Статья для воспитателей «Художественная литература как средство развития речи детей»
статья по развитию речи

Цель  ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я.Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для воспитателей «Художественная литература как средство развития речи детей»

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует  нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Проблема воспитания детей средствами художественной литературы рассматривалась в работах В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, в целом ряде исследований ( Л.М.Гурович, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, М.М.Конина, О.И.Соловьёва, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Е.А.Флёрина и др )

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Специфика детской литературы состоит в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Являясь частью общей литературы, она подчиняется  всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности.

Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно – выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитателям надо помнить, что художественная литература – произведение искусства.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Степень влияния произведения искусства на развитие личности зависит от уровня восприятия его читателем.

Цель  ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я.Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.

Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

Опыт работы «Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.Важнейшим источником развития выразительности ...