Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Зимние виды спорта»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дудникова Светлана Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи               «Зимние виды спорта»

 

Тема: «Зимние виды спорта»

Подготовила: воспитатель

 Светлана Николаевна Дудникова

Конспект образовательной деятельности,  речевое развитие: Зимние виды спорта.

Цель: обогащение и активизация словаря детей о зиме, зимних видах спорта, необходимость укреплять и сохранять здоровье.

Задачи:

Образовательные: закрепить и систематизировать знания и представления детей по теме «Зимние виды спорта»; активизировать и обогащать словарь детей по данной теме; учить составлять распространенные предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова - антонимы.

Коррекционно – развивающиеРазвивать связную речь, слуховое и зрительное внимание; расширить кругозор детей.

Развивать психические процессы: мышление, внимание; познавательную мотивацию;

Развивать речевое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю,

развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику.

Воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к зимним видам спорта, прививать навыки здорового образа жизни в процессе непосредственно - образовательной деятельности.

Здоровье сберегающие технологии: развитие речевого дыхания, вырабатывать направленную воздушную струю, развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику, гимнастика для глаз, мимические упражнения, пальчиковый массаж, релаксация.

Оборудование:   предметные картинки по зимним видам спорта, сюжетные картинки по зимним видам спорта,   муз. запись метели, магнитная доска.

 

Ход занятия:

 

В. Ребята, к нам сегодня пришли гости - поздоровайтесь с ними.

А теперь давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы день у нас прошел радостно и весело.

 

 

В. Ребята, ответьте мне на такой вопрос,    такое время года как зима, везде есть? Или есть такие страны,  где нет зимы?

 Д. (есть такие страны)

В. А скажите мне, зима,  какая?

-Ребята  называют прилагательные.

Д. Морозная, холодная, снежная, ветреная и т. д.

В. А теперь расскажите, чем вы занимаетесь в это время года. Только рассказывайте правильными красивыми предложениями.

Д. (катаемся с горы на санках, лепим снеговиков, играем в снежки …)

 

Мимические упражнения: включается музыка ветра - метели.

В. Покажите, пожалуйста, мимикой и жестами – когда вам холодно; дует метель; светит морозное солнце, замерзли ваши ручки и ножки.

Каждый пальчик мы согреем и ладошки разотрем. Ручки согреются, заниматься начнем.

 

Развитие речевого дыхания:

В. Протяните ручки и представьте, что на ваши ладони падают снежинки, сдуйте их с ладоней, только плечи не поднимаем и щечки не надуваем.

 

В. Пройдите садитесь на стулья.

 Ребята сегодня к нам в гости пришел наш друг Кузьма, наш домовой. Зимой домовой никогда не выходит на улицу. Как вы думаете, почему?

Д. (Ответы детей; На улице холодно, нет теплой одежды)

В. Правильно ребята, у Кузьмы нет теплой одежды, а зима в этом году выдалась очень холодной. Так же  у Кузьмы нет телевизора,  и он не знает,  что  в Красноярске начался спортивный праздник. Как этот праздник называется?

Д. Универсиада.

В. А что такое универсиада?

Д. (Дети рассказывают)

В. Правильно.

В. (Размещает на доске картинки с зимними видами спорта. Дети называют виды спорта)

В. Ребята Кузьма не катался на лыжах, коньках,  и не играл в хоккей.

Давайте расскажем ему о зимних видах спорта, помощником вам будет план рассказа.

Вначале мы назовем спортсмена, уточним место его тренировки и соревнований, расскажем о форменной(защитной) одежде и головном уборе, назовем какие спортивные принадлежности использует спортсмен, и какие действия ему приходится выполнять. Для этого мы будем составлять описательный рассказ с опорой на схему.

 

(примерный образец рассказа)

В. Я сейчас вам составлю рассказ о хоккеисте , а потом мы с вами попробуем составить рассказы о других спортсменах.

 

  • Это хоккеист. Хоккеист тренируется на ледяном катке. Для игры в хоккей нужна специальная защитная форма, клюшка, коньки. Спортсмен передвигается по льду на коньках, стараясь клюшкой забросить шайбу в ворота соперника.
  • Это лыжник. Он бегает на лыжах в лесу и стареется прийти к финишу первым. Для тренировки лыжнику нужна спец.  одежда (спорт. форма), лыжи и лыжные палочки.
  • Это фигурист. Фигурист тренируется на ледяном катке. Фигурное катание – это танец на льду. Оно бывает одиночное и парное. Фигурист  выполняет различные сложные упражнения. Для занятий , нужна специальная форма, специальные коньки.

