Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей старшего дошкольного возраста Тема: Человек.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Петрова Елена Михайловна

Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей старшего дошкольного возраста по теме "Человек". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Человек.

Коррекционно – образовательные:

  • Расширять и активизировать словарный запас по теме «Человек».
  • Учить составлению интеллектуальной карты.
  • Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь.
  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

Коррекционно - воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы: Экран, слайды, картинки для составления интеллектуальной карты по теме, клей, фломастеры.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Логопед: Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил

Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

- Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)

А теперь все дружно сели, на меня все посмотрели.

  1. Беседа о человеке, здоровом образе жизни.

 - Сегодня мы поговорим о нас, о человеке. Расскажите, кто такой         человек? (ответы детей)

Какие части тела есть у человека? (руки, ноги, голова, пальцы).

  1. Загадки.

Логопед: отгадайте загадки про части тела человека.

1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

2. Между двух светил я в середине один. (Нос)

3. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги).

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

5. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

6. Всё, что мы положим в рот, попадет к нам в …(живот)

7. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).

4. ДИ «Доскажи словечко»

 Логопед: Я начинаю предложение, вы заканчиваете, а ответ появится на экране.

- Головой мы что делаем? (думаем).

-Ушами что делаем? (слушаем).

-Глазами? (смотрим).

-Носом? (дышим, нюхаем).

-Ртом? (едим, пьем, говорим).

-Руками? (берем, держим).

-Пальцами? (трогаем, гладим, рисуем).

-Ногами? (ходим, бегаем, прыгаем).

5.Игра «Сыщики» (найди по описанию).

Логопед: Давайте посмотрим друг на друга. Вы похожи? Все мы разные, хотя у нас у всех две руки, две ноги, одна голова, одно туловище. Но у нас разный цвет глаз, цвет волос, форма носа, разный характер. Я опишу одного из нас, а вы угадайте, про кого я говорю (описываются 2-4 ребенка).

Например: разыскивается мальчик с темными волосами, в синей футболке и черных шортах.

6.Физминутка «Что умеет наше тело»

У меня есть голова повороты головы

Направо – раз, налево - два. направо налево, наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее, круговые повороты шеей.

Повертели – повертели.

Затем туловище идет, руки на поясе,

Наклон назад, наклон вперед, наклоны,

Поворот – поворот. повороты.

Умелые руки есть у всех, рывки руками

Вверх – вниз, вниз – вверх. вверх – вниз.

Ноги нам нужны, бег на месте,

Чтоб бегать, прыгать, подскоки (2-3 раза),

Приседать, стоять… приседания (2-3 раза).

Вот какое мое тело!

С ним все делаешь на «пять»!

7.ДИ «Назови ласково»

 Логопед: Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? (на экране бабушка, дедушка, внучка из сказки).

Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласково – внученька.

- А сейчас назовите части тела ласково (слова: нога, плечо, палец, нос, волос, голова, щека, ухо, живот, глаз).

- Молодцы, все справились с заданием!

 -Ребята, а бабушка всегда была бабушкой? Когда-то она была девочкой. Кем она стала потом? Женщиной. А потом стала бабушкой. Кем был дедушка?

 - Кем будет мальчик, когда вырастет? А девочка?

Логопед: у каждого человека есть семья.

 - Каких членов семьи вы можете назвать?

 - Кто живет в вашей семье?

 - Как вы думаете, как нужно относиться к членам семьи? Какая ваша семья? Что вы делаете все вместе?

8.Беседа по сюжетным картинкам «Здоровый образ жизни»

 Логопед:  Ребята, посмотрите на картинки и расскажите, как нужно заботиться о своем теле. (На экране сюжетные картинки: дети кушают, умываются, делают зарядку, читают книги, спят).

 - Нужно кушать, высыпаться, заниматься спортом, учиться.

 - Расскажите, какие интересные дела есть у людей (ответы детей).

9. Составление интеллект-карты.

 -Составим карту про человека.

В центре листа приклеим изображение человека. Рисуем стрелку. Какие части тела у человека. Рисуем стрелку и прикрепим картинку, где нарисованы глаза, нос, рот, уши. Рисуем следующую стрелку, покажем, как изменяется человек, ребенок, мальчик, юноша, мужчина, старичок. Рисуем стрелку. Здесь нам надо рассказать, как надо заботиться о нашем теле. Нужно мыться, приклеим картинку с мальчиком и девочкой, которые умываются и чистят зубы. Нужно обращаться к врачу, если заболел. Приклеим картинку, где дети делают зарядку. Еще нужно высыпаться, картинка, где мальчик спит. Нужно хорошо кушать, это на картинке, где дети кушают. Нужно учиться, мы видим на картинке, где дети учатся в школе.

10 Составление рассказа по интеллект-карте.

 - У человека есть части тела: 2 руки, 2 ноги, голова, туловище, по 5 пальцев на каждой руке и ноге.

 На лице у нас важные части лица. Глазами мы можем видеть, носом дышим и ощущаем запахи, ртом говорим и кушаем, ушами слышим.

 Ребенок рождается маленьким, потом он растет и становится больше, мальчик становится юношей и мужчиной, девочка девушкой и женщиной.

Человеку нужно следить за телом. При болезни обращаться к врачу и лечиться. Нужно заниматься спортом, хорошо кушать. Нужно высыпаться, а еще надо учиться и работать.

У человека много интересных занятий. Каждый человек может заниматься тем, что ему нравится. Можно читать, рисовать, кататься на велосипеде, самокате, роликах, играть с друзьями, помогать взрослым.

У каждого человека есть семья. Нужно помогать старшим, поддерживать всех членов своей семьи, вместе отмечать праздники, чаще говорить добрые слова.

 - Расскажите, чем вы любите заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Интегрированное занятие по предметам "Развитие речи", "Изо", "Окружающий мир", "Ритмика" для детей старшего дошкольного возраста , тема: "Путешествие в страну Вообразилию"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Форма занятия - урок путешествие. Разнообразная смена деятельности не дает детям скучать во время занятия. Путешествие проходит по островам, в завершен...

Конспект ООД по развитию речи с использованием игровых технологий для детей среднего дошкольного возраста на тему:«Сказочный лес».

Этот материал предназначен для среднего дошкольного возраста. Занятие помогает воспитателю в решении таких воспитательных и образовательных задач, как :-  формировать понятия о звуках, которые пр...

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста

Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы....

Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей подготовительной группы дошкольного возраста. Тема: «Я -человек».

Конспект открытого занятия, в рамках проекта "В здоровом теле - здоровый дух!". Ожидаемый результат - появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья дете...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....