Проект "Расскажи, картинка" (развитие речи) по методике ТРИЗ И.Мурашковской и Н.Валюмс "Картинки без запинки"
проект по развитию речи (старшая группа)

Ажбулатова Марина Андреевна

Презентация проекта "Расскажи, картинка" по методике ТРИЗ И.Мурашковской и Н.Валюмс "Картинки без запинки" https://drive.google.com/file/d/1QejCg9YZVPBdxu7Ox...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx275.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 8 комбинированного вида «Земляничка»

Проект
«Расскажи, картинка»

Выполнила: воспитатель

Ажбулатова М.А.

Новосибирск  2018год

     Актуальность

     Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

     В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми.

     Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область.

     Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.  Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

      К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картинке, и серии сюжетных картинок.

     В данном проекте представлена  опробованная авторами методика рассказа по картинке, при помощи которой успешно достигаются цели развития речи. В основу методики положен инструментарий для формирования системно – диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

     

Тип проекта: познавательно – речевой, творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 5 - 6 лет

Участники: воспитатель, дети и родители  старшей логопедической группы №8, логопед.

Место проведения: г. Новосибирск, Калининский район, МКДОУ д/с №8 «Земляничка».

Срок проведения: с 22 по 26 апреля 2019 года.

Цель проекта: создание условий для совершенствования умений детей составлять рассказы по картинке.

Задачи проекта.

Образовательные.

1. В течение недели систематизировать и расширить знания детей по лексической теме «Животные жарких стран».

2. Активизировать и обогатить словарь по данной теме.

3. Закрепить умение детей пользоваться методикой рассказа по картинке, используя свои рисунки по теме «Животные жарких стран».

Развивающие.

1. Развивать познавательную деятельность детей, внимание, память, мышление, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику.

2. Развивать связную речь детей.

Воспитательные.

1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

2. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности, эмоциональности.

План реализации проекта

Подготовительный  этап

1. Внести в книжный уголок художественную литературу по лексической теме «Животные жарких стран».

2. Подобрать наглядный и иллюстрационный материал по теме.

3. Подготовить дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры по теме.

4. Разработать конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности детей по образовательным областям.

5. Подготовить физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме.

6. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

7. Создать условия для самостоятельной деятельности детей (внести в центр художественно-эстетического развития шаблоны, трафареты, схемы рисования животных; оформить разрезные картинки, игры-лото, домино по теме).

8. Оформить папку – передвижку  «Рекомендации для родителей по теме «Животные жарких стран».

9. Предложить родителям совместно с детьми посетить Новосибирский зоопарк, понаблюдать за животными, за их повадками. После посещения зоопарка обсудить с детьми, кто больше понравился и почему.

Основной этап (практический)

Календарно – тематическое планирование

Понедельник

Первая половина дня

Название

мероприятия

Цели и задачи

Ответственные

1)Рассматривание  иллюстраций  по теме «Животные жарких стран»

2) Беседа «Семейный поход в зоопарк».

3)ННОД (ознакомление с окружающим миром). Тема «В поисках Большой черепахи».

4) Подвижная игра «Мы веселые зверята»

5) Пальчиковая гимнастика «В жарких странах»

  • Цель: вызвать интерес к жизни животных жарких стран.
  • Задачи: уточнить знания детей о животных жарких стран, формировать умение рассматривать иллюстрации, замечать всё изображённое художником. Воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи: предложить детям вспомнить их семейный поход в зоопарк, рассказать, каких животных они видели, как вели себя животные, кто им больше всех понравился и почему.

Цель: Знакомство детей с животными жарких стран.

Задачи: познакомить детей с некоторыми животными жарких стран; дать представление об их внешнем виде, образе жизни, способе питания; расширят словарь детей по теме.

Задачи: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую, изображая походки разных животных (обезьян, жирафов, кенгуру). Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Задачи: развитие координации движения и речи, развитие мелкой моторики.

Воспитатель

Воспитатель, родители

Вторая половина дня

1)Логочас по теме «Животные жарких стран».

2)Чтение рассказа Л. Толстого  «Лев и собачка»

3)Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

4)Д/И «Расскажи где ты живешь» (Пособие из фетра «Животные жарких и холодных стран»).

