Современные технологии популяризации литературного чтения в детском саду
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Современные технологии популяризации литературного чтения в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Современные технологии популяризации литературного чтения в детском саду».
Проблемное поле.
Одним из видов деятельности, влияющих на развитие высших психических функций, является чтение. Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен.
При чтении человек мысленно представляет себя на месте героя, т.е. в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое 12 время не бывают задействованы. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе игры на компьютере.
Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста. В этом возрасте очень велико значение книг.
В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения?
Эффективным средством решения этой задачи, с нашей точки зрения, можно рас- сматривать такие инновационные формы работы со старшими дошкольниками и их родителями, как буккроссинг.
Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Задачи:
- познакомить с современным движением «Буккросинг»;
- расширить знания о различных жанрах художественной литературы;
- привлечь родителей к совместному с ребенком прочтению художественных произведений;
- помочь родителям в подборе книг для дошкольников;
- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- воспитывать у участников проекта бережное отношение к самой книге;
- ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросу приобщения детей к чтению книг;
- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умение вести диалог, выразительно рассказывать, умение импровизировать.
Целевая группа.
Дети 5-7 лет.
Условия реализации проекта.
Для реализации проекта необходимо соблюдать следующие правила:
Правила участия в буккроссинге:
- Посмотреть книги в своей библиотеке и «отпустить книги на волю» из «плена» книжного шкафа;
- Выбрать книги, которыми вы хотите поделиться и принести их в детский сад, дайте возможность прочитать их другим детям и взрослым;
- В книгу просим вложить небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда про- читана и тому подобное;
- Книги приносить в хорошем состоянии;
- Вы можете прийти и взять любую книгу или журнал себе, прочитать и отдать дру- гому человеку, или вернуть обратно;
- На нашей книжной полке каждый найдёт для себя книгу по душе;
- Принесённые вами книги принесут пользу, увлекут и порадуют многих читателей;
- Просьба относиться к книгам бережно.
Содержание проекта.
1 этап – подготовительный.
Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: договаривается с родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами. Педагог проводит для родителей вводную беседу по теме «Буккроссинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешения детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты.
2 этап – раскрытие проблемы.
На первом этапе педагог в процессе беседы формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь, что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию - предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками. Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги и журналы, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет таких изданий - было бы здорово!
Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе обмена книгами детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на буккроссинг, можно придумать и воплотить для окружающих, то, что их порадует. Это может быть:
- создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;
- маленький театр по одной из прочитанной книги;
- выставка рисунков по прочитанным книгам;
- рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг;
3 этап — основной.
На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «буккроссингом», выбирая произведения, походящие по возрасту и организует выставку книг на полках. Учит детей и родителей где и как надо записывать книгу, которую взяли почитать. Затем дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями решают, как можно интереснее рассказать другим детям об этой книге (создание поделок-сувениров по прочитанным книгам; маленький театр по одной из прочитанной книги; выставка рисунков по прочитанным книгам; рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг).
В ходе выполнения всех этих действий у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.
4 этап - итоговый.
Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации буккроссинга формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, в музыкальном зале, в своей группе.
На разных уровнях (дети, родители, педагоги) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации работы «Буккроссинг» в детском саду с целью анализа хода и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия.
Книги созданы, чтобы их читали, но многие забывают об этом. К сожалению, в современном мире, книги либо складывают на антресолях, где они пылятся до скончания веков, либо выкидывают. Ваши старые книги могут научить и вдохновлять многих – просто поделитесь ими через буккроссинг!
План реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
- Подготовка наглядно-дидактического материала по знакомству с различными жанрами художественной литературы.
- Определение уровня знаний детей по проблеме. Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги?», «Что такое библиотека?», «Для чего нужна книга?», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга».
- Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по данной проблеме. Опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей». Анкетирование с целью выявления самой читающей семьи.
- Создание пространства в группе и за ее пределами для проведения проекта.
II–этап. Практический.
1. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Возрождение традиции чтения в кругу семьи.
2. Консультации для родителей «Путешествие книг или буккроссинг»
3. Регулярное чтение родителями произведений разных жанров детям в группе в свободное время.
4. Приобщение детей и родителей к регулярному посещению библиотеки.
5. Регулярные выставки рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
6. Показ театральной постановки наиболее понравившихся произведений детям младших групп.
III-этап. Заключительный.
1. Активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом.
2. Подготовка презентации по результатам проекта.
Планируемые результаты. Способы их проверки.
- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- обогатить словарь, развить лексико-грамматический строй, связную речь детей;
- сформировать положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми;
- возрождать чтение в кругу семьи, традицию посещения библиотеки.
- активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом.
Перспектива развития проекта.
Мы искренне надеемся на то, что движениебуккроссингв нашем детском саду расширится и укрепится. Ведь книга –друг человека. И все вместе мы занимаемся важнейшимделом: возрождаем любовь к книге, а, следовательно, и к чтению! А начитанный человек –человек, преждевсего, грамотный!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в детском саду у детей с ОВЗ»
Тезисы к докладу по теме: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском садуу детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»Соколовой Оль...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-162602-1381863244.jpg)
Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.
Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/30/picture-1041034-1527700510.jpg)
Современные приемы и методы здоровьесберегающих педагогических технологий, наиболее часто используемые в детском саду.
Системное и гармоничное использование приемов и методов здоровьесберегающих технологий, основанный на базовых природосообразных средствах реализации, позволяет эффективно поддерживать и корректировать...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-935639-1499767251.jpg)
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни. Когда мы...
Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада
Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её акт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-948947-1512918784.jpg)
Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада
Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи свое...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-994941-1515851075.jpg)
Использование современных педагогических технологий в работе логопеда в детском саду.
В данной презентации представлен мой опыт работы учителем-логопедом в детском саду. Большая часть материала посвящена современным педагогическим технологиям, применяемых на занятиях....