Авторские программы
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Перскпективный план работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Емельянова Т. В.http://studiolight.com.ua/media/catalog/product/cache/1/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/c/h/chroma_green_photographic_vinyl.jpg

«Развитие речи дошкольников»

C:\Users\Вика\Desktop\rechevyie-igryi.jpg(перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет)

г. Нижнекамск

Автор: Т. В. Емельянова, воспитатель МБДОУ № 14 Нижнекамского муниципального района РТ.

«Развитие речи дошкольников» (перспективное планирование работы с детьми 5 - 6 лет)

Методическое пособие

Пособие содержит перспективное планирование работы по развитию речи дошкольников.

Материал пособия представляет интерес для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических специальностей.

г. Нижнекамск

2017 год

Пояснительная записка.

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам взрослым людям, но и детям, неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном  формировании у них речи. Всякая задержка в ходе развития речи  затрудняет общение ребенка с другими людьми.

     Следует содействовать тому, чтобы ответственный период овладения всей своей моторной сферой, и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благотворно. Дети часто черпают содержание для своей речи не из живого, наглядного, осязательного наблюдения, а из беспочвенных, словесных уроков. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

     Произносительные навыки, приобретенные в детстве, устойчивы, их трудно переделать, перестроить. Отсюда ясно, насколько важно постоянное внимание к произношению ребенка, к правильному осмысленному произношению слов, построению фраз. Бедность  словаря, как следствие редкого и нерегулярного чтения, невнимание родителей к ошибкам, которые дети допускают в разговоре, все это скажется при обучении в школе, и на общем развитии. Некоторые родители  не обращают внимания на развивающую речь ребенка, не следят, правильно ли он говорит. А ошибки начинаются с 2,5 – 3 лет.

 Основной задачей воспитателя  является – научить детей практически пользоваться фразовой речью, т. е. правильно употреблять в ней основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам, родам.

    Язык – совершеннейшее  орудие социального общения людей в наших условиях. Дети должны владеть этим орудием.

В данном пособии сделана попытка представить работу по развитию речи дошкольников.

Представлен перспективный план по развитию речи в старшей группе. Указаны: тема занятия, программное содержание, структура занятия. В конце указана используемая литература.

Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие: развивать память, речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать правила речевого общения, интерес к правильной речи.

Образовательные:

- формировать умения по развитию связной речи, грамматического строя речи, звуковой культуре речи.

- обогащать и активизировать словарь детей.

- развивать память, речь, логическое мышление.

- воспитывать  правила речевого общения, интерес к правильной речи.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны:

  • Составлять рассказы из личного опыта, на тему, предложенную воспитателем, по серии картин, по набору игрушек, по пейзажной картине, об игрушке, по сюжетной и предметной картинах, описательные рассказы об овощах и фруктах.
  • Пересказывать небольшие сказки и рассказы без помощи воспитателя.
  • Согласовывать существительные в роде, числе и падеже. Использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Придумывать синонимы и антонимы к словам. Подбирать определения к существительным, однокоренные слова. Правильно употреблять предлоги.
  • Грамматически правильно строить предложения. Составлять предложения по опорным словам и словосочетаниям.
  • Произносить правильно все звуки речи. Уметь выделять звук из слова, придумывать слова на заданный звук.

Сентябрь.

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

1 неделя

Составление описательных рассказов об игрушке.

  • Учить детей последовательному рассматриванию и составлению рассказов об игрушке.
  • Упражнять в словообразовании.
  • Продолжать учить детей согласовывать существительные в роде, числе.
  • Развивать память.
  • Уточнить произношение звука «j» в сочетании со звуком «у».
  • Воспитывать бережное отношение к игрушке.

1.Составление описательных рассказов об игрушке.

2.Дидактическая игра: «Один - много» (одна машина - много машин, один шар - много шаров).

3.Дидактическая игра: «Доскажи словечко» - словообразование (сапоги из резины - резиновые, палка из дерева - деревянная, ком  из снега - снежный, суп из овощей - овощной, шишки сосны - сосновые……)

4.З.К.Р. звук «j». Уточнение произношения звука «j» в сочетании со звуком «у». Упражнение «Споем, как птички» (jу - jу). Заучивание скороговорки: «Тащил Андрей мешок гвоздей».

2 неделя

Составление рассказов об овощах и фруктах.

  • Учить детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах, используя опорную схему.
  • Продолжать учить различать род существительных (женский, мужской, средний).
  • Упражнять в подборе определений к существительным.
  • Развивать внимание, логическое мышление при подборе слов с противоположным значением.
  • Воспитывать интерес к работе на огороде.

1.Составление рассказов об овощах и фруктах по схеме.

2.Дидактическая игра «Угадай на вкус».

3.Дидактическая игра «Разложи картинки» - различать род существительных.

(разложить картинки на три кучки – 1 на вопрос: какая? 2.на вопрос - какой? 3 на вопрос - какое?)

4.Дидидактическая игра: «Скажи наоборот» - подбор антонимов (кислый - сладкий, твердый - мягкий, яркий - бледный…).

5.Дидактическое упражнение: «Образование слов» (сахар - сахарница, хлеб - хлебница, соль - солонка, масло - масленка).

3 неделя

Составление рассказов по картине: «Уборка урожая»

  • Учить составлять рассказы по картине.
  • Развивать память и связную речь.
  • Закрепить в активном словаре детей существительные по теме: «Овощи».
  • Упражнять в произношении звука
  • «j» в словах.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Воспитывать чувство прекрасного.
  • Упражнять в умении составлять предложения по опорным словам.

1.Рассматривание и составление рассказов по сюжетной картине «Уборка урожая».

2.Дидактическая игра: «Овощи» - собрать из частей целое (из разрезанных картинок собрать целую, на которой изображены овощи: кому нужна эта часть? эта часть нужна мне, потому что я собираю …свеклу).

3.Пословицы об овощах: «Морковь прибавляет кровь», «Капуста любит воду и хорошую погоду», «Не вырастишь овощей, не сваришь щей».

4.Хоровод «Урожайная».

5. З.К.Р. звук «j» Упражнение «Ослик потерялся» (пошел ослик гулять и  потерялся. Стоит и маму зовет: «йа – йа - йа)

6.Составление предложений по опорным словам.

4 неделя

З.К.Р.  Звук  «j». Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

  • Познакомить с органами артикуляционного аппарата (рот, язык, губы, небо, зубы, кончик языка) и основными движениями языка (поднимать вверх, опускать вниз, в стороны).
  • Учить делать язык широким и узким.
  • Уточнить произношение звука «j» в речи.
  • Развивать внимательность.
  • Воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
  • Упражнять в составлении предложений по картинкам.

1. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (сказка про домик язычка).

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Артикуляция звука «j».

4.Дидактическое упражнение «Узнай звук» (Что мы пели, угадай? Кара…..(вай) Что нам пели? Баю……(бай) Что в стакане, угадай? сладкий……(чай).

5.Загадки (отгадки на звук «j» - ручей, лентяй, яйцо, чайник, репей).

6.Пальчиковая гимнастика.

7.Игра «Телефон» и составление предложений по картинкам, предложенных воспитателем.

Октябрь.

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

1 неделя

Составление рассказов из опыта по сюжетной  картине «Семья»

  • Продолжать учить детей составлять сложные рассказы по картине, придумывать продолжение сюжета. Воспитывать чувство долга и любви к близким.
  • Развивать умение подбирать слова в уменьшительно - ласкательной форме.
  • Упражнять в умении строить предложения грамматически правильно.

1.Составление рассказов по картине «Семья».

2.Пальчиковая игра «Этот пальчик…..дедушка, этот пальчик бабушка»

3.Дидактическое упражнение «Назови ласково» (мамочка, бабулечка, …..)

4.Дидактическая игра «Скажи наоборот» (молодая - старая, маленькая - большая, вежливая - грубая, умный - глупый, мальчик - девочка).

5.Пословицы: «В семье согласно, так и дело прекрасно», «Добрая семья прибавит ума», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

6.Игра малоподвижная «У дядюшки Якова»

У дядюшки Якова семеро детей.

Семеро, семеро веселых сыновей.

Они и пили и ели и друг на друга

Все смотрели и все делали вот так.

(повторяют за ведущим)

2 неделя

Пересказ р. н.с. «Лиса и рак».

  • Учить пересказывать и инсценировать русскую народную сказку.
  • Развивать умение четко произносить слова автора, меняя интонацию.
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
  • Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.
  • Учить правильно, употреблять глаголы 3 лица единственного числа, настоящего времени.
  • Упражнять в употреблении сравнительной степени прилагательных.

1.Пересказ сказки «Лиса и рак».

2.Загадки о диких животных.

3.Дидактческая игра «Кто как подает голос?» (волк воет, лиса тявкает, белка цокает, медведь ревет…….).

4.Дидактическое упражнение на образование сравнительной степени прилагательных (высокий - выше, длинный - длиннее……..).

5.Дидактическая игра «Составь предложение» (воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают  -  Заяц гложет…..(кору), лиса вышла на….

(охоту)….. и т.д.

6.Дидактическая игра «Кто, где живет?» (лиса - в норе, заяц - под кустом, волк в

логове, белка – в дупле, медведь – в берлоге…….).

3 неделя

Составление рассказов из личного опыта на тему «Наши игры с куклами»

Учить составлять рассказ на основе личных впечатлений и опыта.

  • Закрепить умение описывать игрушку и действия с ней.
  • Поощрять проявления инициативы, творческой выдумки.
  • Развивать воображение.
  • Упражнять в классификации чайной и столовой посуды.
  • Воспитывать добрые отношения к игрушкам.
  • Учить правильно, употреблять приставки в глаголах.
  • Закрепить произношение звука «j» в словах.

1.Составление рассказов на тему «Наши игры с куклами».

2.Дидактическая игра «Чайная и столовая посуда».

3.Дидактическое упражнение «Наша машина ехала» (ехала, заехала, подъехала, въехала, переехала, наехала, съехала, объехала…..).

4.З.К.Р. звук «j», уточнение произношения звука «j» в сочетании со звуком «о» в словах (елка, ежик, белье, клеенка, ружье….).

5.Дидактическая игра «Из чего сделан?» (кружка – из пластмассы, стакан - из

стекла, чашка - из фарфора……).

4 неделя

Составление рассказов по пейзажной картине «Осень».

  • Формировать умение составлять описывающий картину рассказ, выделяя характерные признаки.
  • Обогащать словарный запас определениями.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
  • Закрепить представление об осеннем времени года.
  • Развивать мышление.
  • Упражнять в назывании одного синонима «как можно про это сказать одним словом».
  • Уточнить артикуляцию и произношение звука «ш».
  • Учить подбирать определения к слову «солнце».

1.Составление рассказов по пейзажной картине «Осень».

2.Дидактическая игра «Как сказать по-другому» (сильный дождь - ливень, сильный ветер - ураган, сильная жара - зной, лживый мальчик - лгун, трусливый заяц - трус, сильный мальчик - силач).

3.Загадки, пословицы об осени.

4.З.К.Р. звук «ш». Уточнение произношения, работа над голосом, игра «Тишина», «Шар лопнул», «Лес шумит».

Упражнение «Угадай, что в руке» (слова на звук «ш»  - шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик,….).

5.Дидактическое упражнение «Подбери слово» (к слову – солнце подобрать определения: какое? лучистое, яркое, светлое, горячее, теплое,…..).

Ноябрь.

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

1 неделя

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

  • Учить связно и последовательно пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к профессиям.
  • Упражнять в умении составлять по образцу простые и сложные предложения, отгадывать загадки, находить предметы, соответствующие той или иной профессии.

1.Пересказ рассказа «Послушный дождик».

2.Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?»

3.Загадки о профессиях.

4.Дидактическая игра «Профессии» (Пашет, сеет, хлеб убирает

кто? хлебороб.

А кто хлеб нам выпекает? пекарь.

Кто лекарство выпускает? аптекарь

Кто одежду нам шьет? Портной…..).

5.Пословицы о труде: «Труд кормит и одевает», «Без труда нет добра», «Без трудов нет плодов».

2 неделя

З.К.Р. Звук»Ш».

