Конспект ООД интегрированное на тему: "Весна.Перелетные птицы, Возвращение в родные края"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Герасимова Светлана Александровна

Цель:Расширять представления детей о перелетных птицах

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;
  • расширять представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде, жизни в весенний период;
  • познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;
  • расширять и активизировать словарь;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;
  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, разговорную речь детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_pereletnye_ptitsy.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД интегрированное на тему:

«Весна. Перелетные птицы. Возвращение в родные края»

Цель:Расширять представления детей о перелетных птицах

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;
  • расширять представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде, жизни в весенний период;
  • познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;
  • расширять и активизировать словарь;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;
  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, разговорную речь детей

Предварительная работа:

  • беседа о весне;
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • чтение рассказов стихов, пословиц о весне, о перелетных птицах;
  • составление рассказов о перелетных птицах (индивидуально)

Ход ООД

1. Организационный момент

Ребята, у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся и займем свои места.

2. Основная часть

Введение в тему: Ребята, умеете ли вы отгадывать загадки? (Да). Вот и отлично,  у меня для вас есть несколько загадок.

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький... (подснежник)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

  • Ребята, о каком времени года все эти загадки? (О весне)
  • Ребята, вы ждали весну?
  • Вот она и пришла. А какие месяцы весна с собой принесла? Назовите их по порядку.
  • А с чего начинается весна? Назовите самые первые признаки весны.?
  • А помогут вам рассказать о весне картинки, которые выставлены на доске. Вы выбираете картинку и составляете предложение о весне.

Предполагаемые ответы детей

-Весной тает снег

-Весной капают сосульки

-Весной прилетают перелетные птицы

-Весной появляются  проталинки

-Весной ярче светит солнце.

-Весной расцветают подснежники

-Весной просыпается медведь

-весной текут ручейки, много луж

        О признаках весны есть замечательное стихотворение, послушайте пожалуйста.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна.

        Ребята, весна наступила. Но почему-то не слышно пение птиц? Странно

Колдунья под музыку вбегает

Колдунья: Ничего тут нет странного. В птицах ваших нет ничего хорошего, один шум, да гам. Вот я их припрятала в надежном месте, там они никому не помешают. А сама к вам в гости пришла, вы рады?

Ведущая: Да вообще-то мы прилета птиц ждали, а не тебя...

Колдунья: Чего?! Меня хотите на каких-то птиц променять?! Не бывать этому!!

Ведущая: Понимаешь, не весело нам без птиц

Колдунья: Мы с вами сейчас повеселимся безо всяких птиц. Вот расскажите мне, где птички живут? (Гнезда, скворечник…). Правильно, а давайте, пока нету птичек, поиграем с вами в игру  «Займи скворечник»

Игра «Займи скворечник». На полу раскладываются обручи на 1 меньше количества детей. Под музыку «птички» летают, с окончанием - занимают домик. Когда остаётся 2 человека, колдунья проигрывает.

Ведущая: Ну все, Колдунья, мы тебя повеселили, а теперь отпускай птичек, мы хотим весну встречать

Колдунья: Чтобы птицы могли вернуться и приступить к весенним хлопотам, вы должны выполнить мои заданья. Согласны? (Да)

Ведущая: Ребята, поможем птицам вернуться домой?

Выполнение заданий:

Задание №1 «Собери картинку» (по малым группам): грач, аист, лебедь, жаворонок, скворец, воробей.

Цель: развивать воображении, мышление, внимательность, навыки конструирования.

Ход: дети делятся на 2-3 группы и собирают разрезные картинки – птицы, объясняют, чем они отличаются - клюв, крылья, перья, откладывают яйца.

Обсуждение:

  • Назовите, какие птицы у вас получились?
  • Вам не кажется, что одна из них лишняя? Почему? (Воробей зимующий , остальные перелетные)
  • А почему некоторые птицы улетают в теплые края, а некоторые остаются зимовать? (Некоторые  могут добывать еду в зимний период, а некоторые нет)
  • А почему птиц называют перелетными? (Потому что они улетают на зиму в теплые страны, а весной возвращаются)
  • Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам (у птиц здесь родина, они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.).

Ведущая: Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышится пение птиц. А мы каким птицам помогаем сейчас? Что мы для этого делаем? (перелетным птицам помогаем, спасаем от чар злой колдуньи, для этого надо выполнить все ее задания)

Колдунья: Хорошо, с первым заданием вы справились, так и быть , выпускаю одну птичку. (грача и сажаем на дерево). Что вы знаете о граче?

        (рассказ ребенка или взрослого). Грач самым первым возвращается на родину. Это большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. Грачи живут большими группами, их гнезда образуют целые грачиные деревни.

Ведущая; А сейчас я  предлагаю поиграть, Колдунья, будешь с нами? Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, хлопайте в ладоши.

  • «Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
  • Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
  • Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
  • Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы

Ведущая::Какие вы внимательные, отлично справились. Только ты Колдунья все путаешь.

Заданье №2 «Домик для птички» (скворечник)

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие навыков пространственного мышления и конструирования.

Ход: дети в малых группах собирают скворечник.

Обсуждение:

  • Какие геометрические фигуры вы использовали. Чтобы собрать скворечник?

Колдунья: Ну вижу вы справились, придется выпустить еще одну птичку. Узнали ее? (трясогузка). Получайте ее и сажайте на дерево. Что вам известно о трясогузке?

