Обогащение словаря дошкольников временными категориями
статья по развитию речи (старшая группа)
Словарь как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Уровень сформированности лексической системы человека является прямым указанием на уровень развития речи в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaydarova_statya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словаря дошкольников временными категориями
Язык занимает одно из самых главных мест в общем развитии ребенка. Языковая система, входя в жизнь человека, приводит к развитию всех психических процессов. Именно слово становится основой всех форм психической деятельности индивидуума. Язык помогает ребенку наладить взаимодействие с окружающим миром. Именно язык является средством познания и выражения мыслей, чувств, взаимоотношений. Освоение речи обеспечивает возможность регуляции поведения, планирования деятельности.
Словарь как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Уровень сформированности лексической системы человека является прямым указанием на уровень развития речи в целом.
Различные аспекты развития словаря детей дошкольного возраста поднимались в трудах таких известных педагогов, психологов, лингвистов, как Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин, В.А. Крутецкий, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин и другие.
В литературных источниках содержатся различные походы к трактовке понятия «словарь». Так, по определению В.И. Селиверстова словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека [4]. В работах К.В. Назаренко приводится следующее определение этого понятия: Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [2].
Одну из относительно обособленных групп лексики составляют временные категории.
От древнерусского слово «время» означает «вращение», данный термин состоит из длительности событий и явлений, их последовательности, прерывности и непрерывности, ритмичности и периодичности, связи настоящего с прошлым и будущим [3].
Детям уже в дошкольном возрасте важно самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития представлений о времени. И.В. Бурдина достаточно точно отмечает: «Ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, а иногда еще и мало связаны между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы, глобальны, но не систематизированы. Формирование временных характеристик происходит в детском воображении фрагментарно и с разной степенью осознания» [1, с.10].
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Головаха, А.А. Кроник, Л.С. Метлина, Д.Г. Рихтерман др.).
Для обогащения словаря дошкольников временными категориями нами разработана планирование в соответствии с решаемыми задачами, подобраны игровые упражнения и отражена изучаемая лексика (Таблица 1).
Таблица 1
Планирование работы по обогащению словаря дошкольников временными категориями
Задачи | Лексика | Игровые упражнения |
Развитие умения отражать в устной речи дни недели (когда? - в понедельник, вторник и т.д.) | Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, | «Тюльпан для мамы» Педагог предлагает детям взять по одной картинке с изображением тюльпана, на котором написан день недели. Картинки располагаются надписью вниз. Когда дети взяли по тюльпану, педагог предлагает им самостоятельно построить в линию в нужной последовательности, начиная с первого дня недели и заканчивая последним. При возникновении затруднений, педагог предлагает вспомнить дни недели и их последовательность. После того, как дети правильно построились, педагог просит каждого ребенка составить предложение с соответствующим днем недели. Например, Я подарю своей маме тюльпан в понедельник. На праздник 8 марта, который будет во вторник, я подарю маме этот тюльпан и т.д. «Мамина работа в понедельник, вторник…» Педагог предлагает детям представить, что скоро праздник мам и им нужно приготовиться заранее к нему, для этого нужно вытереть пыль, подмести, помыть посуду и т.д. Предлагаются картинки, где мама выполняет какое-либо действие, и подписан номер дня недели. Ребенку нужно описать эту картинку, используя при этом название дня недели. Нужно соотнести цифру и день недели. Например, на картинке написана цифра 3, на рисунке изображена мама, которая делает торт. Ребенок говорит: 3 – это среда, значит: Мама на праздник делает торт в среду. |
