Значение игр - драматизаций для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Фёдорова Светлана Ивановна

 Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

    Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования и коррекции речи дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Значение игр - драматизаций для речевого развития детей дошкольного возраста

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

    Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

    Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования и коррекции речи дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

   В основе отечественной теории детской игры лежит представление о ее социальной природе. Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение – особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий, и самое главное, - представляющей условия для формирования коммуникативных умений ребенка» (Д. Б. Эльконин).

    По мнению Г.М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в играх- драматизациях, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога..

    В работе Д. Б. Эльконина предложена классификация детских игр психолога П. П. Блонского:

- мнимые игры;

- строительные игры;

- подражательные игры;

драматизации;

- подвижные;

- интеллектуальные.

    Одним из видов творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют эт от вид игры – театрализованные игры. Предшественниками театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации. Инсценировки чаще всего проводятся как чтение детьми текста по ролям. Воспитатель выполняет роль ведущего и говорит текст «от автора». В игре – драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

    Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

    Велико значение игры-драматизации для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Ребенок, осознает себя, учиться желать, учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

    Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

    Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог.

    Репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психо-речевого развития детей, материалом для игр-драматизаций служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи.

    Разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.

    Нужно предлагать участникам игр-драматизаций меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

    Все эти приемы не только корректирую речь ребенка, но ещё развивают мышление, фантазию, воображение, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать и корригировать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов игр-драматизаций

    Список литературы

  1. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999.
  2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1972.
  3. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.
  5. Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга в рамкам долгосрочного проекта « Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР». По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей средней

laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...

Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

В статье рассматривается значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста...

Игра-драматизация как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства явля­ется для каждого ребенка не только самым привле­кательным, но и немного таинственным, заворажива...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...