НОД времена года в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шентерякова Наталья Сергеевна

Конспект НОД для детей средней группы: «Времена года»

 

Цель:

Формирование представлений детей о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания о временах года;

- обогащать словарный запас;

- формировать знания о диких животных;

- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах;

- учить воспринимать красоту природы.

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к природе;

- доставить детям радость и удовольствие от игр;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Оборудование:

кукла Незнайка;

репродукции с изображение всех времен года;

диск с записями музыки «Времена года» П. Чайковского;

запись – пение птиц;

предметы для игры: корзинки, овощи и фрукты (резиновые муляжи);

«мусор»: фантики от конфет, коробки от сока, напитков, йогуртов, ведра;

на каждого ребенка: набор геометрических фигур, картон.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.

 

Ход образовательной деятельности

Воспитатель и дети встают в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

Ребята! А какое сейчас время года? (весна).

Раздается стук в дверь. Появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я случайно услышал, что вы говорили о какой-то весне? А что это такое? (Время года.)

У нас в Цветочном городе всегда только одно время года – лето, а что такое весна мы не знаем.

Воспитатель. Незнайка, а у нас кроме лета, есть еще и другие времена года. Какие ребята? (Весна, зима, осень.)

И идут они друг за другом по порядку. Какое время года наступает после лета? А после осени? А после зимы что наступит? А какое время года сменит весну?

Незнайка. Ой, как интересно. Вы, ребята, расскажите мне об этих временах года?

Воспитатель. Конечно, расскажем. Начнем мы с лета. Давайте рассмотрим картину.

Ребята, расскажите Незнайке, какое у нас лето? (Жаркое, солнечное, все деревья зеленые, трава зеленая, птицы поют, бабочки летают, ягоды спеют.)

Незнайка, а какое у вас лето?

Незнайка. Жаркое, красивое, а еще у нас много цветов. И я хочу загадать вам загадки о цветах:

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик

Нарядился … (Одуванчик.)

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка.)

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)

Незнайка. Молодцы, ребята! А еще у нас летом много ягод, грибов, орехов. Но так, как мы очень маленького роста, нам очень трудно их собирать.

Воспитатель. Ребята, поможем Незнайке и его друзьям?

Игра «Собери урожай»

Воспитатель. Давайте, посчитаем, сколько набрали овощей и фруктов. (Дети отдают корзинки с урожаем Незнайке.)

Пока мы помогали Незнайке, у нас в природе произошли изменения. (Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь».) Посмотрите, что вы видите на картине? (наступила осень). Как вы определили? (листья на деревьях стали разноцветными). А что еще происходит осенью? (листья опадают, становиться холодно, солнце мало светит, идут дожди, птицы улетают в теплые края, дикие животные готовятся к зиме)

Незнайка. А как они готовятся?

Игра «Четвертый лишний» (дикие животные)

Цель: найти лишнюю картинку (дикое животное) и рассказать, как это животное готовится к зиме.

Воспитатель. Посмотрите, в природе опять произошли изменения. (Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Январь».) Посмотрите на картину. Какое наступило время года? (зима).

Незнайка. А как вы определили? (лежит снег на деревьях, на земле, мороз, птиц не видно, т.д.)

Воспитатель. Не смотря на то, что зимой очень холодно, мы ее очень любим. А за что? (можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, играть в снежки).

Давайте, мы покажем Незнайке, как мы гуляем на улице.

Динамическая пауза

 Раз, два, три, четыре, пять - 

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, 

Птичек крошками кормили, 

С горки мы потом катались, 

А ещё в снегу валялись. 

Все в снегу домой пришли. 

Съели суп и спать легли.

(Выполнение движений по тексту.)

Воспитатель. Вот видишь, Незнайка, какая бывает зима. А после зимы:

Природа проснулась, 

Все радостью дышит.

Становятся дни все длинней и длинней.

И солнце гуляет по небу все выше,

И веет теплом от оживших полей.

О каком времени года я прочитала вам стихотворение? (весне). (Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Апрель».)

Незнайка. А какие признаки у весны? (становится тепло, тает снег, на ветках распускаются листочки, зацветают первые цветы, дикие животные меняют свои шубки на летние). Рассмотрим как изобразил весну художник.

Воспитатель. Посмотрите, как красиво весной в лесу?