«Когда прилетели птицы?» Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением птиц, которые прилетают весной. На каждой картинке написана цифра, которая обозначает определенный день недели: 1 – понедельник, 2 – вторник и т.д. Картинки перемешиваются, ребенок берет одну из них, определяет по номеру день недели, и затем говорит: Грач прилетел к нам во вторник. Или «ласточки прилетели в понедельник» и т.д. «Когда расцвели первые цветочки?» Воспитатель показывает картинки первоцветов. На каждой картинке написана цифра, которая обозначает определенный день недели: 1 – понедельник, 2 – вторник и т.д. Картинки перемешиваются, ребенок берет одну из них, определяет по номеру день недели, и затем говорит: Подснежник появился первый в понедельник и т.д. | ||
Развитие умения отражать в устной речи такие временные понятия как «утро», «день», «вечер». | Утро, день, вечер | «Назвать перелетных птиц» Детям предлагаются картинки с изображением перелетных птиц: скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка. На каждой картинке в углу есть изображение: утра (солнце всходит), дня (солнце высоко и ярко светит), вечера (солнце садится). Использую эти картинки, выбрав одну из них, ребенок рассказывает: «Грач – перелетная птица, прилетала к нам утром. Потому что там нарисован солнышко, когда оно встает» и т.п. «Когда подлетела?» Воспитатель располагает на столе три картинки, обозначающие утро (солнце всходит), день (солнце высоко и ярко светит), вечер (солнце садится) и возле каждой из них дерево. Берет картинки с изображением перелетных птиц и в хаотичном порядке показывает, что птица подлетела к дереву утром. Тут ребенок определяет, когда это было – утром, днем и вечером, какая птицы, и составляет предложение: «Ласточка подлетела к дереву днем, потому что солнышко еще ярко светило и было высоко» и т.д. |
«Когда поливаю цветы» Перед ребенком располагает ряд комнатных цветов (фиалка, кактус, фикус, хлорофитум и др.) и у логопеда в руках карточки: утро (солнце всходит), день (солнце высоко и ярко светит), вечер (солнце садится). Педагог ставит карточку – утро, день, вечер на определенный цветок. Ребенок называет цветок и говорит, когда его поливают. Например, «Это кактус, его поливают вечером. Вечер, потому что солнышко уже зашло». «Поливаю, сажаю, вытираю…» Воспитатель говорит о том, что цветы можно не только поливать, но и вытирать листья, подкармливать и т.д., показывая при этом сюжетные картинки к этим действия. После чего показывает карточки: утро (солнце всходит), день (солнце высоко и ярко светит), вечер (солнце садится). Показывает определенную сюжетную картинку и время суток, ребенок называет: Я опрыскиваю цветы утром. | ||
Развитие умения отражать в устной речи такие временные понятия как «раньше», «позже». | Раньше, позже | «Семейное древо» Педагог предлагает детям рассмотреть семейное древо, на котором изображены все члены семьи: бабушки, дедушки, тети, родители, дети. Воспитатель называет двух членов семьи и просит ребенка назвать, кто из них родился раньше, а кто позже. И так со всеми членами семьи. «Кто родился раньше, а кто позже» Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением детей одного возраста из разных семей, затем делит их на 4 группу согласно временам года – осень, зима, весна и лето. Просит дошкольников назвать, кто из детей родился раньше, а кто позже. Например, Вова родился осенью, а Миша родился весной. Кто из них родился раньше, а кто позже и почему? «Рыбий забег» Педагог предлагает детям игрушки двух рыб, располагает их таким образом, что одна рыба впереди другой. И просит назвать, какая из рыб придет к финишу раньше, а какая позже. Почему вы так решили? «Какая рыбешка быстрее» Воспитатель предлагает детям рисунки разных рыб и просит расположить три рыбы, которые доберутся к поверхности воды раньше, чем четыре другие рыбы. Как это сделать? Какие будут раньше и почему? Какие позже и почему? |
Развитие умения отражать в устной речи такие временные понятия как «вчера», «сегодня», «завтра». | Вчера, сегодня, завтра | «История одного жука» Педагог предлагает детям вспомнить историю из личного опыта о жуке, которого они встречали, когда гуляли. Обязательным условием является использование слов вчера, сегодня и завтра. Например, я вчера нашел жука. А сегодня я пришел на то же место, у жука уже нет. Но я приду и завтра сюда, посмотреть не вернулся ли жук. «Вчера-сегодня-завтра» Воспитатель предлагает послушать внимательно текст о бабочке с пропущенными словами (вчера, сегодня и завтра). Ребенок первый раз просто слушает, второй раз педагог читает по предложению, и ребенок вставляет нужное слово. Объясняет свой выбор. Текст: «… Полина пошла гулять с подругами на луг и увидела там прекрасную бабочку на огромном цветке. Девочки подбежали к ней и сказали, что они … тоже видели эту же бабочку. И девочки решили, что … снова придут сюда посмотреть на эту красавицу». |
