«Организация развивающего диалога с дошкольниками посредством применения кейс-технологии»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Игнатенко Ирина Николаевна

Развивающий диалог в дошкольном образовании, его организация посредством применения кейс технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_ignatenko.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация развивающего диалога

с дошкольниками посредством применения

кейс-технологии»

воспитатель Игнатенко

Ирина Николаевна

2021 г.

Актуальность

В настоящее время усилилось значение образования, которое представлено в форме социального проекта по изменению содержания, структур, методов и форм образования. Реформы образования обусловлены социальными потребностями и носят государственный характер. Увеличилась потребность в активных, коммуникативных личностях, способных к самовыражению, самоопределению, управлению самим собой и обстоятельствами, способных к самореализации.  

Согласно новым требованиям ФГОС ДО, одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют, замыкаются в себе.

Жизнь в современном пространстве, с обилием телефонов, планшетов, различных гаджетов, привела ребёнка к потере интереса к окружающему миру. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом  в обычной повседневной жизни. И перед нами, взрослыми, встает непростая задача -  как вернуть «почемучек» к яркой, интересной и весёлой жизни, с обилием непосредственного общения?

Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. В портрете выпускника детского сада прописаны коммуникативные компетенции, которыми должен обладать ребенок, одна из которых, звучит - «владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве и т.д.»)

Что же такое «диалог», «диалогическая речь» и каково их значение для развития дошкольника? Диалог - форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога. Диалог является естественной средой развития личности, именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него вырабатывается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

В требованиях ФГОС ДО, в инновационной  программе дошкольного образования «От рождения до школы»  обозначена главная идея – оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является организация развивающего диалога с дошкольниками.

 Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как СО-БЕСЕДНИКИ, СО-ТРУДНИКИ. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»). Применяя данную форму общения воспитатель не является тем, кто обучает, он - полноправный партнер.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

  1. создание проблемных ситуаций;
  2. постановка проблемных вопросов;
  3. работа с правилами;
  4. круги доверия (работа в парах, мини группах).

В ходе создания и решения проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая стимулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства. Проблемные ситуации позволяют убрать у детей боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у них представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, которые требуют решения. Как научить ребенка не бояться трудностей, быть более раскованными? Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию?

Просматривая педагогическую литературу, интернет-ресурсы, я обратила внимание на применение в работе с дошкольниками   одной из новых образовательных технологий - кейс-технологии.  Применение этой технологии очень хорошо подходит именно для рассмотрения проблемной ситуации, анализа возможных решений и выбора лучших из них. Кейс-технологии является своего рода основой развивающего диалога.

Все чаще прихожу к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать эти  важные социальные качества личности. Для формирования данных качеств личности ребенка, я ввела в свою практику  направление в работе по теме: «Организация развивающего диалога посредством применения кейс – технологии».  

Целью моей работы является— развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления, посредством  применения кейс – технологии. На основе цели были сформулированы следующие задачи:

  • Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т. е. находить решение конкретной проблемы).
  • Развивать связную, грамматически правильную речь.
  • Развивать речевое творчество.
  • Развивать аналитическое, творческое мышление.
  • Формировать навыки коммуникативного взаимодействия.
  • Раскрывать способности детей, создавать благоприятные условия для реализации этих способностей.

Кейс-технология в дошкольном образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разрабатываются педагогом на основе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности. Название метода образуется от латинского термина «casus», который переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии это название образовано от английского слова «case» - портфель, чемоданчик. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться в последние годы.

В реализации данной технологии мной используются следующие виды кейсов: 

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Алгоритмом работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Рассматривая иллюстрации, они обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Выбранная ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка.

Педагог, предлагая проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

Фото-кейс очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни. Этапы работы с фото-кейсом те же. Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения.

В конце беседы дети с помощью воспитателя обобщают полученные знания, переводя их в реальность, примеряя данные ситуации на себя, выбирая самое оптимальное решение данной проблемы. 

Использование технологии "Фото-кейс" с дошкольниками,  даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет самостоятельно преодолеть возникающие разной сложности жизненные ситуации.

Кейс- проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Проигрывание ролей – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания в решение какой-либо проблемной ситуации и применить их на практике.

