Современные технологии популяризации литературного чтения в детском саду
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Сизова Марина Петровна

Современные технологии популяризации литературного чтения в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Современные технологии популяризации литературного чтения в детском саду».

Проблемное поле.

Одним из видов деятельности, влияющих на развитие высших психических функций, является чтение. Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен.

При чтении человек мысленно представляет себя на месте героя, т.е. в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое 12 время не бывают задействованы. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе игры на компьютере.

Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста. В этом возрасте очень велико значение книг.

 В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения?

Эффективным средством решения этой задачи, с нашей точки зрения, можно рас- сматривать такие инновационные формы работы со старшими дошкольниками и их родителями, как буккроссинг.

Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.

Задачи:

- познакомить с современным движением «Буккросинг»;

- расширить знания о различных жанрах художественной литературы;

- привлечь родителей к совместному с ребенком прочтению художественных произведений;

- помочь родителям в подборе книг для дошкольников;

- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;

- воспитывать у участников проекта бережное отношение к самой книге;

- ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросу приобщения детей к чтению книг;

- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умение вести диалог, выразительно рассказывать, умение импровизировать.

 Целевая группа.

Дети 5-7 лет.

Условия реализации проекта.

Для реализации проекта необходимо соблюдать следующие правила:

Правила участия в буккроссинге:

 -   Посмотреть книги в своей библиотеке и «отпустить книги на волю» из «плена» книжного шкафа;

 - Выбрать книги, которыми вы хотите поделиться и принести их в детский сад, дайте возможность прочитать их другим детям и взрослым;

 - В книгу просим вложить небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда про- читана и тому подобное;

 - Книги приносить в хорошем состоянии;

 - Вы можете прийти и взять любую книгу или журнал себе, прочитать и отдать дру- гому человеку, или вернуть обратно;

 - На нашей книжной полке каждый найдёт для себя книгу по душе;

 - Принесённые вами книги принесут пользу, увлекут и порадуют многих читателей;

 - Просьба относиться к книгам бережно.

Содержание проекта.

1 этап – подготовительный.

Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: договаривается с родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами. Педагог проводит для родителей вводную беседу по теме «Буккроссинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешения детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты.

2 этап – раскрытие проблемы.

На первом этапе педагог в процессе беседы формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь, что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию - предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками. Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги и журналы, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет таких изданий - было бы здорово!

Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе обмена книгами детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на буккроссинг, можно придумать и воплотить для окружающих, то, что их порадует. Это может быть:

- создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;

- маленький театр по одной из прочитанной книги;

- выставка рисунков по прочитанным книгам;

- рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг;

3          этап — основной.

На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «буккроссингом», выбирая произведения, походящие по возрасту и организует выставку книг на полках. Учит детей и родителей где и как надо записывать книгу, которую взяли почитать. Затем дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После они   обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями решают, как можно интереснее рассказать другим детям об этой книге (создание поделок-сувениров по прочитанным книгам; маленький театр по одной из прочитанной книги; выставка рисунков по прочитанным книгам; рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг).

В ходе выполнения всех этих действий у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.

4 этап - итоговый.

Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации буккроссинга формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, в музыкальном зале, в своей группе.

На разных уровнях (дети, родители, педагоги) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации работы «Буккроссинг» в детском саду с целью анализа хода и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия.

Книги созданы, чтобы их читали, но многие забывают об этом. К сожалению, в современном мире, книги либо складывают на антресолях, где они пылятся до скончания веков, либо выкидывают. Ваши старые книги могут научить и вдохновлять многих – просто поделитесь ими через буккроссинг!

План реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

- Подготовка наглядно-дидактического материала по знакомству с различными жанрами художественной литературы.

 - Определение уровня знаний детей по проблеме. Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги?», «Что такое библиотека?», «Для чего нужна книга?», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга».

 - Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по данной проблеме. Опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей». Анкетирование с целью выявления самой читающей семьи.

 - Создание пространства в группе и за ее пределами для проведения проекта.

II–этап. Практический.

1. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Возрождение традиции чтения в кругу семьи.

2. Консультации для родителей «Путешествие книг или буккроссинг»

3. Регулярное чтение родителями произведений разных жанров детям в группе в свободное время.

4. Приобщение детей и родителей к регулярному посещению библиотеки.

5. Регулярные выставки рисунков и поделок по прочитанным произведениям.

6. Показ театральной постановки наиболее понравившихся произведений детям младших групп.

III-этап. Заключительный.

1. Активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом.

2. Подготовка презентации по результатам проекта.

Планируемые результаты. Способы их проверки.

- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;

- обогатить словарь, развить лексико-грамматический строй, связную речь детей;

- сформировать положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми;

- возрождать чтение в кругу семьи, традицию посещения библиотеки.

- активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом.

Перспектива развития проекта.

Мы искренне надеемся на то, что движениебуккроссингв нашем детском саду расширится и укрепится. Ведь книга –друг человека. И все вместе мы занимаемся важнейшимделом: возрождаем любовь к книге, а, следовательно, и к чтению! А начитанный человек –человек, преждевсего, грамотный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в детском саду у детей с ОВЗ»

Тезисы  к  докладу  по  теме:   «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском садуу детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»Соколовой Оль...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Современные приемы и методы здоровьесберегающих педагогических технологий, наиболее часто используемые в детском саду.

Системное и гармоничное использование приемов и методов здоровьесберегающих технологий, основанный на базовых природосообразных средствах реализации, позволяет эффективно поддерживать и корректировать...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её акт...

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи свое...

Использование современных педагогических технологий в работе логопеда в детском саду.

В данной презентации представлен мой опыт работы учителем-логопедом в детском саду. Большая часть материала посвящена современным педагогическим технологиям, применяемых на занятиях....