  • Познакомить детей с артикуляцией и произношением звука «Ш».
  • Воспитывать четкое произношение звука «ш» в словах, слогах.
  • Развивать речевое дыхание и фонематический слух.
  • Упражнять в придумывании слов со звуком «Ш» и в нахождении места звука в слове, в придумывании определений к слову «Родина».
  • Учить понимать смысл слов, которые звучат одинаково.

1.Артикуляция и произношение звука «ш».

2.Дидактическое упражнение «Кто больше?» - придумывание слов со звуком «ш».

3.Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»

(Я рубашку сшила мишке, я сошью ему…….(штанишки); Если мы растем на ели, мы на месте, мы при деле, а на лбах у ребятишек никому не нужно…….(шишек).

4.Загадки, отгадки на которые начинаются на звук «ш».

5.Заучивание чистоговорок:

Ша – ша – ша - мама моет малыша,

Шу – шу – шу - я письмо пишу,

Аш – аш – аш - у Марины карандаш.

6.Дидактическое упражнение «Придумай слово» (подбор слов к слову «РОДИНА» - моя, любимая, родная, могучая, славная, великая, непобедимая,…).

7.Дидактическая игра «Что это?» (употребление слов, которые звучат одинаково - ключ, которым открывают дверь, ключ, которым отвертывают гайку….,ручка…,труба…,).

3 неделя

Составление творческих рассказов на тему: «Поговорим по телефону».

  • Учить детей особенностям диалогической речи, связно, последовательно, выразительно строить ответы и вопросы.
  • Активизировать в речи различные словесные формы вежливости.
  • Воспитывать правила речевого поведения во время телефонного разговора.
  • Упражнять в умении использовать в речи существительные в творительном падеже.
  • Развивать мышление.
  • Закрепить умение ласково называть друг друга.
  • Упражнять в образовании формы глаголов.

1.Составление творческих рассказов на тему «Поговорим по телефону».

2.Дидактическая игра «Разведчики» - употребление существительных в творительном падеже.

3.Дидактическая игра «Скажи правильно» - спряжение глаголов хотеть, бежать.

(хочу, хочет, хотят, бегут, бегу, бежать, бегать…..).

4.Дидактическое упражнение «Назови ласково» - употребление существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Имена : Дима - Димуля, Димочка, Димушка; Части тела: спина - спинка,…….).

4 неделя

Составление творческих рассказов на тему «Осень» (по схеме)

  • Углублять знания детей об осени, выделять характерные признаки.
  • Развивать умение составлять сложноподчиненные предложения и последовательно излагать свои мысли.
  • Воспитывать доброжелательные отношения к рассказам детей.
  • Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
  • Познакомить с произношением звука «ж», с несклоняемыми существительными.

1.Составление творческих рассказов на тему «Осень».

2.Дидактическая игра «Какой, какая, какое» – правильное употребление прилагательных женского, мужского и среднего рода.

3.Дидактическое упражнение: «Упрямые слова» - несклоняемые существительные (какао, пальто, кино, кофе….).

4.З.К.Р. Звук «ж».

(артикуляция, произношение, развитие речевого дыхания, силы голоса).

Упражнение «Жук жужжит», «Пчелки собирают мед», «Мухи в паутине».

5.Дидактическая игра «Назови правильно»

Какая погода, если идет дождь? (дождливая). Дует ветер? (ветреная). Холодно? (холодная). Пасмурно? (пасмурная). Сыро? (сырая). Ясно? (ясная….).

6.Пословицы, стихи об осени.

7.Собери букет маме.

(Составить осенний букет из сухих листьев маме в подарок на ее праздник).

Декабрь.

Тема недели

Цель, задачи

Структура (виды деятельности)

1 неделя

Пересказ рассказа «Пушок»

Г.Скребицкого.

  • Формировать навыки пересказа достаточно большого по объему текста с наглядной опорой в виде графических схем.
  • Упражнять в качественном и количественном обогащении словарного запаса.
  • Развивать художественные приемы и средства русского  литературного языка.
  • Воспитывать внимание к слову, синтаксическому, грамматическому оформлению речи.
  • Учить быть добрыми, внимательными к животным, к людям.
  • Закрепить произношение звука «ж».

1.Пересказ рассказа «Пушок».

2.Дидактическая игра «Назови детенышей животных».

3.Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?» (медвежий, лисий, беличий, волчий).

Употребление притяжательных прилагательных.

4.Дидактическая игра «Оцени ситуацию» (развивать внимательность к людям, животным, чувство доброты).

5.З.К.Р.звук «ж». Упражнение «Назови птиц, животных, которые начинаются на звук «ж».

(журавль, жук, жаба, жираф, жаворонок).

2 неделя

3 неделя

Составление творческих рассказов на тему, предложенную

воспитателем: «Зимушка – зима» (по плану).

  • Учить детей составлять творческие рассказы о зиме, опираясь на план, предложенный воспитателем.
  • Развивать внимание, память, воображение.
  • Упражнять составлять предложения по опорным словам, в подборе существительных к прилагательным.
  • Воспитывать любовь к природе.

1.Составление творческих рассказов на тему «Зимушка - зима» по плану.

2.Пословицы о зиме: «Береги нос в большой мороз», «Мороз невелик, да стоять не велит», «Зимой морозы, а летом грозы».

3.Чистоговорки:

За-за-за-пришла зимушка-зима.

За-за-за-не боимся мы мороза.

4.Составление предложений по опорным словам

1.холодная, наступила, зима.

 2.клюют, снегири, вороны, зерно, воробьи.

3.расчистили, кормушки, дети.

4.наблюдают, дети, кусты.

5.Дидактическое упражнение «Подбери слово» - подбор существительных к прилагательным (белый – снег, сахар, халат, облако…..)

6.Дидактическая игра «Времена года» на классификацию времен года.

4 неделя

 

Составление рассказов из личного опыта: «Новогодний подарок Деда Мороза».

  • Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, руководствуясь планом и образцом.
  • Развивать воображение.
  • Воспитывать активность, интерес к новогоднему празднику.
  • Дать представление о последовательности слов в речи, ввести термин «предложение».
  • Упражнять в умении подбирать однокоренные слова.
  • Закрепить произношение звука «ж» в словах.