Цель данной технологии: оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации, на основе заданной им роли.

Технология кейс стади (ситуация)- это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение;

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия;

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях;

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Основные направления в работе по реализации  данной темы

  1. Работа с детьми

В работе с детьми кейс- технологии используется мною с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также использую данную технологию в организации утренних и вечерних кругов, в течение дня в игровой деятельности детей, в опытно-экспериментальной деятельности, во время организации прогулки.

Пример: Применение фото-кейс  в организации прогулки

«Наш двор»

 Цель: формирование представлений об отличительных признаках объектов и явлений. Сравнение объекта с другими, определение сходств и отличий.

  1. Этап: Перед прогулкой детям озвучивается кейс.

Ситуация. Для участия в конкурсе «Наш любимый детский сад» нужно оформить фотоальбом с описанием двора, а фотографий по данной теме нет.

  1. Этап: Формирование проблемы: Если нет фотографий, то и участвовать в конкурсе мы не сможем.
  2. Этап: Задаются вопросы для нахождения путей решения данной проблемы. «Как решить данную ситуацию и принять участие в конкурсе? Что для этого мы можем сделать?»
  3. Этап: Дети предлагают варианты решения, сложившейся ситуации. (Сфотографировать и распечатать фото для альбома)

Во время организации прогулки, для описания двора нашего сада,  задаю детям вопросы: «Чем двор нашего сада отличается от других дворов», «Что есть во дворе нашего сада?», «Чем наш двор похож на другие дворы?» Дети называют приметы отличия или сходства своего двора с другими. Так же они могут называть признаки присущие любой дворовой зоне.

Далее я задаю вопрос «Что в нашем дворе есть такого, что помогает  нам узнать его среди других дворов? Назовите эти признаки»

Описывая и сравнивая наш двор и другие, мы с детьми реализуем предложенные пути решения сложившейся ситуации с фотоальбомом.

Данная работы нацелена на то, чтобы дети обратили внимание на характерные, запоминающиеся признаки, которые отличают именно данный двор (например, большое дерево- березу, цвет, в который покрашена песочница, и т. п.), и отличали их от примет, присущих другим дворам (забор, нет машин).

 

Применения кейс-иллюстрация в ходе НОД  

Этапы:

1 этап: воспитанникам озвучивается кейс для изучения (под кейсом

понимается письменное описание ситуации).

Ситуация. Катя постирала свой любимый платок. После стирки все краски с него смылись.

2 этап: характеризуется проблема (Теперь у Кати нет красивого платка. Катя очень расстроена)

3 этап: задаются вопросы для нахождения путей решения данной проблемы (Как можно поднять настроение Кати? Что можно сделать для этого?)

4 этап: дети предлагают варианты решения, сложившейся ситуации.

5 этап: предоставить решение в виде рисунка (т. е. нарисовать новый платок).

в конце НОД дать оценку работы на занятии каждого дошкольника, отметить, что дети смогли решить проблему Кати.

Фото-кейс 

Учитывая опыт работы могу сказать, что  если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена!

Пример: Применение технологии фото-кейс в организации беседы «Дети собираются на прогулку»

Цель: создать мотивацию необходимости одеваться по погодным условиям.

Фото «Дети собираются на прогулку».

  1. Этап: Педагог  описывает ситуацию:

«Зимой, собираясь на прогулку, ребята надевают теплые носки, шарфы и варежки. Воспитатель помогает ребятам собраться. А  Вася не хочет одевать шарф, потому, что он ему мешает»

2 Этап: Дети формулируют проблему.

3 Этап: Вопросы:  Почему мальчик не хочет одевать шарф? Для чего ребята носят шарфы зимой? - побуждаю детей к высказыванию своего мнения, помогаю им найти решение в сложившейся ситуации.

Как бы ты поступил на месте Васи?  

4 Этап: Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.

Пример: Применение технологии кейс–проигрывание ролей в организации игровой деятельности детей.

Ситуация:  «Настоящие друзья»

  1.  «В группу детского сада купили новый конструктор. Ребята очень обрадовались и начали им играть. Коля построил гараж для машины.  Витя проходя мимо задел гараж ногой и постройка сломалась…»
  2. Обсуждение ситуации: что произошло?
  3. Обыгрывание ситуации:

Детям предлагается разбиться на пары: один  ребенок – мальчик, который строил гараж, другой ребенок – мальчик, который строил дом.

Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, вредный,  упрямый и плаксивый, а другой доброжелательный,  воспитанный и спокойный.

 Дети обыгрывают и  делают выводы: Кому же удалось договориться? Почему?

 Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Таким образом, данная технология может применяться в работе с детьми любого дошкольного возраста. Но лучше ее вводить в образовательную практику уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться, осваивали  командную работу, учились анализировать, принимать решения.

  1. Работа с родителями

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Важнейшее условие доверительных отношений с родителями — стремление воспитателя к диалогу. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.

Кейс- технологии при работе с семьей это - технологии облегчающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами, а также способствующие укреплению внутрисемейных отношений.

 Работа с родителями по кейс технологии ведется в 2 направлениях:

  • «Родитель - непосредственный участник»  - взаимодействуют с детьми по поставленной проблеме, анализируют ситуацию, находят пути решения и делают выводы.

Например: Родителям предлагается просмотреть вместе с детьми (в домашних условиях) предложенный видеоролик по теме «Правила безопасного  поведения на дороге». Через диалогическое общение родители и ребенок  выявляют проблему этого сюжета, анализируют и ищут пути ее решения, а закрепить полученные знания помогает создание рисунка, памятки о правилах безопасного поведения. Далее эти памятки мы применили для оформления информационного стенда «Безопасность на дороге».

«Родитель- помощник» - деятельность родителей направлена на  помощь в организации работы с детьми в детском саду.  Например: родители были привлечены с целью закрепления знаний по ранее проведенной работе Применение кейс-фото  в организации прогулки «Наш двор»

Домашнее задание для родителей:

            Поиграйте с ребенком дома в загадки. Взрослый и ребенок по очереди называют отличительные признаки задуманных объектов. Например: «Я загадал игрушку красную, большую, круглую. (Это мяч.) Я загадал ягоду – маленькую, черную, кислую». (Черная смородина.) Постепенно следует усложнять стоящую перед ребенком задачу.

        Обсудите с ребенком дом, в котором вы живете, найдите отличия и черты сходства с другими домами.

  1. Работа с педагогами

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

И задача педагога построить свою работу с воспитанниками так, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии. Важность распространения опыта моей работы с детьми, направлена на знакомство педагогов с инновационной технологией, реализация которой направлена на развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольника.

Консультация для воспитателей «Применение кейс-технологии для речевого развития детей дошкольного возраста». Работа была направлена на:

- знакомство с кейс-технологией и ее применением.

- формирование навыков практической работы над кейсом.

  1. Результативность

На практике видно, что применение данных технологий повышают интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, развитие речемыслительной деятельности. 

На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие дети, боящиеся любой публичной коммуникации, становятся активными участниками, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе взаимодействия, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии,  получают важный для их становления жизненный опыт.  

Планируется, что в процессе освоения такой технологии дети достигнут следующих результатов:

У детей формируются навыки коммуникативного воздействия:

  • научатся получать необходимую информацию в общении;
  • смогут соотносить свои устремления с интересами других
  • смогут вести диалог с взрослыми и сверстниками;
  • смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
  • обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

Известно, что дошкольный период — время задавания вопросов. Так давайте же не станем осекать малыша, будем поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать не «хорошо отвечающего» ребенка, а «хорошо спрашивающего» (Г.А. Цукерман), причем спрашивающего не только педагога, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Самообразование 2018-2019 г. " Развитие речи дошкольников посредством организации речевых и развивающих упражнений".

В данном материале можно ознакомиться с этапами развития речи дошкольников и их типичными проблемами....

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ посредством организации активного сотрудничества педагогов, детей и родителей

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными о...

Создание психологического комфорта во второй младшей группе ДОУ посредством организации развивающей предметно-пространственной среды.

Отчет по самообразованию по теме "Создание психологического комфорта во второй младшей группе ДОУ посредством организации развивающей предметно-пространственной среды"...

«Организация развивающего диалога с дошкольниками посредством применения кейс-технологии»

middot;                   Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификац...