Конспект НОД для детей старшей группы с использованием мнемотехники «В гостях у Лесовичка»
план-конспект занятия по развитию речи

Чекина Анжела Александровна

Конспект НОД для детей старшей группы   с использованием мнемотехники «В гостях у Лесовичка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы   с использованием мнемотехники «В гостях у Лесовичка»

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ с помощью мнемотаблиц.

Задачи

Образовательные:

 - учить детей образованию существительных в ед. и мн. числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (бельчонок, бельчата).

 - продолжать учить детей использовать в речи предлоги: по, через, из, мимо.

 - закрепить знания о жизни диких животных.

Развивающие:

 - развивать связную речь

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

- активизировать и обогащать словарь.

Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к животным;

- воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа:        

Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Загадывание загадок про животных.

Ознакомление с мнемотаблицами.

Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».

Сказки: «Козлятки и волк», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова), «Лиса и кувшин» (Обработка К.Д. Ушинского).

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приёмы:

Словесный – беседа, пояснение, объяснение, художественное слово;

Наглядные – показ слайдов, мнемотаблиц;

Практический – упражнения, дидактические игры;

Здоровьесберегающие технологии: массаж пальцев рук, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, мультимедийная установка, презентация с муз. оформлением «Осень в лесу» (муз. Коротаева С.  «Осень - неведимка»), мнемотаблицы, игрушка «Лесовичок», конверт с письмом от Лесовичка, шишки, мяч.

Ход непосредственно – образовательной деятельности

1. Организационный момент

Звучит спокойная музыка, идет показ презентации «Осень в лесу»

2. Основная часть

Сюрпризный момент

Стук в дверь. Приход почтальона с письмом от Лесовичка.

Воспитатель:  - Давайте посмотрим от кого нам письмо. Это письмо прислал мой один друг, а зовут его Лесовичок.  Оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте.

 «Дорогие ребята! Пишет вам маленький Лесовичок. Я живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно, как живет большой лес осенью, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки. До встречи! Ваш друг Лесовичок.»

- Ребята, думаю, мы сегодня будем много говорить и смотреть и для этого надо подготовить губки с язычком и глазки.

Гимнастика   «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

Воспитатель: - Молодцы!

 - Ну что, хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. (показ слайдов)

Вот как объясняет Лесовичок дорогу к своему домику: Вы выезжаете из города с большими домами. Проезжаете по мосту через речку. Лесную опушку вы узнаете по желтому клену и пушистой елочке»

Воспитатель просит рассказать, как же попасть к Лесовичку? (1-2 ребенка)

Воспитатель:  - Отправляемся в дорогу? (Ответы детей) Поехали!

(Берем воображаемый руль и поем: «Мы едем, едем, едем в далекие края…»  С. Михалков)

- Вот мы и оказались Лесу.

Физминутка          «Здравствуй, лес»

Цель: повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятия.

Здравствуй, лес, прекрасный лес                  (Широко развести руки в стороны 

Полный сказок и чудес!               (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками 

Ты о чем шумишь листвою                       (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою.              ( Выполнять покачивания направо-налево) 

Кто в глуши твоей таится?            (Дети всматриваются вдаль, держа

Что за зверь?                                    округленную ладонь над бровями

Какая птица?                                  поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи.                    (Широко развести руки в стороны.        

                                                            Погрозить пальцем) 

Ты же видишь – Мы свои            (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди) 

Воспитатель:  - А вот и первый домик, который мы видим. Нужно разгадать загадку, чтобы узнать, чей же он. (Показ мнемотаблицы, зачитывается загадка)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовёт?

медведь

Воспитатель:  - Конечно, медведь.

Выставляется иллюстрация с изображением медведя + мнемотаблица.

Гимнастика для глаз: «Медведь»

Цель: профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

Сел медведь на брёвнышко,           (Сидя на стуле, поднимают голову вверх и

Стал глядеть на солнышко.             водят глазами вправо-влево в ритме

- Не гляди на свет, медведь!             стихотворения)

Глазки могут заболеть!                 (Прикрывают  глаза  ладонями)

Воспитатель: - Что же мы знаем о медведе?       (Рассказы детей) 

Медведь - это дикое, хищное животное, живет в лесу, у него есть 4 ноги, тело покрыто густой шерстью, осенью строит себе берлогу, всю зиму спит; Зимой у медведицы рождается детеныш-медвежонок. Она кормит его молоком.

