нужно было часами простаивать у печи и готовить еду. Стоило только пожелать, и обед был готов.» Бр. Гримм «Чудесный горшочек»

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем, закройте глаза и представьте себе, что вы оказались на берегу моря. (музыка). Волной прибило бутылку с волшебным сундучком. В бутылке письмо. Ребенок читает. «Здравствуйте, дети! Пишет вам царевна лебедь. Мне нужна ваша помощь. На море был шторм. Все мои любимые сказки перемешались, а сказочные герои  пропали. Помогите всё расставить на свои мета. За это я вас отблагодарю Спасибо.» (карточки с изображениями выставляют на мольберт)

«…Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка за внучку, внучка за Жучку…» ("Лисичка – сестричка и Серый волк", "По щучьему велению", "Репка")
«…Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козленочка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…» ("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Крошечка – Хаврошечка").
«…Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живет?». «Я – мышка – норушка, я – лягушка – квакушка…» ("Колобок", "Теремок").

"Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек -  копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?"

Я красив,силён,могуч,я грознее грозных туч,

И умнее всех,нет слов,-много у меня голов.

                   (Змей Горыныч.)

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот такая девочка,как она мила!

              (Дюймовочка.)

Бедняжка я и замарашка,к золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,и я мечтаю по ночам.

Но я не плачу,я не плачу ,я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу и всех жалею и люблю.

              (Золушка.)

В ступе летаю,следы заметаю.

Без чудес старушке скучно жить в избушке.

               (Баба Яга.)

Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Вся она полна коварства,
В ледяное ее царство,
Если кто — то попадет,
То, пожалуй, пропадет.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная …
(Снежная королева)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу, как вы старались, чтоб помочь Царевне Лебедь. За то, что мы помогли ей, она подарила нам волшебную палочку, тем самым подарив нам немного волшебства.  А волшебная палочка – это хорошо или плохо?
Дети: Если волшебная палочка оказалась в руках доброго человека - это хорошо, а если в руках – плохого то плохо.

Воспитатель: Давайте с вами превратимся немного в волшебников и каждый из вас сейчас загадает свое желание (только реальное) по цепочке. «Я хочу...»

Какие у вас желания!!! А давайте с вами создадим свою книгу волшебных желаний группы «Капелька»!

Дети рисуют свои желания, а потом соединяем и делаем книгу.

Итог: что понравилось? Что запомнилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе по фгос

Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе по фгосХод Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло которое идет от ваших друзей...

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе Тема: «Сказка про глупого мышонка».

Познакомить со « Сказкой  про  глупого мышонка» С.Я. Маршака. Активизировать в речи названия животных, их звукоподражание, а также слова-прилагательные, характеризующие героев сказки....

Конспект занятия по развитию речи в детском саду в старшей группе

Учить детей образовывать однокоренные слова.Упражнять в согласовании слов в предложении.Познакомить с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры.Активизировать в речи названия дома – животны...

Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы) с использованием игровых технологий во второй группе раннего возраста Тема: «Матрешки-затейницы»

Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы) с использованием игровых технологий во второй группе раннего возраста Тема: «Матрешки-затейницы»...

Конспект занятия по развитию речи в детском саду. Младшая группа "Поиграем с куклой Таней"

Данный конспект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми второй младшей группы (3-4 лет)...