 

(Дети составляют описательные рассказы о хоккеисте,   фигуристе и лыжнике).

 

В. Давайте, выйдем и покажем Кузьме, как мы это делаем.

 

Физ. Минутка

(движения по тексту).

Мы идем с тобой на лыжах (показ движения ходьбы на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет. (Погладить ладони вперед – назад)

А потом на коньках, (показать ходьбу на коньках)

Но устали мы. (Вдох (1,2,3,4,5) выдох (1,2,3)

А потом снежки лепили, (показ лепки снежков)

И воробушек кормили (пальчиками посыпать зерно)

Ручки наши так устали (встряхнуть ручками внизу)

И назад мы побежали. (Бег на месте)

 

В. Ребята давайте расскажем Кузьме, какими качествами должен обладать спортсмен, то есть какой он (мужественный, целеустремленный, сильный, ловкий, здоровый, мускулистый, умный, быстрый, бесстрашный, дисциплинированный).

В. Вы сказали, что спортсмены должны быть умными, предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот» (слова антонимы)

Трудно-легко

Побеждать-проигрывать

Спускаться-подниматься

Смелый-трусливый

Бодрый-вялый

Щедрый-жадный

Мягкий-твердый

Неряшливый-аккуратный

Ленивый-трудолюбивый

Рассеянный-внимательный

Полезный-вредный

Быстрый-медлительный.

 

В. Присядьте на ковер, поиграем в игру «Один-много»

В соревнованиях участвуют не один спортсмен, а много спортсменов.

(Дети образовывают существительные множественного числа женского рода в родительном падеже).

• Победитель, а это победители, здесь много победителей.

• Чемпион, а это чемпионы, здесь много чемпионов.

• Хоккеист, а это хоккеисты, здесь много хоккеистов.

• Фигурист, а это фигуристы, здесь много фигуристов.

• Лыжник, а это лыжники, здесь много лыжников.

• Бобслеист, а это бобслеисты, здесь много бобслеистов.

• Биатлонист, а это биатлонисты, здесь много биатлонистов.

 

 

В. Вы знаете поговорки о спорте?

 

Д. Двигайся больше, проживешь дольше.

В здоровом теле здоровый дух.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

 

Итог:

В. Я думаю, что Кузьме достаточно рассказали о зиме, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Что вам понравилось?

Что было трудным?

В. Вручает медали ребятам, участвующим в занятии.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи               «Зимние виды спорта»

 

Тема: «Зимние виды спорта»

Подготовила: воспитатель

 Светлана Николаевна Дудникова

Конспект образовательной деятельности,  речевое развитие: Зимние виды спорта.

Цель: обогащение и активизация словаря детей о зиме, зимних видах спорта, необходимость укреплять и сохранять здоровье.

Задачи:

Образовательные: закрепить и систематизировать знания и представления детей по теме «Зимние виды спорта»; активизировать и обогащать словарь детей по данной теме; учить составлять распространенные предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова - антонимы.

Коррекционно – развивающиеРазвивать связную речь, слуховое и зрительное внимание; расширить кругозор детей.

Развивать психические процессы: мышление, внимание; познавательную мотивацию;

Развивать речевое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю,

развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику.

Воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к зимним видам спорта, прививать навыки здорового образа жизни в процессе непосредственно - образовательной деятельности.

Здоровье сберегающие технологии: развитие речевого дыхания, вырабатывать направленную воздушную струю, развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику, гимнастика для глаз, мимические упражнения, пальчиковый массаж, релаксация.

Оборудование:   предметные картинки по зимним видам спорта, сюжетные картинки по зимним видам спорта,   муз. запись метели, магнитная доска.

Ход занятия:

В. Ребята, к нам сегодня пришли гости - поздоровайтесь с ними.

А теперь давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы день у нас прошел радостно и весело.

 

В. Ребята, ответьте мне на такой вопрос,    такое время года как зима, везде есть? Или есть такие страны,  где нет зимы?

 Д. (есть такие страны)

В. А скажите мне, зима,  какая?

-Ребята  называют прилагательные.

Д. Морозная, холодная, снежная, ветреная и т. д.

В. А теперь расскажите, чем вы занимаетесь в это время года. Только рассказывайте правильными красивыми предложениями.