        (Рассказ о трясогузке ребенок или взрослый). У трясогузки спинка и бока серые, брюшко белое, грудка, хвост и крылья черные, блестящие. Прилетает она в наши края, когда на реках начинается ледоход. Птица бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком, в народе говорят – «лед ломает». Свои гнезда трясогузка строит в кустах на берегу рек и озер, вблизи воды им легче отыскать корм – комаров, мотыльков, мошек.

Задание №3 «Отличите перышки»

Колдунья: Вам надо узнать, что лежит в моем мешочке, а для этого вы должны отгадать загадку.

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.

По лесу летало

В воду упало,

В воде болталось

И сухим осталось.

Колдунья: Правильно, это птичье перышко. Перо  - это особенность птицы. Никто другой не имеет перьев. Перо состоит из стержня и бородки. У птиц есть пуховые перья, они расположены на животике, грудке, служат для тепла. Есть еще и маховые перья. Они расположены на крыле. Рассматриваем отличие этих перьев. Дети должны вытащить из мешочка перо и определить его вид.

Ведущая: Видишь, Колдунья, ребята со всем разобрались, отпускай третью птичку. (Отпускаем Лебедя)

        (Рассказ о лебеде взрослы или ребенок)Лебедь – это большая грациозная водоплавающая птица. Окраска у лебедя чаще всего белого цвета, но бывают серые и черные. У него длинная, изящная шея. Хвост короткий, а оперение очень пышное. Это самая тяжелая птица, которая умеет летать. Для того чтобы взлететь, лебедь разбегается по поверхности воды. В воде они плавают при помощи своих перепончатых лап. Они очень верные, поэтому создают семью один раз и на всю жизнь. Самка вьет большое гнездо и откладывает в него яйца, высиживает в течение месяца. Самец все время находится рядом и охраняет свою семью.

Задание №4 «Собери слоги-отгадай название птицы»(кукушка, трясогузка, соловей, ласточка)

Цель: совершенствование навыков слогового деления слов

Обсуждение:

  • Назовите, сколько слогов в названиях птиц?
  • Какая птица лишняя и почему? (трясогузка, 4 слога)

Колдунья: Молодцы, отпускаю четвертую птицу. Узнали ее? (Кукушка)

        (Рассказ о кукушке взрослы или ребенок). Кукушка живет в негустых лесах. Несмотря на небольшие размеры, кукушка любит плотно поесть. Птицы этого вида питаются насекомыми, ягодами и способны склевать яйцо другой птицы. Гнезд кукушки не строят. Вместо этого, они откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.

Задание №5 «Отгадай ребус» (цапля, утка, грач, скворец)

Цель: закрепляем навыки определения первого звука в слове и составление из полученных букв слова.

Обсуждение:

  • Про какую из этих птиц можно сказать, что она водоплавающая?
  • Про какую из этих птиц можно сказать, что она, болотная?

 Колдунья : Ну ладно, что с вами делать,  отпускаю последнюю птичку. Это кто? (ласточка) Правильно.

        (Рассказ о ласточке взрослы или ребенок). Летом ласточки неутомимо летают над огородами и садами. У них раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Коротенькие лапки затрудняют взлет с гладкой поверхности. Поэтому ласточки не сидят на земле. Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов. Ласточки охотятся на насекомых. А еще говорят, что ласточки весной тепло на крыльях приносят.

Ведущая: Дети, посмотрите сколько стало птиц на нашем дереве (приглашает детей подойти поближе). Как хорошо. Теперь весна уже стала настоящая.

Я  буду вам загадывать загадки про птиц, а вы мне подскажите, о какой птице пойдет речь.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

(грач)

На шесте дворец,

во дворце — певец.

А зовут его. (скворец)

С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ...(Трясогузки)

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек -

бестолковых попрыгушек. (цапля)

Что за диво, что за птица,

На воде она царица,

И окрас ей так под стать,

Просто глаз не оторвать! (лебедь)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины.(ласточка)

3. Подведение итогов, дети сели на свои места.

  • Вспомните, о каких птицах, мы сегодня говорили?
  • Чем питаются эти птицы?(растения, насекомые, хищные)
  • Какая у них забота по весне? (строить гнезда)
  • Где они живут?

Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.

Аист устраивает гнездо на видном месте - крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.

Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.

Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.

Кукушка не вьет гнездо, а подкладывает свои яйца в чужие гнезда

  • Ребята, чем мы сегодня занимались? (спасали птиц)
  • Что было самым трудным?
  • Что было самым интересным?

Ведущая: Ребята, птицы вас благодарят за помощь и дарят вам свою весеннюю песенку (аудио «Голоса весеннего леса»)

Колдунья: Как красиво птички поют, пожалуй я больше не буду их обижать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "Весна. Перелетные птицы".

Создать условия для расширения знаний о перелетных птицах и их особенностях....

Конспект НОД на тему "Весна. Перелетные птицы".

Создать условия для расширения знаний о перелетных птицах и их осбенностях....

Конспект итогового занятия по теме «Весна. Перелетные птицы»

Итоговое занятие направленное на уточнение и закрепление знаний детей о перелетных птицах....

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: "Весна.Перелетные птицы"

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: «Весна. Перелетные птицы».Цели и задачи:Образовательные:1. Работать над слоговой структурой слова,  обозначающие перелетных пти...