Что это такое? (вся поляна в мусоре). Кто же так сделал? Наверно, кто-то уже побывал в лесу, любовался природой, и оставил после себя мусор. Как нам поступить? (убрать мусор).

Дети берут ведра и убирают мусор.

Воспитатель. Молодцы ребята! Почему нельзя оставлять мусор в лесу? (это опасно для людей, животных, вредно для природы).

А кто возвращается в лес из теплых краев? (птицы).

Давайте послушаем, как они поют.

Слушание пения птиц.

А ведь весной люди помогают птицам. Как? (делают скворечники).

Вот и мы сейчас сделаем скворечники для птиц.

Дети выкладывают скворечники из геометрических фигур.

Молодцы, ребята. Помогли птицам.

А на смену весне опять пришло лето.

Незнайка. Спасибо вам ребята, что познакомили меня со всеми временами года. А еще попрошу вас вечером нарисовать для жителей цветочного города рисунки о своем любимом времени года.

А мне пора отправляться домой и рассказать своим друзьям о том, что я узнал от вас о временах года.

Воспитатель. Спасибо и тебе Незнайка, мы с ребятами тоже вспомнили, что происходит во все времена года, а вечером постараемся выполнить твою просьбу.

Дети прощаются с Незнайкой.

Воспитатель проводит игру-итог «Вопрос-ответ» с мячом.

Кто приходил к нам в гости?

Когда птицы возвращаются из теплых краев?

Какое время года находится между осенью и весной?

Какое время года самое жаркое?

Когда заяц меняет серую шубу на белую?

Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам большое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vremena_goda.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей средней группы: «Времена года»

 

Цель:

Формирование представлений детей о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания о временах года;

- обогащать словарный запас;

- формировать знания о диких животных;

- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах;

- учить воспринимать красоту природы.

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к природе;

- доставить детям радость и удовольствие от игр;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Оборудование:

кукла Незнайка;

репродукции с изображение всех времен года;

диск с записями музыки «Времена года» П. Чайковского;

запись – пение птиц;

предметы для игры: корзинки, овощи и фрукты (резиновые муляжи);

«мусор»: фантики от конфет, коробки от сока, напитков, йогуртов, ведра;

на каждого ребенка: набор геометрических фигур, картон.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.

 

Ход образовательной деятельности

Воспитатель и дети встают в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

Ребята! А какое сейчас время года? (весна).

Раздается стук в дверь. Появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я случайно услышал, что вы говорили о какой-то весне? А что это такое? (Время года.)

У нас в Цветочном городе всегда только одно время года – лето, а что такое весна мы не знаем.

Воспитатель. Незнайка, а у нас кроме лета, есть еще и другие времена года. Какие ребята? (Весна, зима, осень.)

И идут они друг за другом по порядку. Какое время года наступает после лета? А после осени? А после зимы что наступит? А какое время года сменит весну?

Незнайка. Ой, как интересно. Вы, ребята, расскажите мне об этих временах года?

Воспитатель. Конечно, расскажем. Начнем мы с лета. Давайте рассмотрим картину.

Ребята, расскажите Незнайке, какое у нас лето? (Жаркое, солнечное, все деревья зеленые, трава зеленая, птицы поют, бабочки летают, ягоды спеют.)

Незнайка, а какое у вас лето?

Незнайка. Жаркое, красивое, а еще у нас много цветов. И я хочу загадать вам загадки о цветах:

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик

Нарядился … (Одуванчик.)

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка.)

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)

Незнайка. Молодцы, ребята! А еще у нас летом много ягод, грибов, орехов. Но так, как мы очень маленького роста, нам очень трудно их собирать.

Воспитатель. Ребята, поможем Незнайке и его друзьям?

Игра «Собери урожай»

Воспитатель. Давайте, посчитаем, сколько набрали овощей и фруктов. (Дети отдают корзинки с урожаем Незнайке.)

Пока мы помогали Незнайке, у нас в природе произошли изменения. (Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь».) Посмотрите, что вы видите на картине? (наступила осень). Как вы определили? (листья на деревьях стали разноцветными). А что еще происходит осенью? (листья опадают, становиться холодно, солнце мало светит, идут дожди, птицы улетают в теплые края, дикие животные готовятся к зиме)

Незнайка. А как они готовятся?