Задачи: уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме. Развитие артикуляционного аппарата.

Задачи: расширять представление о  животных. Развивать навык внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Задача: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Цель: закрепить знания детей о месте обитания животных.

Логопед, воспитатель

Воспитатель

Вторник

Первая половина дня

Название

мероприятия

Цель и задачи

Ответственные

1)Дидактическая игра экологического содержания с Кругами Луллия «Кто откуда»

2) Беседа «Где в нашем городе можно встретить животных из жарких стран?»

3) ННОД (ФЭМП).  Тема: «Тигренок, который не умел считать».

4) Подвижная игра  «Бездомный заяц»

5) Пальчиковая гимнастика «В жарких странах»

Задачи: закрепить знаний детей о таких достопримечательностях как зоопарк, дельфинарий, океанариум, цирк.

Повторить с детьми, где можно встретить представителей животного мира в нашем городе. Развивать память, мышление, внимание.

Задачи: обсудить с детьми, где могут быть в нашем городе животные из жарких стран, как они попали туда, как заботятся о них люди, чтобы они не мерзли и не голодали.

Цель и задачи: Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Упражнение в определении пространственного расположения предметов относительно друг от друга. Формирование навыка ориентировки на плоскости и пространстве.

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Задачи: развитие координации движения и речи, развитие мелкой моторики.

Воспитатель

Вторая половина дня

1) Логочас по теме.

2)Чтение сказки К. Чуковского «Айболит»

3) Настольно - печатные игры: лото «Животные жарких и холодных стран».

4)Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»

Задачи: совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и творительном падежах). Развитие артикуляционного аппарата.

 

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством К. Чуковского.  Формировать умение детей следить за развитием действий, понимать содержание, сопереживать героям.

Цель: закреплять умение детей находить парные картинки; развивать внимание; воспитывать терпение. Повторить названия некоторых животных жарких и холодных стран.

Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Логопед, воспитатель

Воспитатель

Среда

Первая половина дня

Название

мероприятия

Цель и задачи

Ответственные

1)Дидактическая игра на классификацию «Хищники и травоядные»

2) Беседа о добром отношении к животным (по произведению Л. Толстого «Лев и собачка»)

3) ННОД (ленка из пластилина). Тема «Жираф».

4) Подвижная игра «Ловля обезьян»

5) Пальчиковая гимнастика «В жарких странах»

Цель: закрепить знания детей о классификации животных жарких стран, по способу добычи пищи: хищники и травоядные.

Задачи: обсудить с детьми, гуманно ли поступали люди с бездомными животными в произведении «Лев и собачка»; воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувство сострадания.

Цель: продолжать учить детей лепить животное, передавая его характерные особенности, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки. 

Цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастической стенке любым удобным способом; развивать творчество в подборе знакомых упражнений.

Задачи: развитие координации движения и речи, развитие мелкой моторики.

Воспитатель

Вторая половина дня

1)Логочас по теме.

2)Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок»

3)Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская для зверей»

4) Д/И «Непрошенный гость» (пособие из фетра «Животные жарких и холодных стран»

Задачи: обогащение и активизация словаря по теме,  совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных).

Цель: формирование у детей любознательности, пытаясь получить как можно больше знаний и умений; воспитывать стойкость в отстаивании своих взглядов, даже если это сначала вызывает непонимание у окружающих.

Цель: расширять и закреплять знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Цель: Закрепить умение детей классифицировать животных по месту обитания (по принадлежности к какому-то виду животных, по способу питания – травоядные, хищники и др.)

Логопед, воспитатель

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Название

мероприятия

Цель и задачи

Ответственные

1)Дидактическая игра «Один – много»

2) Подвижная игра «Зверюшки, навострите ушки».

3)ННОД (конструирование). Тема: «Слоник»

4) Пальчиковая гимнастика «Слон»

Цель: формировать умение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; закрепить названия некоторых животных жарких стран.

Цель: закреплять умение быстро, по сигналу воспитателя, перестаиваться из общего круга в несколько кругов; совершенствовать навыки разных способов ходьбы.

Цель: формирование умений детей конструировать животное из различных материалов (картон, нитки, пластилин), передавая его характерные черты.

Задачи: развитие координации движения и речи, развитие мелкой моторики.