Д. (катаемся с горы на санках, лепим снеговиков, играем в снежки …)

Мимические упражнения: включается музыка ветра - метели.

В. Покажите, пожалуйста, мимикой и жестами – когда вам холодно; дует метель; светит морозное солнце, замерзли ваши ручки и ножки.

Каждый пальчик мы согреем и ладошки разотрем. Ручки согреются, заниматься начнем.

Развитие речевого дыхания:

В. Протяните ручки и представьте, что на ваши ладони падают снежинки, сдуйте их с ладоней, только плечи не поднимаем и щечки не надуваем.

В. Пройдите садитесь на стулья.

 Ребята сегодня к нам в гости пришел наш друг Кузьма, наш домовой. Зимой домовой никогда не выходит на улицу. Как вы думаете, почему?

Д. (Ответы детей; На улице холодно, нет теплой одежды)

В. Правильно ребята, у Кузьмы нет теплой одежды, а зима в этом году выдалась очень холодной. Так же  у Кузьмы нет телевизора,  и он не знает,  что  в Красноярске начался спортивный праздник. Как этот праздник называется?

Д. Универсиада.

В. А что такое универсиада?

Д. (Дети рассказывают)

В. Правильно.

В. (Размещает на доске картинки с зимними видами спорта. Дети называют виды спорта)

В. Ребята Кузьма не катался на лыжах, коньках,  и не играл в хоккей.

Давайте расскажем ему о зимних видах спорта, помощником вам будет план рассказа.

Вначале мы назовем спортсмена, уточним место его тренировки и соревнований, расскажем о форменной(защитной) одежде и головном уборе, назовем какие спортивные принадлежности использует спортсмен, и какие действия ему приходится выполнять. Для этого мы будем составлять описательный рассказ с опорой на схему.

(примерный образец рассказа) 

В. Я сейчас вам составлю рассказ о хоккеисте , а потом мы с вами попробуем составить рассказы о других спортсменах.

 

  • Это хоккеист. Хоккеист тренируется на ледяном катке. Для игры в хоккей нужна специальная защитная форма, клюшка, коньки. Спортсмен передвигается по льду на коньках, стараясь клюшкой забросить шайбу в ворота соперника.
  • Это лыжник. Он бегает на лыжах в лесу и стареется прийти к финишу первым. Для тренировки лыжнику нужна спец.  одежда (спорт. форма), лыжи и лыжные палочки.
  • Это фигурист. Фигурист тренируется на ледяном катке. Фигурное катание – это танец на льду. Оно бывает одиночное и парное. Фигурист  выполняет различные сложные упражнения. Для занятий , нужна специальная форма, специальные коньки.

(Дети составляют описательные рассказы о хоккеисте,   фигуристе и лыжнике).

В. Давайте, выйдем и покажем Кузьме, как мы это делаем.

Физ. Минутка

(движения по тексту).

Мы идем с тобой на лыжах (показ движения ходьбы на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет. (Погладить ладони вперед – назад)

А потом на коньках, (показать ходьбу на коньках)

Но устали мы. (Вдох (1,2,3,4,5) выдох (1,2,3)

А потом снежки лепили, (показ лепки снежков)

И воробушек кормили (пальчиками посыпать зерно)

Ручки наши так устали (встряхнуть ручками внизу)

И назад мы побежали. (Бег на месте)

В. Ребята давайте расскажем Кузьме, какими качествами должен обладать спортсмен, то есть какой он (мужественный, целеустремленный, сильный, ловкий, здоровый, мускулистый, умный, быстрый, бесстрашный, дисциплинированный).

В. Вы сказали, что спортсмены должны быть умными, предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот» (слова антонимы)

Трудно-легко

Побеждать-проигрывать

Спускаться-подниматься

Смелый-трусливый

Бодрый-вялый

Щедрый-жадный

Мягкий-твердый

Неряшливый-аккуратный

Ленивый-трудолюбивый

Рассеянный-внимательный

Полезный-вредный

Быстрый-медлительный.

В. Присядьте на ковер, поиграем в игру «Один-много»

В соревнованиях участвуют не один спортсмен, а много спортсменов.

(Дети образовывают существительные множественного числа женского рода в родительном падеже).

• Победитель, а это победители, здесь много победителей.

• Чемпион, а это чемпионы, здесь много чемпионов.

• Хоккеист, а это хоккеисты, здесь много хоккеистов.