Воспитатель: - Ребята, а кто из диких зверей спит зимой, как медведь? (Ответы детей – ежик, барсук). А вы что-нибудь интересное о них знаете? (Ответы, рассказы)

Пальчиковая гимнастика с массажным мячом «Ёжик»

Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.

Мы возьмем в ладошки «Ежик»                    (берем массажный мячик) 

И потрем его слегка,                  (в одной ручке держим мячик, другой           

                                                                                                   проводим по нему)

Разглядим его иголки,                          (меняем ручку, делаем то же самое) 

Помассируем бока.                                   (катаем между ладошек) 

«Ежик» я в руках кручу,                        (пальчиками крутим мячик) 

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –                          (прячем мячик в ладошках) 

Не достанет его кошка.                                  (прижимаем ладошки к себе)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А вот и другой домик. (Загадка и мнемотаблица).

В чёрных сапожках,

В рыжих мехах,

Белый фартук на груди!  

Живет в лесу

Птичек ловит на лету.    

Воспитатель: - Давайте расскажем, что же мы знаем о лисе. (Мнемотаблица)   (Рассказы детей)

Воспитатель: - Идем дальше. А чей же домик на дубе?

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Но не лисица.

А как же белочка готовится к зиме? Расскажите о ней. (Мнемотаблица)

 (Рассказы детей)

Воспитатель: - Ну что ж, вы молодцы, ребята, много рассказали о диких лесных жителях.

- Давайте мы немного поиграем, отдохнем.

Игра «У кого кто?» (с мячом)

Цель: закрепить знания о животных, развивать внимание, память. 

У белки – бельчонок

У зайчихи – зайчонок

У лосихи – лосенок   и т.д.

Воспитатель: - Еще хотите поиграть?

Игра «Найди звук»

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.

 - Будем с вами искать звук «С» (на экране дикие животные – лось, медведь, сова, лиса, заяц) В каких словах спрятался звук «С»?  

Воспитатель: - Вот мы и дошли до домика Лесовичка. (Стучимся в дверь. Открывается дверь.)

Лесовичок: - Здравствуйте, ребята.  Вы большие молодцы! Много рассказали о диких животных, которые живут в моем лесу. Я вам приготовил лесное угощение - орешки. Угощайтесь, пожалуйста.

Воспитатель: Спасибо, Лесовичок. А нам пора обратно в детский сад. До свидания и приходи теперь ты к нам в гости!

Лесовичок: - Обязательно, приду. До свидания, ребята.

Воспитатель: - До свидание, Лесовичок!

3.Заключительная часть.

Воспитатель: - Лесовичок очень рад, что мы приняли его приглашение. Но нам пора в садик, обратно. Нас угостил лесными орешками.

 - Обратно мы с вами поедем на поезде.

 Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Вас домой я укачу.

Рефлексия

Воспитатель: - Я вас всех благодарю за активное участие в этом путешествии. Посмотрите, здесь лежат разноцветные листья деревьев.

  - Кому понравилось путешествовать, было интересно и весело – возьмите, пожалуйста, красный лист.

- Кому было не очень интересно и не понравилось  – возьмите зелёный лист.

- А кто хотел бы еще отправиться в путешествие – возьмите жёлтый лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы «В гостях у старичка-лесовичка»

Конспект НОД  для детей старшей группы «В гостях у старичка-лесовичка»...

КОНСПЕКТ ООД для детей средней группы с использованием мнемотехники (речевое развитие (коммуникация) «Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: Формирование умения рассказывать сказку по мнемотаблице.Задачи:·        называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии "Цветок здоровья"

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии "Цветок здоровья"...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме «Прогулка в гости к Травушке-муравушке».

Цель: Познакомить с народными названиями птичьего горца: спорыш, птичья гречишка, гусятница, трава-мурава;Показать пищевые связи в природе;Учить видеть необычное в обычном.Материал: Выставка картинок ...

Конспект НОД для детей старшей группы с использованием нестандартного оборудования.

Повышать интерес у детей к физкультурным занятиям используя нестандартное оборудование....

Конспект НОД для детей старшей группы с использованием Даров Фрёбеля

Конспект занятия "Путешествие на планету Фрёбеля"...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии "Цветок здоровья"

Игра-занятие «Цветок здоровья» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о здоровом образе жизни.Программные задачи:1. Расширить кругозор детей;2. Активиз...