Воспитатель

Вторая половина дня

1) Логочас по теме.

2) Чтение книги «Чудесные истории про зайца по имени Лёк».

Сказки народов Западной Африки

3)Сюжетно-ролевая игра «Цирк»

4) Д/И «Помоги маме найти малыша» (пособие из фетра «Животные жарких и холодных стран»

Задачи: совершенствование грамматического строя речи (образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых предложений, использование предлогов «ЗА», «К»).

Цель: Знакомство детей с жизнью животных Саванны, с особенностями народов Западной Африки.

Цель: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, понимать смысл пространственных отношений, уметь обозначать в речи взаимное расположение предметов.

Логопед, воспитатель

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Название

мероприятия

Цель и задачи

Ответственные

1) Д/и «Что будет, если…?»

2) Подвижная игра  «Тигр и зайцы»

3) Пальчиковая гимнастика «Мартышки и книжки».

4)ННОД (рисование) Тема «Животные жарких стран»

5) ННОД (развитие речи). Тема: «Животные жарких стран».

Цель: развитие воображения.

Цель: упражнять детей в беге по ограниченной площади, в лазании и спрыгивании с возвышенности; развивать ловкость, быстроту, увёртливость.

Задачи: развитие координации движения и речи, развитие мелкой моторики.

Цель и задачи: Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях. Продолжать учить создавать сюжетную композицию на определенную тему. Учить рисовать простым карандашом животных жарких стран, передавая их характерные признаки. Развивать умения использовать различные художественно-изобразительные материалы: гуашь, карандаши, фломастеры.

Цель: используя методику рассказа по картинке, формировать лексико-грамматические средства языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».

Воспитатель

Вторая половина дня

1) Просмотр мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню»

2) Составление рассказа по своим рисункам.

3) Д/И «Игра в прядки» (пособие из фетра «Животные жарких и холодных стран»)

Цель: расширение представлений детей о жизни животных жарких стран, активизация словаря по теме.

Цель: совершенствование умений детей составлять рассказы по картинке.

Цель:  совершенствовать умение детей определять и называть местоположение животного (слева, справа, рядом, около, между и т.д.).

Воспитатель

Заключительный этап

     Составление журнала «Рассказы и сказки о животных жарких стран» с рассказами и рисунками детей.

Предполагаемые результаты.

     Речь детей станет наиболее образная, дети будут больше использовать в речи синонимы, описания. Пополнится их словарный запас. У детей меньше будут возникать сложности в построении сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказе текста своими словами.

Материально – техническое оснащение.

1. Книги с произведениями разных авторов по лексической теме «Животные жарких стран.

2. Наглядный и иллюстрационный материал по теме.

3. Настольно – печатные игры лото, разрезные картинки, пособие из фетра «Животные жарких и холодных стран»

4. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр (фигурки животных, конструкторы, строительный материал, «Парикмахерская», «Больничка», стульчики, вывески, билетики и др.).

5. Шаблоны, трафареты, схемы рисования животных, раскраски.

6. Краски гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, альбомные листы, пластилин, клей, картон, цветная бумага, кисти для рисования и клея, баночки для воды, клеенки, досточки для работы с красками, клеем и пластилином, ножницы.

7. Мультимедийная установка, ноутбук, диктофон, видеокамера, магнитофон.

8. Гимнастическая стенка, обручи для подвижных игр.

9. Сюжетная картинка с объектами - кружочками по методике рассказа по картинке.

10. Принтер, сканер, ломинатор, бумага А4, листы для ламинирования (для создания альбома рассказов и сказок детей).

Список используемой литературы:

1. И. Мурашковская, Н. Валюмс «Картинки без запинки».

2. И. Мурашковская «Когда я стану волшебником».

3. ПОП ДО «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

4. О.А. Мамаева «Мастерим с детьми 5-6 лет».

5. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...

Занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Картинка без запинки»

Цель работы по картине: Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину....

Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".

ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разв...

Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".

ГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разви...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

quot;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"(Г.С. Альтшуллер)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи с применением методики ТРИЗ "Волшебный сундучок"

Формировать связную речь детей при встрече с героями знакомых сказок.Желание выручить, придти на помощь попавшим в беду  героям сказок....