Статья
статья по развитию речи (младшая группа)

Асмоловская Мария Сергеевна

Пальчиковые игры как средство развития речи младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

              Выполнила: Асмоловская Мария Сергеевна

 

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..

   3

1.  Теоретические аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.        ……………………………………………………….

6

6

1.2. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...

10

2.  Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр………………

14

        2.1. Анализ уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………

14

2.2. Проектирование системы деятельности воспитателя в данном направлении в образовательной области «Речевое развитие»

21

Заключение………………………………………………………………

24

Список литературы………………………………………………………

25

                                                   

Введение      

                                               

                                                «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней.

Дошкольное детство - период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.

Вопросы речевого развития нашли свое отражение и в Федеральном государственном Образовательном стандарте ДОУ, где представлено образовательной областью речевое развитие.

Образовательная область Речевое развитие включает в себя:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Как известно, в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра, которая является одним из лучших способов развития речи и мышления детей. Именно игра доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.

Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Очень хорошо для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи активизируют внимание малышей и легко запоминаются. Тем самым задействованы не только пальцы рук, но и сам язык.

Актуальность данной работы заключается в следующем: пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Также помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»

Цель работы – описание процесса развития речи детей через игровую деятельность.

Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если систематически будут использоваться различные пальчиковые игры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть сущность и значение пальчиковых игр в младшем дошкольном возрасте и средства развития речи.

3. Выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать систему деятельности воспитателя в данном направлении в образовательной области «Речевое развитие»

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

1. Теоретические аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста, посредством использования пальчиковых игр.

1.1. Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

Младший, дошкольный возраст 3-4 лет, по мнению Д. Б. Эльконина, является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни ребенка. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. [11.c.54]

Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В общем, и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства. [15.c.27]

В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: "Что это?", "Как называется?", "Зачем?", "Куда?", "Откуда?". И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

М.И. Лисина отмечает, что к концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 - 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). [15.c.21]

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

Следует заметить, что в  процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, то есть у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она копотка, а не лопатка).

Согласно исследованиям Ф.А.Сохина, одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). [9.c.34]

В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п.

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей, в основном, носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка, в первые годы жизни, оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

1.2. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова) [13.c.37].

 Так, на основе обследования большого количества детей учеными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. [11.c.56]

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. [13.c.87]

Выдающийся ученый  И.П.Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям,  доказывая,  что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. [12.c.54]

Необходимо заметить, что тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

 Известно, что в работе над тонкой моторикой рук педагогами применяются пальчиковые игры следующих видов: Все пальчиковые упражнения условно разделяют на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук

- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и их делят на следующие виды:

Игры – манипуляции. К ним относят такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока - белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» и др.. Доказано, что эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам. А кроме того тексты можно не только произносить, но и петь, сопровождая их движениями рук и пальцев.

Одновременно со слушанием дети вместе с взрослым «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

Следует отметить, пальчиковые игры, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо.

Известно, что чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится связной и более эмоциональной. 

Необходимо заметить, что пальчиковые игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребёнка, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их воспитание детей.

2.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

2.1. Анализ уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста представляет интерес для всех воспитателей и является одним из основных направлений работы детского сада. В младшем дошкольном возрасте необходимо помочь ребенку заговорить. И если это сделать правильно, то в дальнейшем можно избежать серьезных речевых отклонений.

В младшей группе дошкольного возраста, велась работа по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».  Работа проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, в количестве 25 человек.

Необходимо заметить, что владение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественной и музыкальной деятельности.

Изучив научно-методическую литературу по развитию  речи детей, исходя из содержания Образовательной программы МАДОУ № 121, в основе которой лежит учебно-методический комплект  Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  и нормативно-правовые документы федерального  и регионального уровней: Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ№1155 от 17.10.2013г.); 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г.), были разработаны и реализованы на практике основные элементы системы работы по развитию речи детей посредством пальчиковых игр.

Большой опыт работы и педагогические условия проведения пальчиковых игр представлены в методической литературе следующих авторов: Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Из данной литературы была выбрана нужная информация для дальнейшей систематической работы с детьми. В работе по данной теме используются разнообразные формы работы с детьми. Следует отметить, что наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект.  Для работы с данной группой детей подобраны комплексы пальчиковых игр, в соответствии с тематикой комплексно – тематического планирования. Разработан цикл конструктов образовательных ситуаций по развитию речи с использованием пальчиковых игр. (Приложение № 3).

Необходимо заметить, что регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений способствуют поддержанию хорошего тонуса и настроения у детей.  

Перед игрой обязательным условием является обсуждение  содержания, сразу при этом отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

При выполнении упражнений, по возможности, вовлекаются все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям:

- овладеть навыком мелкой моторики;

- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д.;

- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;

- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;

- улучшить психические процессы (внимание, мышление, память);

- снять тревожность;

- проявлять творческие способности.

Одним из важных условий является организация пальчиковых игр  несколько раз в течение дня. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.

При повторении стихотворных строк и одновременное движение пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют такие игры с поочередной сменой сюжетов в них.

Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.

Особое внимание необходимо уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.

Речевой материал должен быть доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Именно в театрализованной игре создаются условия для непосредственного предметно – практического сотрудничества.  Родителями для проведения самостоятельно – игровой деятельности изготовлены куклы пальчикового театра («Теремок», «Репка», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» и др.)

Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, не создано детско-родительское сообщество, для которого характерно содействие друг другу.

