Картотека игр для развития фонематического слуха в соответствии с возрастом ребенка
консультация по развитию речи

Казакова Любовь Ивановна

Фонематический слух необходимо развивать с раннего возраста, постепенно усложняя игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития фонематического слуха в соответствии с возрастом ребенка

С раннего возраста приучая ребенка прислушиваться к звукам, мы, родители и педагоги, выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и  грамотного письма в школе. Прогноз зависит в каждом конкретном случае от соматического здоровья, различных нарушений, а также от структуры личности самого ребенка.

        Игры на развитие фонематического слуха собирались нами в течение нескольких лет, в настоящее время оформленная картотека игр постоянно пополняется и используется в работе с детьми раннего возраста. Нарушения звукопроизношения практически не встречаются у 5-6 летних детей, если родители заблаговременно начали профилактическую работу речевого развития малыша.

Игры для детей до  1 года

«Где звучит?»

Взрослый с погремушкой колокольчиком или пищащей игрушкой звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? Динь-дон. Вот он где звенит. А где сейчас? Ну-ка посмотри, вот он где».

«Гуление»

Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.

«Покажи, скажи, кто это?»

Покажите в семейном альбоме с фотографиями: «это мама, это папа». После этого спрашивайте: «Где папа? Покажи дедушку». Аналогично играть с изображениями животных, птиц. Научить узнавать (называть, показывать части тела).

«Кто как кричит?»

Возьмите игрушки (картинки) животных, поиграйте с малышом: «Мяу, мяу. Кто это к Катюше пришел? Кошечка пришла. Давай, Катюша, позовем кошечку, кис, кис, кис. Как мяукает киса? Мяу, мяу. А как надо позвать кису? Кис-кис».

«Ладушки»

Хлопая в ладоши, приговаривайте:

Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что пили? – Бражку.

Кашку поели,

Бражку попили –

Шу-у-у.… Полетели!

На головку сели.

Учите, помогайте ребенку выполнять действия под стишок.

«Теремок»

Сделать домик из картона (коробки из-под торта), внутрь поместить игрушки животных (из киндер-сюрпризов). Приговаривать: «Стоит в поле теремок. Смотри, Катюша, какой домик-теремок. Кто-кто в теремочке живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая собачка? Позови, Катюша, собачку. Ав-ав, иди ко мне».

Когда ребенок запомнит названия животных и сможет звать их словами, замените игрушки.

Общаясь с ребенком, находите нужную песенку, приговорочку  в любой ситуации: сажая на коленки и держа за ручки, подкидывая вверх, уча его ходить, поддерживая за подмышки.

Игры для детей 2-х лет

«Похлопай в ладоши, как я»

«Угадай по звуку»

Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится карандаш по столу), ребенок называет (показывает или воспроизводит услышанные звуки).

«Посидим в тишине»

Ребенок перекладывает предметы, которые, соприкасаясь друг с другом, воспроизводят звон: пищащие игрушки, металлические предметы. Упражнения выполняются 2-3 раза.

«Разведчики»

Перенести из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

«Угадай, чей голосок»

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолет, кошку, собаку). Ребенок угадывает.

«Волшебный сундучок»

Послушай и угадай: что в коробке (сундучке)? (Один или несколько предметов: монетки, пуговицы.)

«Стишки, потешки, чистоговорки и скороговорки»

Дети не понимают и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание звуков, чувство ритма.

Игры для детей 3-х лет

«Угадай, кто идет»

Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен» (постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь). Аналогично воробей, зайчик.

«Угадай, кто пришел»

«Договори стишок»

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек.  вЧитая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук:

Самолет построим сами,

Понесемся над…(лесами).

«Петрушка ошибается»

В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка просит ребенка научить ребенка научить его произносить слова. Петрушка просит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки. Так, вместо «стол» - говорит «стул», вместо «лампа» - «шкаф». Петрушка удивляется и просит разъяснить ошибки.

Игры для детей 4-х лет

«Какие бывают слова?

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова, звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).

«Верни слово»

Взрослый называет слово (шепотом, негромко), а ребенок его повторяет, как бы возвращает обратно.

«Это слово звонкое или тихое?»

Любимая игрушка хочет научиться произносить разные слова. Какое слово Аленушка? Ласковое. Рыба? Громкое. Перечисляем вместе с ребенком все тихие, громкие, ласковые слова.

«Подскажи последнее словечко»

«Какое слово потерялось?

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово:

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему…(штанишки).

«Радисты», «Морзянка»

Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.

«Звуковая мозаика»

Рисуем на листе бумаги сетку. Предварительно с ребенком обговариваем задание. Например, если в слове слышишь звук «а» (или «малыш плачет»), закрашиваешь клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно дать ребенку выкладывать фишки указанного цвета.

Игры для детей 5 лет

«Найди себе пару»

Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: песок-носок. Как усложнение задания – подобрать рифму самостоятельно.

«В слове есть звуки?»

Учим ребенка выбирать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

«Подскажи Петрушке звук»

Петрушка называет предметы (картинки), но иногда не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать непроизнесенный Петрушкой звук.

«Что здесь не так?»

Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Угадай, какие слова я задумал. Первое слово - …ОРОВА. Что это за слово? (Корова). Какого звука не хватает в моем слове? Продолжаем искать задуманные мною слова».

«Звуковое домино»

Просим ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове (сначала используем картинки).

«Слова длинные и короткие»

Учим подбирать ребенка слова с малым и большим количеством звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека чистоговорок и скороговорок на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы....

Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста

   Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно ...

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста...

Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста

методическая разработка по развитию речи (младшая группа)Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. ...

Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ИГРна развитие фонематического слухау детей старшего дошкольного возраста...

Картотека речевых игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категорианальной идентификац...