1.Составление рассказов из личного опыта «Новогодний подарок Деда Мороза».

2.Дидактическое упражнение «Кто больше назовет действий»

(снег – идет, летает, кружиться…).

3.Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

(снег - снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход….).

4.Дидактическая игра «Живые слова»

1-й ребенок - слово «деревья»,

2-й ребенок – слово «покрыты»

3-й ребенок-слово «снегом»

Деревья покрыты снегом.

5.З.К.Р.Звук «ж» - произношение слов со звуком «ж» по картинкам.

Январь.

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

2 неделя

Составление рассказов по сюжетной картине «Зимние забавы».

  • Формировать умение детей составлять рассказ по  сюжетной картине.
  • При описании картины указать место и время действия.
  • Развивать творческое воображение.
  • Воспитывать умение контактировать с детьми.
  • Совершенствовать речевые умения детей.
  • Упражнять в подборе однокоренных слов.
  • Познакомить  с артикуляцией и произношением звука «Ч».

1.Составление рассказов по картине «Зимние забавы».

2.Загадки о зиме и зимних явлениях.

3.Дидактическое упражнение «Я начну, а ты продолжи»

(Был ясный морозный день, снег на солнце………(сверкал, искрился, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы ……….(пулей, вихрем, стрелой, молнией).

Санки перевернулись и мальчик ………(покатился, шлепнулся, бухнулся).

4.Дидактическая игра «Подбери другие слова» -  однокоренные (лед - ледок, ледяной, заледенелый, ледышка).

5.З.К.Р. Звук «ч». Произношение и артикуляция. Упражнение «Поезд», упражнение «Кузнечики».

3 неделя

Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка».

  • Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми.
  • Активизировать в речи слова-прилагательные, образованные по аналогии.
  • Закрепить умение использовать в речи вежливую форму общения.
  • Развивать логическое мышление.
  • Упражнять в умении придумывать слова со сходным значением.
  • Учить оценивать поступок по предложенным картинкам.

1.Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка» (дети рекламируют  мороженое, коктейли, соки, рассказывая о них - цвет, форма, вкус, из чего сделано, название…. и т.д.).

2.Дидактическое упражнение «Придумай вежливые слова, которыми ты будешь пользоваться в кафе» (спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, благодарю, посоветуйте мне ……).

3.Дидактическое упражнение «Выбери сок» (сок из слив - сливовый, из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из вишни - вишневый……).

4.Дидактическое упражнение «Придумай слова со сходным значением»

(шалун - озорник, проказник……).

5.Упражнение «Придумай слова, обозначающие эмоции, чувства

(вспыльчивый, справедливый, рассерженный……..).

6.Дидактическая игра «Хорошо - плохо» выбрать хорошие поступки, объяснить.

4 неделя

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

  • Учить пересказывать текст без помощи воспитателя.
  • Развивать память, мышление детей.
  • Воспитывать инициативность, любовь к животному миру.
  • Упражнять в правильном употреблении существительных в творительном падеже.
  • Закрепить умение составлять загадки.

1.Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

2.Загадки о животных.

3.Дидактическое упражнение «Кто, чем питается?»

Лиса - рыбой, мышами, зайцами….

Белка - орехами, грибами, желудями…..).

4.Дидактические игры «Кто, где живет?», «Кто, как кричит?», «Детеныши животных».

5.Дидактическая игра: «Чья голова?» (медвежья, лисья, волчья, беличья…..).

6.Чистоговорки на звук «ч»:

Ча-ча-ча-зайка у врача

Оч-оч-оч-наступила ночь

На звук «щ»:

Щи-щи-щи-ты зверей ищи

Ще-ще-ще-сидят звери в чаще.

7.Придумывание  загадок детьми.

Февраль.

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

1 неделя

Составление рассказов по серии картин «Просто старушка».

  • Учить детей составлять рассказы по серии картин.
  • Воспитывать чувство доброты, внимания к людям.
  • Развивать память.
  • Упражнять в умении образовывать слова.
  • Закрепить умение употреблять предлоги в речи.

1.Составление рассказов по серии картин «Просто старушка».

2.Дидактическая игра «Оцени поступок».

3.Дидактическая игра «Как сказать по-другому»

(цепочка из золота - золотая, кубик из пластмассы - пластмассовый, гвоздь из железа - железный, стакан из стекла - стеклянный,…….).

4.Дидактическое упражнение «Теремок» на употребление предлогов: на, под, между, в, перед, за, над.

5.З.К.Р.звук «Ч». Упражнение «Угостим кукол чаем» - произношение звука

«ч» во фразовой речи. Закрепить стихотворение «Ручеек»:

Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Пить с печеньем, с калачом, и пирог испечем.

6.Упражнение на употребление глаголов, которые отвечают на вопросы:  Что делает? Что сделал? Что будет делать? (использовать картинки).

2 неделя

Пересказ татарской народной сказки «Три дочери».

  • Учить пересказывать сказку связно и последовательно.
  • Развивать монологическую речь.
  • Воспитывать интерес к культуре татарского народа.
  • Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Познакомить детей с произношением и артикуляцией звука «Щ».

1.Пересказ сказки «Три дочери».

2.Татарские пословицы: «Дружба и братство дороже богатства», «С другом жить, нигде не тужить».

3.Дидактическое упражнение «Составь татарский узор».

4.Татарская народная игра «Тимербай».

5.Дидактическая игра «Ласковый лисенок» (мама - мамочка, шапка - шапочка….).

6.З.К.Р. звук «Щ». Артикуляция, произношение. Упражнение «Кто наблюдательный?» (как шипит змея, картошка на сковороде….).

Чистоговорки на звук «Щ»:

Ща-ща-ща-мы несем леща.

Ащ-ащ-ащ-мы наденем плащ

Ощ-ощ-ощ- мама сварила борщ.

7.Дидактическое упражнение «Что делает мама?» (вяжет, шьет, пришивает, вышивает).

3 неделя

Составление рассказов по набору игрушек военной тематики.

  • Продолжать учить детей составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор.
  • Систематизировать знания детей о транспорте, его видах.
  • Воспитывать контактность с детьми.
  • Развивать мышление, внимание.
  • Упражнять в правильном употреблении существительных в родительном падеже, в понимании переносного значения слов.

