Развитие речи в старшей группе (4-5 лет) с использованием ТРИЗ технологий.
статья по развитию речи (старшая группа)

Казанцева Анастасия Анатольевна

Как же дошкольникам  помочь вырасти мыслящими личностями? Большинство педагогов  убедились на своем опыте, что  система  ТРИЗ является эффективным помощником в достижении этих целей. Предлагаю поближе познакомиться с данной технологией и понять, в чём её суть. Как  можно использовать её для развития речи в старшей группе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_triz_vrazvite_rechi_v_starshey_gruppe_4-5_let.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи в старшей группе (4-5 лет) с использованием ТРИЗ технологий.

Нет ничего проще, чем изучать то, что  интересно"

Альберт Эйнштейн

 В современном мире небольшой процент   детей  считают  процесс  обучения  чем - то  увлекательным  и захватывающим и, к сожалению, такая тенденция проявляется уже в раннем возрасте  ребенка.  Как же дошкольникам  помочь вырасти мыслящими личностями? Большинство педагогов  убедились на своем опыте, что  система  ТРИЗ является эффективным помощником в достижении этих целей. Предлагаю поближе познакомиться с данной технологией и понять, в чём её суть. Как  можно использовать её для развития речи в старшей группе .

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основателем ТРИЗ технологии является изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. В последствии данная технология была адаптирована к дошкольному возрасту А.М. Страунинг и на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, так как в ней сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием мышления и воображения

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Большинство  педагогов уже заметили, что стало трудно формировать мнение ребенка и влиять на его мировоззрение. В решении проблемы развития речи поможет использование игр, основанных на использование приемов ТРИЗ.

В понятие  «речь» включены такие компоненты как:

1.звукопроизношение,

2.грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, развитие словаря и Т.Д.),

3.связная  речь.

Используя в обучении элементы ТРИЗ по развитию речи  детей трёх – четырёх лет , важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — предоставление ребенку возможность работать с задачами, не имеющими единственно правильного решения(открытые задачи). В условие творческого задания обязательно закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — любое творческое задание должно включать в себя практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования , что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Как считают А.Б. Кузнецова, Н.Н. Хоменко, использование ТРИЗ-технологии позволяет решать задачи развития речи через систему творческих заданий. Суть его заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Для развития монологической речи и составления описательных текстов дошкольников можно использовать следующие методы ТРИЗ, о чем свидетельствует опыт таких авторов как И.Я. Гуткович, Н.М. Журавлевой, О.В. Мариничевой .

Метод проб и ошибок. Это метод поиска нового (А что, если сделать так? А может быть так?) Он стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

Метод фокальных объектов (МФО) - суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в «фокусе», а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным.

  Этот метод позволяет не только развивать воображение, описательную речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Метод мозгового штурма (МШ). Был предложен А. Осберном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия, расковывающие ребенка, запрещена любая критика: словесная, жестовая, мимическая. Поощряется любая идея, даже шуточная, нелепая. Затем идеи анализируются (что хорошо-плохо в них), выбирается лучшая. Воспитатель спрашивает детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?» и т.д.  Педагогом выслушиваются варианты ответов малышей, критика запрещена, поощряется любая идея.

Мозговой  штурм может быть использован как основной метод при организации непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Метод МШ хорошо использовать в работе со сказкой. Дети учатся составлять описательные рассказы по памяти, признакам, не называя сказки, узнавать персонажи. При этом у них развивается речь.

Метод каталога. Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов. В зависимости от возраста детей вопросы становятся все более подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица. Данный метод эффективен при работе с небольшой группой 

 

Рассмотрим несколько специальных ТРИЗ-методик для развития связной речи детей в  старшей группе с применением сказок.

«Моделирование сказок». Данная методика направлена, сначала на то, чтобы обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Например: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого-то еще, а черный он, потому что тот, кто в нем живет – злой...).

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее.

«Коллаж из сказок». Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Например, педагог говорит: «Карабас-Барабас встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку».

«Знакомые герои в новых обстоятельствах» развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, в сказке «Гуси – лебеди» дается новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. «Волк и семеро козлят»: волку мешает лиса, которая зовет его на свой день рождения. А в «Сказке о рыбаке и рыбке» рыбка захотела сама встретиться со старухой.

«Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, педагог говорит детям: «Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. Предложите свои варианты спасения котенка».

 «Сказки по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Например, старая сказка «Крошечка – Хаврошечка» превращается в сказку по-новому – «Хаврошечка злая и ленивая».

Таким образом, эффективным инструментом развития связной речи у дошкольников с проблемой развития речи ,могут стать методы теории решения изобретательских задач. Внедрение специальных ТРИЗ-методик помогают воспитателям организовать систему развивающей деятельности по обучению творческим видам рассказывания, что способствует развитию связной речи детей. В результате чего, речь детей становится более осознанной и произвольной, у них закрепляется умение словесно выражать этапы решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.

Список литературы:

1.Гребенюк И. И., Маслова И. Н., Телепнева Н. А. Использование ТРИЗ-технологии в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. : в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.  

2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

3. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998

4. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

5. Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники

Образовательная область:  речевое развитие.Автор: Ильинская О.В.Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспрои...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи занятия:Отрабатывать навык составления распространенных предложений.Использовать здоровьесберегающие технологии:развивать умение управлять силой и длительностью воздушной струи.развивать у...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Зима» с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная игра, психогимнастика)

Задачи:Закрепить знания детей о зиме, её приметах.Закрепить пространственные представления (вверх, вниз, лево, право).Совершенствовать лексико-грамматические конструкции через подбор прилагатель...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»  с использованием приёмов ТРИЗ-технологий....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ текста «Вечер» с использованием магнитной доски.

Задачи:Образовательные:Продолжать учить детей точному и полному ответу на вопросы, построению фраз из 4-6 слов.Учить пересказывать текст, наглядной опорой для которого служат действия, производимые на...

Дидактическое пособие на развитие речи детей среднего дошкольного возраста "Речевая карусель" с использованием ТРИЗ технологий

Одной из главных задач дошкольного образования является речевое развитие детей. Проблема речевого развития сейчас актуальна, так как у многих детей имеются речевые проблемы. В связи с этим была разраб...

Методическая разработка "Конспект интегрированного ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники."

Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в нас...