Игра «Четвертый лишний» (дикие животные)

Цель: найти лишнюю картинку (дикое животное) и рассказать, как это животное готовится к зиме.

Воспитатель. Посмотрите, в природе опять произошли изменения. (Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Январь».) Посмотрите на картину. Какое наступило время года? (зима).

Незнайка. А как вы определили? (лежит снег на деревьях, на земле, мороз, птиц не видно, т.д.)

Воспитатель. Не смотря на то, что зимой очень холодно, мы ее очень любим. А за что? (можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, играть в снежки).

Давайте, мы покажем Незнайке, как мы гуляем на улице.

Динамическая пауза

 Раз, два, три, четыре, пять - 

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, 

Птичек крошками кормили, 

С горки мы потом катались, 

А ещё в снегу валялись. 

Все в снегу домой пришли. 

Съели суп и спать легли.

(Выполнение движений по тексту.)

Воспитатель. Вот видишь, Незнайка, какая бывает зима. А после зимы:

Природа проснулась, 

Все радостью дышит.

Становятся дни все длинней и длинней.

И солнце гуляет по небу все выше,

И веет теплом от оживших полей.

О каком времени года я прочитала вам стихотворение? (весне). (Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Апрель».)

Незнайка. А какие признаки у весны? (становится тепло, тает снег, на ветках распускаются листочки, зацветают первые цветы, дикие животные меняют свои шубки на летние). Рассмотрим как изобразил весну художник.

Воспитатель. Посмотрите, как красиво весной в лесу?

Что это такое? (вся поляна в мусоре). Кто же так сделал? Наверно, кто-то уже побывал в лесу, любовался природой, и оставил после себя мусор. Как нам поступить? (убрать мусор).

Дети берут ведра и убирают мусор.

Воспитатель. Молодцы ребята! Почему нельзя оставлять мусор в лесу? (это опасно для людей, животных, вредно для природы).

А кто возвращается в лес из теплых краев? (птицы).

Давайте послушаем, как они поют.

Слушание пения птиц.

А ведь весной люди помогают птицам. Как? (делают скворечники).

Вот и мы сейчас сделаем скворечники для птиц.

Дети выкладывают скворечники из геометрических фигур.

Молодцы, ребята. Помогли птицам.

А на смену весне опять пришло лето.

Незнайка. Спасибо вам ребята, что познакомили меня со всеми временами года. А еще попрошу вас вечером нарисовать для жителей цветочного города рисунки о своем любимом времени года.

А мне пора отправляться домой и рассказать своим друзьям о том, что я узнал от вас о временах года.

Воспитатель. Спасибо и тебе Незнайка, мы с ребятами тоже вспомнили, что происходит во все времена года, а вечером постараемся выполнить твою просьбу.

Дети прощаются с Незнайкой.

Воспитатель проводит игру-итог «Вопрос-ответ» с мячом.

Кто приходил к нам в гости?

Когда птицы возвращаются из теплых краев?

Какое время года находится между осенью и весной?

Какое время года самое жаркое?

Когда заяц меняет серую шубу на белую?

Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека стихотворений "Времена года" для средней группы.

Картотека создана мною для занятий по развитию речи, для чтения и заучивания стихотворений в режимных моментах. Также подойдет для занятий родителей с детьми. Когда под рукой нет сборников стихотворен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Времена года» в средней группе. (с элементами развития речи, изобразительной деятельности и ИКТ)

Цели:1.Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах;2. Закрепить знания о жизни животных и птиц в разное время года;3.Продолжать учить, правильно, называть детенышей животных, место их ...

Итоговое занятие по развитию речи "Времена года" в средней группе

итоговое занятие  по развитию речи с элементами танцев в редней группе...

Конспект занятия по математическому развитию и сенсорике на тему: «Сравнение чисел 3—4, счет по образцу. Времена года-осень» (средняя группа)

Программное содержание:-учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемамисчета;-считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группамипредметов;-закреплять знания о време...

Стихи "Времена года" для средней группы

Подборка стихотворений для детей 4-5 лет о временах года, сезонных изменениях в природе....

Проект "Времена года" для средней группы.

laquo;Мы хозяева нашей природы, иона для нас кладовая солнцас великими сокровищами жизни.Мало того, чтобы сокровища эти охранять,-их надо открывать и показывать»М. ПришвинАктуальность про...