1.Составление рассказов по набору игрушек военной тематики.

2.Загадки о транспорте.

3.Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (на классификацию наземного, подземного, воздушного, водного, а также на различие пассажирского, грузового, специального транспорта).

4.Дидактическое упражнение «Кого, чего?» на употребление существительных в родительном падеже.

5.З.К.Р. Звук «Щ». Упражнение «Товарищи».

Правильное произношение звука «Щ» при ответах на вопросы.

6.Игра «Подумай и скажи» понимать переносное значение слов.

Идет - человек, время, годы, снег.

Горят - гирлянды, звезды, костры, уши.

Длинная (- ый) – гирлянда, день, язык.

4 неделя

Составление рассказов из личного опыта на тему «Игры зимой» (по плану, составленному совместно с  детьми).

  • Продолжать учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.
  • Развивать логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать любовь к природе и зимним развлечениям.
  • Закрепить произношение слов со звуком «Щ».
  • Продолжать работу над развитием фонематического слуха.
  • Упражнять в  правильном употреблении приставочных глаголов.
  • Расширять словарь детей.

1.Составление рассказов по теме «Игры зимой».

2.Загадки, пословицы, поговорки о зиме, зимних явлениях, зимних играх.

3.Дидактическое упражнение «Скажи,  правильно» - приставочные глаголы (бежал, прибежал, выбежал, перебежал, забежал,…).

4.Дидактическое упражнение «Измени неправильный звук». (Вырос зуб (дуб), на головах у нас щенки (венки) ,я по кошкам (кочкам) скок, крысу (крышу)

 (маляры) - развитие фонематического слуха.

5.З.К.Р. Звук «Щ». Упражнение «Найди одинаковый звук в словах»; Игра «Разведчики» - найти предмет, название которого начинается со звука «щ».

6.Дидактическое упражнение «К какой картинке относятся слова»

На картинках: стол, мышь, ель, иголка, чашка, ромашка, лимон, лягушка.

Воспитатель называет определения, а дети  картинку, к которой они относятся.

Март

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

1 неделя

Составление рассказов из личного опыта на тему: «Здравствуй, мамочка моя».

  • Учить составлять рассказы из личного опыта.
  • Упражнять в правильном построении предложений.
  • Воспитывать любовь и уважение к матери.
  • Развивать умение определять первый звук в слове, придумывать наречия.
  • Познакомить с образованием одного слова из двух.

1.Составление рассказов на тему: «Здравствуй, мамочка моя».

2.Дидактическая игра «Мамины помощники» (у детей картинки с предметами быта и составляют распространенные предложения: Я иду в магазин за продуктами и покупаю……..молоко, хлеб, чай, батон и т.д.).

3.Пословицы о маме: «При солнышке тепло, при матушке добро»; «Ближе матери друга нет».

4.З.К.Р.Упражнение  «Определи первый звук в слове» (по картинкам).

5.Дидактическое упражнение  «Придумай слова, которые заканчиваются на «о» (на употребление наречий).

Заяц прыгает как? – высоко.

Заяц оглядывается как?- трусливо.

Зайца поймать как? - трудно.

Заяц плавает как? - хорошо.

Заяц бежит как? - быстро.

6.Дидактическое упражнение  «Составь одно слово из двух» (сам летает самолет, сам варит - самовар, сам катит - самокат, его пар возит - паровоз, лед колет – ледокол).

2 неделя

Пересказ Н.Калининой «Про снежный колобок».

  • Учить передавать литературный текст,  связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя.
  • Развивать  логическое мышление.
  • Воспитывать усидчивость.
  • Упражнять в произношении слов со звуком «Л».
  • Упражнять в составлении предложений с данными словами.
  • Познакомить со свойствами воды.

1.Пересказ рассказа «Про снежный колобок».

2.Скороговорка: «Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была».

3.З.К.Р. Звук «л». Артикуляция, уточнение произношения. Упражнение «Самолет гудит», «Пароход». Загадки, отгадки на звук «л».

4.Составление предложений с данными словами:

  -молоко, пьет, Мила.

  -лодка, в, весла, два.

  -Алла, руках, в, у, лыжи.

5.Дидактическое упражнение «Какой бывает вода?» - познакомить с некоторыми  свойствами воды (жидкость, пар, лед). Обогащать словарь детей.

6.Дидактическое упражнение «Один – много»

Один поросенок – много поросят,

Один  шар – много шаров.

3 неделя

Составление рассказов по серии картин: «Заяц и морковь».

  • Учить составлять последовательный рассказ по серии картин.
  • Упражнять в умении находить первую, вторую, третью, четвертую картинку.
  • Развивать память.
  • Закрепить умение  придумывать слова - рифмы, слова - определения к существительным.
  • Воспитывать культуру  поведения на ледяной дороге.

1.Составление рассказов по серии картин: «Заяц и морковь».

2.Дидактическое упражнение «Придумай рифму»

(погремушка - игрушка, мошка - кошка, хозяйка - зайка, шишка - мишка).

3.Дидактическое упражнение «Подбери слово» придумывание определений к слову «солнце» (какое?).

4.З.К.Р. Звук «л». Игра «Что я видел?» На столе 4 игрушки - лошадка, белка, кукла, флажок. Запомнить,  в каком они порядке стоят, отвернуться и назвать по порядку.

5.Дидактическое упражнение «Определи место звука «л» в слове»

(Белка, лужа, ложка, булка, мосол, Володя….).

6.Дидактическое упражнение  «Осторожно, лед!» - ОБЖ.

7.Подбор однокоренных слов к слову «лед».

(ледок, ледяной, ледокол,…).

4 неделя

З.К.Р. «Ль» (мягкий)

  • Учить правильно и четко произносить звук «ль».
  • Дифференцировать твердый «л» и мягкий «ль» в слогах, словах.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
  • Упражнять в умении придумывать сказку, изменяя место действия, содержание некоторых эпизодов, используя театральную студию.

1.Артикуляция, произношение звука «ль».

2.Упражнение «Найди одинаковый звук в словах.

 (листья, лиственница, лен, лентяй, лекарство, люстра….).

3.Дифференциация звуков «л» и «ль» (объяснить твердость и мягкость звуков).

Упражнение: хлопнуть  и улыбнуться на мягкий звук, на твердый -  сидеть тихо и нахмурить брови.

4.Загадки на звук «Ль».

5.Упражнение «Доскажи словечко».

 У себя в саду Андрейка, поливал цветы из …….(лейки).

На скамейке у ворот Лена горько слезы…(льет).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую ……(лису)……и т. д.

6.Дидактическое упражнение «Как играет балалайка?» (ля – ля - ля, лю – лю - лю, ле – ле - ле, ли – ли - ли….).

7.Дидактическая игра «У кого другая половинка?»

(собрать целое из частей - картинки, в названии которых звуки «л» и «ль».

8.Придумывание новой сказки с героями старых сказок «Салат из сказок» (в форме кукольного театра).

Апрель

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

1 неделя

Составление рассказов по картине «Грачи прилетели». 

  • Учить составлять рассказы по пейзажной картине.
  • Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы.
  • Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы.
  • Формировать образную речь, умение подбирать образные выражения.
  • Воспитывать наблюдательность.
  • Упражнять в придумывании однокоренных слов, в употреблении слов, которые обозначают действия диких птиц.

1.Составление рассказа по картине «Грачи прилетели».

2.Дидактическая игра «Да - нет» (картинки птиц)

Эта птица большая?...Нет.

Эта птица маленькая?...Да.

Она черная? …..Да.

Живет в скворечнике?....Да.

Это скворец?......Да.

3.Загадки о птицах.

4.Дидактическая игра «Родственники» - подбор слов: голуби - голубки, голубята.

Птица - птенец, птичка, птичник, птицелов, птицевод, птицеферма….

5.Дидактическое упражнение «Кто как голос подает?» (воробей чирикает, сова ухает…и т.д.).

6.Дидактическое упражнение «Скажи ласково» (грач - грачонок, орел - орленок, сова - совенок…….).

2 неделя

З.К.Р. Звук «Р».

  • Учить правильно, произносить звук «р».
  • Воспитывать звуковую культуру речи.
  • Развивать речевое дыхание, творческое воображение.
  • Продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей.
  • Учить составлять предложения по словосочетаниям.
  • Развивать интерес к здоровью.

1.Артикуляция и произношение звука «р». Упражнение «Тигр» (рычит).

2.Упражнение «Найди одинаковый звук в словах» (роза, рот, рысь, ромашка,…). Упражнение «Доскажи словечко».

3.Упражнение «Буря» - проторный звук «р» (широкий язык за верхние зубы, но не прижимать его к нёбу, произносить  з-з-з-з, при этом получаем проторный звук «р».)

4.Загадки, отгадки на звук «р».

5.Игра «Вороны»

(Первая подгруппа каркает, вторая изображает собак, они рычат, гонятся за собаками).

6.Придумывание рассказа, применяя метод «Бином фантазии» (на столе карточки с картинками).

Дети выбирают карточки, например, «пёс» и «шкаф», нужно соединить  эти два слова, используя предлоги - пёс на шкафу, пёс в шкафу. Затем предложить составить короткий рассказ.

7.Психогимнастика: «Мы делаем добро руками» (Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.) Руки должны быть твердыми, выносливыми, аккуратными, их нужно беречь, сохранить здоровыми.

3 неделя

Составление рассказов на тему, предложенную воспитателем: «Как Сережа нашёл щенка».

  • Учить детей составлять рассказ по плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя.
  • Развивать воображение, мышление.
  • Упражнять в употреблении предлогов, в подборе картинок к словам.
  • Закрепить произношение звука  «р».
  • Воспитывать любовь к книге.

1.Составление рассказов на тему, предложенную воспитателем «Как Сережа нашел щенка».

2.Дидактическая игра: «Кто, где живет?»

3.Дидактическое упражнение  «Где сидит кошка?» - употребление предлогов  в, под, на, за.

4.З.К.Р. Звук «р». Заучивание стихотворения:

«Барабанщик сильно занят,

Барабанщик барабанит:

Та-ра-ра,та-ра-ра.

На прогулку нам пора».

5.Рассматривание книг о животных (напомнить о дне детской книги).

6.Дидактическое упражнение, «К каким картинкам относятся эти слова» (спрыгнула, подпрыгнула, перепрыгнула).

4 неделя

«Пересказ украинской сказки «Колосок».

  • Учить пересказывать сказку самостоятельно, передавая интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам.
  • Учить понимать образное содержание и значение пословиц.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать трудолюбие.
  • Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных с трудным изменением.
  • Закрепить произношение звука «р».
  • Упражнять в умении понимать переносное значение слов.

1.Пересказ украинской сказки «Колосок».

2.Пословицы о труде:

«Труд человека кормит, а лень портит»

 «Лучше сделать маленькое дело, чем сидеть совсем без дела»

 «Без труда нет плода».

3.Дидактическая игра: «Сочиняем рифмовки» - образование существительных родительного падежа, множественного числа (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

4.З.К.Р. «Р». Произношение по картинкам. Придумывание слов со звуком «р».

5.Дидактическое упражнение «Подумай и скажи» понимать переносное значение слов.

Не вешай лапшу на уши. Уши горят. Кто в лес, кто по дрова.

Май

Тема недели

Цели и задачи образовательной деятельности

Структура (виды деятельности)

2 неделя

Составление рассказов из личного опыта на тему: «Моя семья» (по фотографиям).

  • Продолжать учить детей составлять  рассказы из своего личного опыта, делиться своими впечатлениями, отбирать для рассказа интересное содержание.
  • Упражнять в умении составлять предложения грамматически правильно.
  • Воспитывать любовь к членам семьи.
  • Закрепить употребление в речи  существительных в родительном падеже.
  • Развивать память.
  • Закрепить произношение звука «рь».

1.Составление рассказов на тему «Моя семья».

2.Заучивание скороговорки: «Папа, мама, брат и я, вот и вся моя семья».

3.Дидактическое упражнение «Кого, чего?» - закрепить употребление существительных  в родительном падеже.

