Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соболь Ирина Александровна

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте 

Цель:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Задачи:

  • Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.
  • Развивать мышление и речь детей.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Развивать фонематический слух, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
  • Закрепить у детей знания полученные ранее.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Материалы: Картинки, план-схемы для составления предложений, бумаги с заданиями.

I. Основной этап.

1) Игра «Отгадай загадку». Определение звуков в слове (в начале, в середине, в конце слова).

2) Игра «Какое слово спрятано?»

 3) Игра «Назови слова»

4) Игра «Раздели слова на слоги»

Физминутка (с мячом).

5) А) Игра «Собери предложение»

Б) Игра «Докончи предложение»

В) «выкладывания слова миз букв ЗИМА

III. Заключительный этап.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Скажите, как себя должен вести ученик на уроке? (ответы детей)

Вы тоже можете себя правильно вести во время занятий?

Наше занятие начинается. За каждое выполненное задание вы будете получать 1 букву. В конце испытания из всех полученных букв вы составите слово. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. (Звонит звонок)

1ое задание. Звуки. Загадки.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.  (Книга)

Не птица, а летает,

Не грузовик, а с кабиной,

Не летучая мышь, а с крыльями.  (Самолёт)

Задание: Выберите картинки со звуком [к],– со звуком [с] – в начале, в середине и в конце слова. (На картинках изображены: трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки). Молодцы, ребята!  Дает букву (З)

2 ое задание. Игра «Какое слово спрятано?»

Слушайте внимательно. Внутри конверта разделены слова по слогам. Вам придется их соединить и показать нам. А мы с вами, ребята, проверим. Поэтому сидим тихо и внимательно смотрим. (Можно прохлопать всем вместе.)

КО – РО – ВА,     ЛИ – СА.      МА - ШИ – НА,      СО - ВА. (можно 2 человека или 4 можно всем)  Дает букву (И)

3е задание. Игра «Назови слова» 

Ребятки, смотрим на доску. Вам показаны только первые слоги слова. Вот такое задание, с помощью этих слог придумывать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. Отвечаем красиво.

1. ма –                                    6.ли –      

2. ры –                                    7. зи –

3. ва –                                     8. тюль –

4. лу –                                     9. си –

5. ро –                                     10. ря –

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Дает букву (М)

Физминутка ( с мячом) дети становятся в круг.

1. низкий – высокий;

2. тяжелый – легкий;

3. умный –глупый;

4. новый –старый;

5. белый –черный)

6. шумный город –тихий город;

7. веселый вечер –грустный вечер.

1. чистый)– грязный;

2. мягкий– твердый;

3. узкий –широкий;

4. кислый –сладкий;

5. хороший –плохой;

6. длинная зима– короткая зима;

7. злая девочка–хорошая девочка.

Молодцы! Теперь следующее задание

4) Игра Развитие понятийного мышления «Закончи  предложение»

Лимоны кислые, а сахар …

Собака лает, а кошка …

Ночью темно, а днем …

Трава зеленая, а небо …

Зимой холодно, а летом …

Ты ешь ртом, а слушаешь …

Утром мы завтракаем, а днем…

Птица летает, а змея …

У человека две ноги, а у собаки …

Птицы живут в гнездах, а люди …

Зимой идет снег, а летом …

Ты читаешь глазами, а пишешь …

Из шерсти вяжут, а из ткани …

Балерина танцует, а пианист …

Дрова пилят, а гвозди …

Молодцы  Дает букву (А) Дети составляют слово из всех букв ЗИМА

Можно затронуть зимнее время года.

Рефлексия: 
Ну что ребята мы справились с заданиями? Что показалось самым сложным? А что самым простым? Какое задание понравилось больше всего? Ответы детей. (Звонит звонок, занятие закончилось).

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского “Четыре желания”.

Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана.

Образовательные задачи:

  1. Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  2. Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.

Развивающие задачи:

  1. Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  2. Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать доброжелательность, инициативность.
  2. Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  3. Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы: загадывание загадки, беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде картинно-графического плана, подсказ нужных слов педагогом, создание эмоционального настроя, физминутка, сюрпризный момент.

Материал и оборудование: игрушка Гномик, рассказ К.Д. Ушинского “Четыре желания”, бумага для рисования, маркеры, мольберт, пиктограммы, разнос, записные книжки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

А вам интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа? Давайте сядем на стульчики. Сядьте удобно, спинка прямая, ножки вместе. Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Дмитриевич Ушинский. Ребята, я попрошу вас внимательно слушать меня и запомнить, чем занимался мальчик.

Первичное чтение рассказа.

Ребята, а сейчас ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Беседа по тексту:

  1. О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года).
  2. Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)
  3. Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)
  4. Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
  5. Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)
  6. Почему рассказ называется “Четыре желания?” (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)
  7. Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему!)

Словарная работа (работа по тексту).

Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 
Что означает слово румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
Что значит, восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) 
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Физкультминутка

Составление модели к тексту.

Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать картинки на мольберте.

Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).

Итак, слушайте начало рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? 
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Выходит 4 человека.

При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.
– Как называется рассказ? Кто его написал? 
Кто хочет рассказать историю с начало до конца? Мы с Гномиком можем остаться, и вы расскажете. Согласны?

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).
Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в предшкольном классе по развитию речи и обучению грамоте и письму на тему «Звуко-буквенный калейдоскоп»

Занятие проведено в соответствии  с  современными требованиями ГОСО РК к содержанию данного типа занятий и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.Воспитатель провёл занятие ...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»

Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...

Конспект итогового игрового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу".

Итоговое  занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу" проводится в увлекательной игровой форме в зале.Интегрируемые образовательные...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы».

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Снежная Королева»

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»

Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте

В игровой форме занятие помогает детям показать свои знания в данной области...