Дидактические игры / упражнения
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)
В данном файле хочу представить дидактическое упражнение на обогащение словаря, дидактическую игру на усвоение значения слова, дидактические упражнения над смысловой стороной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры / упражнения | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое упражнение на обогащение словаря
«Кто, что делает?»
Возраст: средняя группа
Дидактическая задача: активизировать глагольную лексику детей
Игровая задача: помочь детям узнать о представителях профессии
Игровое правило: отвечает тот, кому передали волшебную палочку, громко, четко, говорить поочереди что делает представитель этой профессии
Игровой материал: волшебная палочка
Игровое действие: воспитатель передает волшубную палочку ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии. Для усложения упражнения можно предложить детям угадать представителя профессии.
Речевой материал:
Врач – лечит. Учитель– учит.
Продавец – продает. Маляр – красит.
Портной – шьёт. Дворник – подметает.
Музыкант – играет. Парикмахер – подстригает.
Воспитатель – воспитывает. Балерина - танцует
Пожарный - тушит. Художник - рисует.
Строитель - строит. Повар - готовит. Певица - поет.
Итог: молодцы, ребята, вы хорошо знаете профессии и кто, что делает.
Дидактическая игра на усвоение значения слова
“Скажи наоборот”
Возраст: средняя группа
Дидактическая задача: расширять словарь антонимов у детей
Игровая задача: помочь детям узнать слова-антонимы
Игровое действие: предлагаем взять ребенку мяч и произносим слово. Ребенок, возвращает мяч ,называет слово, противоположное по значению.
Игровое правило: не перебивать, говорит только тот, кому дали мяч, говорить громко и четко
Игровой материал: мяч
Игровое действие: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению.
Речевой материал: хорошо - плохо, день - ночь, весело - грустно, большой - маленький, высокий - низкий, жарко - холодно, друг - враг, широкий - узкий, сладкий - кислый, глубокий (канал) - узкий, молодой (человек) - пожилой, разрушать (дом) - строить, огромный (магазин) - маленький, светло - темно.
Итог: молодцы, ребята, вы хорошо знаете слова-антонимы.
Дидактические упражнения над смысловой стороной речи
"Найди нужное слово"
Возраст: старшая группа
Дидактическая задача: расширять словарь антонимов у детей, умение находить антонимы в загадках, подбирать антонимы к определенным словам.
Игровая задача: помочь детям найти слова-антонимы в загадках.
Игровой действие: предлагаем детям отгадать загадки о природе и найти в них слова-антонимы.
Игровое правило: не перебиваем друг друга, говорить громко и четко.
Игровое действие: воспитатель загадывает загадки о природе, детям нужно найти слова-антонимы и отгадать загадку.
Загадки:
1. Круглое и яркое, дарит всем тепло.
Встало утром рано, по небу пошло.
Закатилось вечером за леском.
Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)
А какие антонимы вы услышали в этой загадке? (утром-вечером)
2. Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)
Антонимы: мелкая-глубокая, тёмная-прозрачная.
3. Теперь просто послушайте загадку и отгадайте её:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
Подберите противоположные по смыслу слова (антонимы) к словам:
Черная ... - белая
большая...- маленькая
темнеет....- светает
Итог: молодцы, ребята, вы отгадали загадки о природе и смогли подобрать слова-антонимы.
"Подбери подходящее слово"
Возраст: средняя группа
Дидактическая задача: учить подбирать слова-антонимы к прилагательным и словосочетаниям
Игровая задача: помочь детям узнать слова-антонимы
Игровое правило: не перебивать, говорит только тот, кому дали мяч, говорить громко и четко
Игровой материал: мяч
Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает словосочетания, к которым нужно подобрать антонимы, ребенок возвращает мяч и говорит слово, которое подобрал.
Речевой материал:
- Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая).
- Кашу варят густую, а суп .... (жидкий).
- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).
- Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).
- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая).
- Сегодня был день тёплый, а вчера…(холодный).
- У Миши сегодня настроение хорошее, а у Вани… (плохое).
Итог: молодцы, ребята, вы хорошо знаете слова-антонимы.
"Найди противоположное слово"
Возраст: средняя группа
Дидактическая задача: учить подбирать противоположное слово
Игровая задача: помочь детям научиться подбирать противоложные слова.
Игровое правило: не перебивать, говорить громко и четко.
Игровое действие: воспитатель говорит словосочетание или предложение, а дети называют противоположное слово по значению.
Речевой материал:
Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая). Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...( темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактические игры, упражнения, вопросыДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПОпрограмме «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....
Дидактическая игра - упражнение "Буквы на бале - маскараде" (авторская)
Игра, способствующая развитию умения преобразовывать буквы из одной в другую, развитию воображения...
Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы.
Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры и загадки для детей. Игры для социально-коммуникатив...
дидактические игры, упражнения по обучению порядковому счету; Ознакомление с цифрами
Дидактические игры по обучению детей порядковому счетуИгры для упражнения в порядковом счетеупражнения на ознакомление с цифрамиЗнакомство с цифрами в игреДидактическая игра по ознакомлению с цифрами ...
Музыкально - дидактические игры - упражнения по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Как развить у детей творческие способности, мимику, пантомимику, воображение, фантазию и др.? Как не бояться детям быть смешными, побороть стеснение перед другими детьми в совместн...
Дидактические игры-упражнения по развитию речи в средней группе
Дидактические игры-упражнения по развитию речи в средней группе...
Материал по лексической теме «Весна»: дидактические игры, упражнения, игры-эксперименты и т.д. (в средней группе для детей с ТНР)
Материал по текущей лексической теме «Весна» в средней группе для детей с ТНР.Материал подойдет педагогам, логопедам и родителям....