5.З.К.Р. Звук «рь». Упражнение «Соблюдай порядок».

(на столе предметы, в названии которых звук «рь». Нужно запомнить их место, отвернуться и назвать по порядку).

 Дидактическое упражнение  «Угадай, на какой трубе играем?»

(Ря-ря-ря. Ри-ри-ри. Ре - Ре-ре.).

6.Придумывание предложений по графической схеме. Продолжать

Учить работать с графической схемой. (Цыпленок Цып-цып вылупился из яйца и смотрел по сторонам. Цыпленок достал кольцо и отдал его цапле.)

3 неделя

Составление рассказов по пейзажной картине «Весна».

  • Учить составлять рассказы по пейзажной картине.
  • Продолжать формировать представление о природных явлениях и их взаимосвязи весной.
  • Развивать память, логическое мышление
  • .Воспитывать любовь к природе.
  • Упражнять в умении узнавать и называть деревья, птиц.
  • Обогащать словарь детей.

1.Составление рассказов по картине «Весна».

2.Дидактическая игра «Когда это бывает?» (времена года).

3.Загадки, стихи, пословицы о весне, весенних явлениях в природе.

4.Дидактическое упражнение «Узнай дерево».

5.Дидактическое упражнение «Узнай птицу» (на классификацию зимующих и перелетных птиц).

6.Дидактическое упражнение «Что делают птицы клювом?» (клюют, щиплют, хватают, дробят, долбят, чистят пёрышки, плетут гнёзда, обороняются, кормят птенцов, поют, нападают…..).

4 неделя

«Пересказ «По грибы» Я.Тайца.

  • Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе, к дарам леса.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов: под, над, в, за, перед, около, на.
  • Учить подбирать существительные к прилагательным.
  • Формировать способы словообразования.

1.Пересказ «По грибы» Я.Тайца.

2.Дидактическое упражнение «Какое, что бывает?» подбор существительных к прилагательным:

Высоким - деревья, столб, дом…..

Широким - ………

Зеленым - ………

Сладким - ……….

3.Дидактическое упражнение  «Назови гриб»

Как называют грибы, которые растут под берёзой? подберёзовики. Круглые, волнистые? волнушки.

С маслянистыми шляпками? маслята.

Морят мух? мухомор.

4.Загадки про грибы, про лес.

5.Дидактическое упражнение «Сказочные герои» закрепить знания, полученные из сказок.

Лисичка-сестричка, Кума Патрикеевна, лиса Плутовка….,

Волчок - серый бочок, волк - зубами щёлк……,

Зайка - побегайка, зайка - попрыгайка, заяц - трусишка, заяц - хваста…..).

                                     ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. 2012 г.

2.ФГТ в ДОУ: Перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе». Составители: Т.И. Кандала, И.А. Осина.

3. «Конспекты занятий в старшей группе. Развитие речи.» под редакцией В.Н. Волчковой, Н.В.Степановой. 2004 г.

4. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» под редакцией Т.М. Бондаренко. 2007 г.

5. «Воспитание у детей правильного  произношения» под редакцией М.Ф.Фомичёвой. 1989 г.

6. «Речевые игры с детьми». В.И. Селиверстова.1994 г.

7. «Занимательное Азбуковедение» В.В. Волиной. 1991 г.

8. «Материал к занятиям по развитию речи» Т.И. Подрезовой. 2010 г.

9. «Грамматика в играх и картинках» М.Г. Борисенко. 2005 г.

10. «Я логично говорю» - рабочая тетрадь. Л.А. Боровских. 2006 г.

11. «Развиваем речь» - рабочая тетрадь. 2006 г.

12. « Развитие речи» под редакцией Р.М.Хамидуллиной. 2009 г.

13. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ - интегрированные занятия под редакцией И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкиной. 2007 г.

14. « Обучение рассказыванию в детском саду» под редакцией Э.П.Коротковой. 1977 г.

15. «Игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко. 1988 г.



Предварительный просмотр:

Емельянова Т. В.http://studiolight.com.ua/media/catalog/product/cache/1/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/c/h/chroma_green_photographic_vinyl.jpg

«Учимся составлять предложения»

C:\Users\Вика\Desktop\rechevyie-igryi.jpg(перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет)

г. Нижнекамск

Автор: Т. В. Емельянова, воспитатель МБДОУ № 14 Нижнекамского муниципального района РТ.

«Учимся составлять предложения» (перспективное планирование работы с детьми 3-4лет)

Методическое пособие

Пособие содержит перспективное планирование работы по развитию речи дошкольников.

Материал пособия представляет интерес для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических специальностей.

г. Нижнекамск

2020 год

Пояснительная записка.

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам взрослым людям, но и детям, неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном  формировании у них речи. Всякая задержка в ходе развития речи  затрудняет общение ребенка с другими людьми.

     Следует содействовать тому, чтобы ответственный период овладения всей своей моторной сферой, и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благотворно. Дети часто черпают содержание для своей речи не из живого, наглядного, осязательного наблюдения, а из беспочвенных, словесных уроков. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

     Произносительные навыки, приобретенные в детстве, устойчивы, их трудно переделать, перестроить. Отсюда ясно, насколько важно постоянное внимание к произношению ребенка, к правильному осмысленному произношению слов, построению фраз. Бедность  словаря, как следствие редкого и нерегулярного чтения, невнимание родителей к ошибкам, которые дети допускают в разговоре, все это скажется при обучении в школе, и на общем развитии. Некоторые родители  не обращают внимания на развивающую речь ребенка, не следят, правильно ли он говорит. А ошибки начинаются с 2,5 – 3 лет.

 Основной задачей воспитателя  является – научить детей практически пользоваться фразовой речью, т. е. правильно употреблять в ней основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам, родам.

    Язык – совершеннейшее  орудие социального общения людей в наших условиях. Дети должны владеть этим орудием.

В данном пособии сделана попытка представить работу по развитию речи дошкольников.

Представлен перспективный план на тему6 «Учимся составлять предложения» в младшей группе. Указано содержание мероприятий и сроки реализации. В конце указан список  используемой литературы.

Цель: Учить грамматически правильно составлять предложения детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие: развивать речь, умение употреблять в речи различные формы существительных, глагольной лексики, предлогов.

