"Волшебное дерево"
методическая разработка по развитию речи

Хакимова Гульназ Наильевна

Дидактическое пособие

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.

Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года.  Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.

 Я думаю в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Я не являюсь исключением и хочу предложить свой вариант использования такого пособия.

 

Цель: сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе на основе дерева.

С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:

- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности на примере дерева;

- формировать первоначальные знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.;

- формировать  грамматический  строй речи (умение согласовывать существительные с прилагательными, глаголами, числительными, образовывать существительные множественного числа, форму существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;

- расширять и обогащать словарь детей по теме  «Времена года»;

- стимулировать творческую активность детей;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

 

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Дерево «Времена года» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

         К каждому времени года имеется набор мелких предметов с признаками времен года, которые крепятся при помощи кнопок, крючков, липучек. Со временем можно добавлять новые признаки и приметы времен годадля детей с дошкольного возраста.

Методические приемы работы с дидактическим пособием.

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.

По заданию педагога или самостоятельно дети могут развешивать модели и картинки предметов на дереве.

Как и в сказке К. Чуковского «Чудо-дерево» на нашем дереве могут вырасти не только листочки, яблоки, но и появляются сюрпризы и подарочки, интересные загадки и задания.

 

 

Игра «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о характерных признаках времен года.

Материал: предметные модели, картинки с признаками времен года, карточки с сезонной одеждой, магнитная доска.

Ход игры:

Вариант 1.

Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Далее педагог просит ребенка отобразить на макете дерева с помощью моделей, как в это время года выглядит дерево.

После того, как ребенок справился с заданием можно:

- попросить назвать месяцы данного времени года;

- спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;

- предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.

Например.

Педагог рассказывает:

 «Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»

 «С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»

«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает.  Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы. 

 «Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.»

Вариант 2.

Четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И каждое по-своему прекрасно. Нет ничего более постоянного, чем смена времён года.

Можно усложнить игру. Предложить ребенку расположить предметные модули на дереве, отображая все времена года начиная с зимы (весны…). Ребёнок должен зрительно разбить крону дерева на четыре сектора и развесить на них предметные модели, характерные для каждого сезона.

Для усвоения материала и более интересного проведения игры, можно использовать стихи и загадки.

 

 

Игра: «Небылица»

Цель: развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.

Материалы: предметные модели (листья, плоды, цветы, снежинки, зимующие и перелетные птицы), картинка кормушка, скворечник.

Ход игры.

Педагог на дереве располагает предметные модели. Затем предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли они размещены правильно.

Например. Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве скворечник, снежинки и птиц (ворону, снегиря, скворца).

Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.

Так же можно предложить детям самостоятельно составить небылицу по такому же принципу.

 

Игра: «Деревья – наши друзья!»

Цель: формировать у детей знания о пользе деревьев на планете.

Ход игры.

Педагог спрашивает у детей: «Знаете ли вы зачем нужны деревья?». После беседы, предлагает детям на макете дерева разместить карточки с условными обозначениями.

Например. Педагог зачитывает фразу:

 «Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать», а ребенок должен подобрать карточку символ к тому, что услышал.

«Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье»

«Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву»

«Деревья не дают ливням разрушать почву»

«Листва деревьев улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов в воздухе»

«Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. (Звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются)

«Деревья нам нужны, как источник древесины»

«Под кроной деревьев хорошо укрыться в жару. (В тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 С ниже, чем на открытом месте.)»

«А еще деревья очень украшают нашу землю!»

 

 

Ожидаемые результаты.

Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

 

Список использованных источников

 

1. Рыжикова Д.С. Развитие временных представлений у младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовое тематическое открытое занятие в средней группе «Волшебное дерево»

типовое тематическое занятие в средней группе "Волшебное дерево"...

Волшебное дерево

Тема: Волшебное дерево( нетрадиционное рисование) Цель: Развивать художественно-творческие способности. Задачи: закрепить  знания  детей  о  нетрадиционных...

занятие "Волшебное дерево"

занятие предусматривает рисование апельсинового дерева в нетрадиционной форме...

Интегрированное занятие:Окружающий мир- конструирование Волшебные деревья"

В этом конспекте занятия систематизируются знания детей о растениях, активизируется словарь, развивается мелкая моторика, творческое мышление, воспитывается любовь к окружающему миру природы....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....