• Фигурист, а это фигуристы, здесь много фигуристов.

• Лыжник, а это лыжники, здесь много лыжников.

• Бобслеист, а это бобслеисты, здесь много бобслеистов.

• Биатлонист, а это биатлонисты, здесь много биатлонистов.

 

 

В. Вы знаете поговорки о спорте?

Д. Двигайся больше, проживешь дольше.

В здоровом теле здоровый дух.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Итог:

В. Я думаю, что Кузьме достаточно рассказали о зиме, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Что вам понравилось?

Что было трудным?

В. Вручает медали ребятам, участвующим в занятии.



 

Самоанализ фронтального логопедического занятия                                                         на тему «Зимние виды спорта»                                                                                                для детей подготовительной группы с ОНР

Тема логопедического занятия соответствовала плану коррекционной работы и требованиям программы.    

На занятии были поставлена следующая цель: закрепить и систематизировать знания и представления детей о зиме, зимних видах спорта; которая достигалась путём решения следующихзадач:

        Коррекционно-образовательные: расширять представления о зимних видах спорта;   закреплять умение выделять нужный звук в словах, определять позицию звука в слове, составлять слово из букв,  данных вразбивку;   активизировать и обогащать словарь детей по данной теме (словарная работа: сноуборд, сноубордист, зимние виды спорта); закреплять умение составлять распространённые предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова-синонимы, антонимы.

         Коррекционно-развивающие задачи: развивать психические процессы: мышление, внимание, фантазию; познавательную мотивацию;  развивать умение детей взаимодействовать в группе сверстников; развивать координацию движений, глазомер, силу голоса, мелкую моторику; вырабатывать направленную воздушную струю. укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

          Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к зимним видам спорта, прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать любознательность, инициативу, доброжелательность, патриотизм.

 

     Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения.  На различных этапах занятия были использованы элементы здоровьесберегающих технологий, таких как:                      - упражнение на развитие общей моторики  – на тропинке здоровья;                                - ароматерапия, гимнастика для глаз, развитие силы голоса и речевого дыхания, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика  – в лесу;                                                                                                                                               - релаксационные упражнения - импровизированный танец «Олимпийский огонь»;  полёт на воздушном шаре, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу.

Этапы занятия.

      Вводно-организационный этап содержал сюрпризный момент – приглашение  для участия в олимпийских логопедических играх , которое  заинтриговало  детей и организовало их произвольное, направленное внимание.

      Содержанием мотивационно-побудительного этапа стало путешествие в зимнем лесу, где дети развивали умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, непринуждённо в естественной ситуации  выполняли различные виды гимнастик и коррекционных игр.

      Этап актуализации содержал сюрпризный момент – встречу с героями: мишкой Полюсом, леопардом Барсиком и зайкой Стрелкой.

      На этапе получения новых знаний дети просмотрели видеопрезентацию об Олимпийских играх, ознакомились с символикой, талисманами, традициями, были проинформированы о проведении Зимней Олимпиады в Сочи.

      Во время динамической паузы, которая включала в себя элемент релаксации, дети представили себя огоньками и под соответствующую музыку смогли исполнить  импровизированный танец олимпийского огня.

       На этапе практического применения полученных знаний и умений дети  отгадывали загадки о зимних видах спорта, закрепляли умение составлять распространённые предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова-синонимы, антонимы, упражнялись в словообразовании, в обобщении слов, учились выделять нужный звук в словах, определять позицию звука в слове, составлять слово из букв, данных вразбивку; также на данном этапе активизировался и обогащался словарь детей по спортивной тематике: сноуборд, сноубордист, зимние виды спорта.

         На заключительном этапе занятия детей ожидал сюрприз-подарок от олимпийских символов, затем прощались с героями, вспоминали и  обсуждали прошедшее мероприятие, высказывали свои мысли, эмоции.

        Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встреча с героями, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать.

     Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту дошкольников и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

     В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Насекомые»

Цель: Знакомство со звуками [л]и[л\']и связь с буквой. Закрепление навыков четкого произношения.Задачи:1. определение позиции звука в слове2. определение ударного гласного3. деление слова на слоги4. ра...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: «Интервью у зимнего леса»

Конспект занятия в подготовительной группепо развитию речи на тему:«Интервью у зимнего леса» Программные задачи:Учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвеч...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Зимние забавы»

Формировать умение составлять рассказ о зимних забавах по картине....