Воспитательные: воспитывать культуру речи

Образовательные:

- Учить детей грамматически правильно устанавливать нормы изменения слов и способы их соединения в предложения.

- обогащать и активизировать словарь детей.

- Формировать умения переводить нераспространённые простые предложения в распространённые путём введения в них определений, дополнений. обстоятельств

- Учить составлять предложения с однородными членами.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны:

  • Составлять предложения с однородными членами.
  • Составлять предложения по одной и двум  картинкам.
  • Согласовывать существительные в роде, числе и падеже. Использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Придумывать синонимы и антонимы к словам. Подбирать определения к существительным.  Правильно употреблять предлоги.
  • Грамматически правильно строить предложения.

                                              Реализация программы

       Сроки

Задачи образовательной деятельности

Содержание

    Сентябрь

  • Учить правильно выполнять комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  • Развивать слуховое внимание. Различать неречевые звуки.
  • Развивать речевой слух
  • Развивать речевое дыхание

1.Знакомство с органами артикуляционного аппарата, разучивание комплекса дыхательной и артикуляционной гимнастики.

2. Игры «Тихо-громко», «Продавец- покупатель», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком»

3. Игры «Лягушка», «Улавливай шёпот», «Слушай и выполняй», «Запомни слова».

4. Упражнение «Длительный ротовой выдох».

Октябрь

  • Развивать умение отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?»
  • Учить издавать звуки «Кто как кричит?»
  • Продолжать учить различать род существительных (женский, мужской, средний)
  • Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже без предлогов(Таня моет пол. Мама  купила игрушку)

1. Упражнение «Что это? Кто это?»

2. Упражнение «Кто как кричит?»

3. Игра «Разложи картинки» (какая, какой, какое)

4. Упражнение «Кто что делает?» (винительный падеж)

    Ноябрь

  • Учить употреблять в речи существительные в дательном падеже без предлогов(Таня помогает маме)
  • Учить употреблять в речи существительные в родительном падеже без предлогов(Это домик мишки. Я принёс карандаш. Нет зайца)

1. Упражнение «Кому? Чему?» (дательный падеж)

2. Упражнение «Чего нет?». «Что принёс?» (родительный падеж)

  Декабрь

  • Упражнять в умении употреблять существительные в творительном падеже без предлога
  • Учить использовать в речи предлоги «в, на, с, у. по, под, над». Учить составлять словосочетания, отвечающие на вопросы «Где? Куда? Откуда?» (Иду в садик. Была в садике. Иду из садика)
  • Учить использовать в речи  предлоги «к, от»

1. Упражнение «Кем? Чем?» (творительный падеж)

2. Игра «Где лежит?»(предлоги)

3. Игра «Куда едет машина?» (предлоги)

  Январь

  • Учить употреблять в речи глаголы движения: идти, ехать, бегать…
  • Учить употреблять в речи глаголы состояния: спать, есть, говорить…
  • Учить употреблять в речи глаголы действия : рисовать, лепить, трогать..

1. Упражнение «Что делать?»

2. Игра « Кто больше назовёт действий» (Снег- идёт, летает, кружиться)

  Февраль

  • Познакомить детей с приставочными глаголами
  • Познакомить с прилагательными, обозначающими цвет, форму, материал (красный, квадратный, .деревянный.)
  • Учить составлять предложения по определённой модели : «подлежащее +сказуемое +прямое дополнение», «подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение»

1.Упражнение «Шёл, зашёл, вышел..»

2. Упражнение «Скажи правильно» (прилагательные)

3. Сюжетно-ролевая игра «Утро в кукольном доме»(Мама варит кашу. Кукла Катя моет руки, лицо. Катя  лепит  из   пластелина  грибок)

     Март

  • Учить составлять предложения по картинкам по схеме : «именительный падеж существительного + глагол + Винительный падеж существительного (Мама ест суп)
  • Учить составлять предложения по картинкам по схеме : «именительный падеж существительного +глагол + винительный падеж существительн. +творительный( дательный) падеж существительного» (Мама даёт кашу Вове)

1. Рассматривание картинок и составление предложений по этим картинкам

2. Проговаривание предложений по демонстрируемым действиям

3. Игра «Мамины помощники» (у детей картинки с предметами . Дети составляют  распространённые  предложения. «Я иду в магазин и покупаю… молоко, хлеб, чай, батон..)

  Апрель

  • Учить составлять предложения  по двум картинкам. (Кошка села на стул. Кошка сидит под стулом.)
  • Учить составлять предложения с использованием глаголов неопределённой формы ( Куда идёт Витя? Витя идёт ловить рыбу. Что будет делать Катя? Катя будет мыть чашку)

1. Составление предложений по двум картинкам

2. Составление предложений с использованием глаголов неопределённой формы.

3. Упражнение «К какой  картинке относятся слова?»  (воспитатель называет определение,  а дети показывают картинку, к которой они относятся. На картинках мышь, ель, лимон, чашка, ромашка.)

     Май

  • Учить различать  грамматические формы существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах ( Ира несёт шары. У  Иры много шаров.)
  • Учить умению различать названия действий, близких по сходству ситуаций (моет, умывается, стирает) ( Таня моет куклу, Таня стирает бельё. Таня умывается)
  • Упражнять в умении составлять предложения с однородными членами(определениями, сказуемыми
  • Учить продолжать начатое предложение, добавляя подходящее слово.

1. Работа с различными картинками.

2. Упражнение «Доскажи словечко».( Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему…штанишки)

                                           Используемая литература:

1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. 2012 г

2. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л .П. Федоренко 1984 г.

3. «Методика развития речи» под редакцией А. М.  Бородич, 1981 г.

4. «Скажи по другому – речевые игры, упражнения, ситуации» под редакцией О. С. Ушаковой

5. « Речевые игры с детьми» В. И. Селиверстова, 1994 г

6.  «Конспекты занятий по развитию речи во второй младшей группе» Н. А. Карпухиной 2009

7. «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф.  Фомичёвой, 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...

Методические разработки к авторской программе "Родина" l часть программы "Уральцы и уралочки"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важных задач современной педагогикиВ современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постанов...