В информационных уголках для родителей подробно представлена информация по теме: «Как развивать речь ребенка», «Пальчиковые игры для детей от мала до велика», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как формируется речь детей третьего года жизни».

Представляет интерес полученных результатов по эффективности использования пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Основными критериями, определяющими уровень развития речи детей, являются: активный словарный запас, смысловая сторона слова, грамматический строй речи, звуковая культура речи.

Следует заметить, что работа с воспитанниками по развитию речи в течение учебного года дала отчетливые результаты. У 25% детей улучшилось звукопроизношение, и обогатилась лексика. Повысился интерес к пальчиковым играм. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость.

Каждый ребенок развивается в своем темпе и главной задачей становится не подтягивать его к искусственно высокому уровню, а бережно и внимательно относиться к развитию ребенка, создавать условия для естественного и индивидуального роста воспитанников.

2.2. Проектирование системы деятельности воспитателя в данном направлении в образовательной области «Речевое развитие»

Одним из главных условий получения результатов, является, создание совместно с родителями, развивающей предметно-пространственной среды в группе. Для достижения положительных результатов у дошкольников, необходимо отметить условия, созданные в группе:

- центр «Сенсорики», куда вошли:

- различные контейнеры для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д;

- мозаика (мелкая и крупная);

- бусы и пуговицы разной величины;

- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

- шнуровки;

- наборы пластмассовых и деревянных палочек;

- разнообразные мелкие игрушки;

- массажные мячи.

- Центр «Маленький театр», куда вошли различные виды театров: Би – Ба - Бо, настольный театр, пальчиковый театр.

При подборке материалов учитывались возрастные закономерности развития воспитанников, включать материалы, которые обеспечивают интеграцию различных видов детской деятельности. Созданный в группе центр «Сенсорики» пользуется огромной популярностью. Дети в нем играют с пуговками, прищепками, камешками, мозаиками и др., развивая мелкую моторику. В совместной деятельности с педагогом эти игры сопровождались стихами.

Одним из условий положительного результата считается  новизна подхода к развитию речи у младших дошкольников.

Новизна подхода осуществляется в следующем:

- образовательный процесс построили на основе деятельностного подхода, где на первое место выступает не результат деятельности, а увлечённость её процессом;

- образовательный процесс, беседы и игры рассчитаны на детей 3-7 лет. При подборе материала соблюдали принцип амплификации;

- в работе использовали сочетание традиционных и нетрадиционных методов и приемов, позволяющих более эффективно решать поставленные задачи;

Взаимосвязь воспитателя, ребенка и семьи, предполагает обратную связь, что позволяет повысить эффективность работы.

Благодаря использованию новых подходов к решению данной проблемы повысилась эффективность работы с воспитанниками.  В работе гармонично сочетаются все методы и приемы, охватываются по возможности все виды детской деятельности, внесено разнообразие в формы работы.

Следующим условием будет тот факт, что работу по развитию речи у детей реализуется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Для этого необходимо использовать различные формы организации деятельности детей: игры, самостоятельную и совместную деятельность, театрализованные представления и т.д. Все эти формы организации тесно связаны между собой. В ходе работы воспитанники получают определенные знания, приобретают необходимые умения и навыки, которые закрепляются в совместной и самостоятельной деятельности.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают добиться хороших результатов. 

Заключение

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и личными наблюдениями из практики.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Список используемой литературы

 1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»/ - Новосибирск: Норматика, 2014. – 128с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ перспектива, 2014. – 32с.

3. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду (Под ред. М.А. Васильевой, Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) Издатель: "Мозайка-Синтез"

Год издания: 2005, страниц: 208

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (с изм. от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)

5. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / М. Аксенова // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.

6. Бабаева, Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду/ Т.И. Бабаева – М.: Просвещение, 2014. – 178с.

6. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики / Т.Ю. Бардышева. – М.: Просвещение, 2011. - 173с.

7. Белкина, В.Н., Васильева Н.Н.,Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2013. – 230с.

8. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2012. – 46с.

9. Бочкарёва, О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа/ О.И. Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2014. 117с.

10. Выгодский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 2012. – 533 с. 

11. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. – М.: 2014. – 296с.

12.Козырева, Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л.М. Козырева. - Екатеринбург: У - Фактория, 2013. – 178с.

13. Кольцова, М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игра-тренинг /М.М. Кольцова. – М.: Сага, 2012. – 217с.

14. Косинова, Е. Гимнастика для пальчиков / Е. Косинова. -  М.: Омега – Пресс, 2012. – 45с.

15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2013.  – 209с.

16. Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье / А.И. Максаков. -  М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 189с.

17.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина – М. : Просвещение,  2014. - 246с.

18. Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С, Рузина. – М.: Сфера, 2011. – 78 с.

19. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/Л.П. Савина. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2010. – 145с.

20.  Шмаков, С.А. Игры-шутки, игры-мишутки/ – М.: Просвещение, 2012. -215с..

21. Жирова, О.Б. Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс]/ О.Б. Жирова. – режим доступа: http://nsportal.ru. – дата обращения 20.03.15.

22. Левенских, А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр  [электронный ресурс]/  А. Левенских. – режим доступа: http://www.maam.ru. – дата обращения 13.03.15.

23. Мельникова, О.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников          [электронный ресурс]/ О.Е.Мельникова. – режим доступа: http://sekretpro.ru. дата обращения 10.03.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...