«В поле каждый день» Педагог рассказывает детям о том, что весной люди много работают на полях, для того чтобы потом у нас был хлеб, гречка и т.д. Их труд очень нужный и сложный. Воспитатель предлагает детям с помощью сюжетных картинок составить рассказ о том, что делают люди в поле сегодня, что делали вчера, что будут делать завтра. «Когда будет делать: вчера, сегодня и завтра?» Перед детьми разложены предметные картинки, им предлагается выбрать три из них и составить по ним предложения со словами: сегодня, вчера и завтра. Например, Лопата: Я буду копать лопатой на огороде завтра. Я взял топор, и буду сегодня рубить дрова. А вчера я полил весь огород. | ||
Развитие умения отражать в устной речи месяцы времена года (Когда? – в мае, июне и т.д.) | Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, зима, весна, лето, осень | «Весенний городок» Педагог предлагает детям назвать весенние месяцы (март, апрель, май). Рассказать, что делают люди в городе весной. Например, в марте тает снег, и люди начинают покупать семена, чтобы сажать потом. В марте люди одевают уже более легкую одежду, чем зимой. В апреле мы любуемся первоцветами. В мае мы много гуляем, потому что становится уже тепло. «Распредели правильно по месяцам» Педагог предлагает детям рассмотреть три сюжетные картинки, соответствующие марту, апрелю и маю. Затем раскладывает предметные картинки, задача ребенка – распределить правильно картинки по месяцам, учитывая особенного каждого из них (явления природы, людей и т.д.). затем необходимо рассказать о каждой выбранной картинке. Предметные картинки: первоцветы, снег, лед трескается, сосулька тает, насекомые и т.д. «Что делают в июне…?» Воспитатель напоминает детям, что летом есть больше свободного времени и гуляют дети больше и в разных местах, поэтому необходимо быть аккуратными и внимательными и соблюдать ПДД. Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, говорит, что это происходит в июне (июле, августе – три картинки всего, ан каждый месяц). И ребенок составлять небольшой рассказ. Например: «В июне дети часто перебегают улицу, несмотря по сторонам. Но нужно быть внимательным и переходить через пешеходные переходы или светофоры». Июль: «В июле дети любят купаться на речке. Июль – очень теплый месяц» и т.д. «Рассказ о лете» Педагог предлагает детям пофантазировать и придумать три истории на июнь, июль и август, что они хотели бы делать в эти месяцы. |
Закрепление умения отражать в устной речи временные понятия. | Осень, зима, весна, лето, май, июнь, июль, август, утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже | «Когда это?» Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и подумать, к какому времени года и месяцам они, скорее всего, относятся и почему? Предлагаются картинки весны и лета – поле, луг, насекомые, солнышко и т.д. «Какой мальчик раньше» Педагог предлагает детям макет с изображением поля или луга и двух человечков, на этом макете есть цветы, трава, кусты и т.д. Воспитатель располагает человечков в разных местах и говорит, например, Кто раньше из мальчиков добежит до этого куста и почему? А кто позже? и т.п. также можно предложить самому ребенку расположить человечков и назвать, кто раньше, а кто позже. «Отдыхаем летом: утром, днем и вечером» Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, распределить их в соответствии со временем суток (утро, день и вечер) и объяснить свой выбор. Придумать рассказ по одной из картинок. Второй вариант этой игры – вместо времени суток, написаны дни недели. «Уехали, Едем или Уедем?» Воспитатель предлагает детям придумать истории о том, как они будут проводить лето. Однако не просто придумать рассказ, а сделать таким образом: - уехали вчера; - едем сегодня; - поедем завтра. Т.е. три небольших истории. |
Библиографический список
- Бурдина И.В. Лексико-семантические способы выражения категории времени в онтогенезе речи: автореферат дис. ... канд. филол.наук. - Тверь, 1999. – 16 с.
- Назаренко К.В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста: (Седьмой год жизни): Автореферат дис. канд. пед. наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007177560
- Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учеб-метод. пособие / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. – 64 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря дошкольников с ОНР
В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...
Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)
Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...
Обогащение словаря дошкольников синонимами
Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с ОНР.
Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....
Консультация для воспитателей "Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей...