Конспект НОД на тему "Весна. Перелетные птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Создать условия для расширения знаний о перелетных птицах и их осбенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для расширения знаний детей о перелетных птицах, их особенностях.

Задачи:

1. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти и внимания.

2. Воспитание внимательного и бережного отношения к птицам.

3. Воспитание уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.

4.Развивать умение согласовывать в предложении слова с предлогами.

5. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.

Методы:

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.

Предварительная работа: чтение рассказов о птицах ; составление рассказов по

опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок

о птицах; дидактические игры: «Ласточка — грач — скворец»,  « Скажи

правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково»,«Доскажи словечко»

Материал:  мнемотаблица, набор картинок по теме, П. Чайковский « Времена года. Жаворонок.», «Звуки природы. Пение птиц»-аудиозапись, макет солнца, муляжи-дерева, мяч.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1.        Лексическое упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов».

- Дети, сейчас вы должны быть очень внимательными. Присядет на стул тот, кто повторит ряд слов, а повторит тот, на кого я посмотрю.

Аист, гусь, пеночка;

Журавль, гусь, трясогузка;

Цапля, соловей, лебедь;

Грач, скворец, кукушка;

Ласточка, удод, иволга;

Пеночка, утка, лебедь;

Соловей, цапля, кукушка;

Трясогузка, аист, чиж.

Как назвать их одним словом – птицы.

По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

          - Голова и тело покрыто перьями.

          - У них есть крылья.

          - Они умеют летать.

А каких птиц называют перелетными?

          - Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

2 .Игра «Прилетели птицы».

          Я буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, то топайте ногами.

          - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, му-хи и стрижи.

          - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-ка-ро-ны.

          - Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, ко-ма-ры, кукушки.

          - Прилетели птицы: голуби, ку-ни-цы, овсянки, поползни, дятлы.

          - Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!

3 .ЗАГАДКИ. Я читаю загадки, кто догадается, о ком загадка – поднимай руку.

          1. Чёрный, проворный, кричит «крак», червякам враг.

          2. На шесте дворец. Во дворце певец. А зовут его скворец.

          3. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный. Лепит домик над окном из травы и глины (ласточка).

          4. Бродит по болотам грязным. Ловит в них лягушек – бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

4.Беседа о перелётных птицах.

Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? Что общего у птиц? (Голова, туловище, шея, крылья, хвост, клюв, перья, пух, лапы, грудь). Чем они отличаются? (Размером, голосами, опереньем, окраской). А вы знаете, как птицы подают голоса? (мнемотаблица).   5.Послушайте пение птиц.

6 Лексическое упражнение «Кто, как кричит?»

Цель: Уточнение глагольного словаря.

Гусь (что делает?)- … (гогочет). Лебедь - … (трубит).

Утка - … (крякает). Журавль - … (курлычет).

Аист - … (трещит). Соловей - … (поет).

7..Игра

«Ласточка — грач — скворец»

Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц и знакомит детей с их особенностями.

- Скворец любит петь, весело прыгая по веткам дерева. Грач ходит по земле важно, неторопливо. Ласточка все время летает и на землю не садится.

Затем воспитатель просит детей показать, как прыгает скворец, шагает важно грач, летает ласточка.

Воспитатель называет птиц, дети двигаются, изображая соответствующую птицу..

8.Игра «Доскажи словечко» .

Цель: Образование приставочных глаголов.

(Воспитатель показывает картинки - скворечник, скворца на палочке и обыгрывает действия).

- Скворец хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко». Я вам буду показывать действия и их проговаривать, а вы должны продолжить фразу: скворец к скворечнику (Что сделал?)…прилетел. Скворец в скворечник …(залетел), затем из скворечника …(вылетел), от скворечника … (отлетел), вокруг скворечника … (облетел) и … (улетел).

 6. Игра «Узнай по голосу».

Цель: Формирование фонематического слуха, слухового внимания.

Дети внимательно слушают голоса птиц, называют.

7. Игра «Скажите наоборот».

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).

Журавль большой, а соловей … (маленький).

У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).

У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).

У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).

У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).

Аист белый, а грач …(черный).

Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой»

Я по улице гулял, (Шаги на месте).

Скворцов и ласточек считал (Упражнение «Птица летит»).

Раз, 2,3,4,5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца).

Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать (^ Руки вниз, удивление).

И руками стал махать (Махи руками).

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения).

Я подпрыгнул, чтоб взлететь (Прыжок, руки вверх).

Но пришлось на землю сесть (Присесть).

8.  Упражнение «Так бывает или нет».

Цель: Развитие диалогической речи и логического мышления.

- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?) (птенцы).

Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов).

Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

 9. Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

 10.  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

          Представьте, что язычок – это птенчик

          - как вылетает из гнезда – высовываем тоненький язычок (4 раза)

          - в каком гнёздышке он живёт – «Чашечка» - проглотили слюну.

11.Рассмотрите символы и составьте по ним правила поведения в природе.

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

 

12.Игровое упражнение «Кто кем станет»

-Грачонок станет грачом.

-Соловьёнок станет соловьём

-Скворчонок станет скворцом

-Лебедёнок станет лебедем

-Утёнок станет уткой

-Чижонок станет чижом

-Дроздёнок станет дроздом

-Аистёнок станет аистом.

-Журавлёнок станет журавлём

-Гусёнок станет гусём.

Итог: О ком мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Какую пользу приносят птицы?