Консультация "Здоровьесберегающие технологии"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и улучшение всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме «Здоровьесберегающие технологии»

Поэтому одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в деятельности учителя - логопеда является использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее. В практической деятельности учителя - логопеда применяются следующие здоровьесберегающие компоненты.

1. Дыхательная гимнастика и развитие голоса.
 Упражнения дыхательной гимнастики используются как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленная на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
 На занятиях дети учатся правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания), развиваем такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность
 Для развития дыхания используются игры и упражнения: «Забей мяч в ворота»,  «Сдуй пушинку, бабочку» и т. п. Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываются возможности каждого ребенка.
 Дыхательные упражнения соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса (силы и достаточной высоты).
 Для преодоления твердой атаки голоса (формирования мягкости) используется пропевание гласных на одном тоне (например, упражнение «Щенок скулит»), с повышением и понижением голоса, с усилением и ослаблением силы (громкости) голоса. Для этого используются игры «Эхо», картинки-схемы, например, «Лесенка» (пропевание гласного с повышением и понижением тона), игры «Далеко–близко» (изменение силы голоса), «Большой-маленький» (изменение голоса по высоте).

2. Артикуляционная гимнастика.
 Важной и неотъемлемой частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;                                          
– улучшить подвижность артикуляционных органов;                                                                         

 – укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;                                                                                  

 – уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

3. Зрительная гимнастика.
 Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение 1–2 минут в середине занятия.

4. Физкультминутки. Развитие общей моторики. Речь с движением.
Физкультурная минутка состоит из нескольких упражнений для больших групп мышц. Основные задачи физкультминутки – снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи.

5. Пальчиковая гимнастика.
 Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
 Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.
 Упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры подобраны. Проводятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Пальчиковую гимнастику можно сопровождать речью, музыкой, что будет способствовать формированию правильного ритма и темпа речи.

6
. Су-Джок терапия.
 Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах (су – кисть, джок – стопа). Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам и т. д. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук происходит при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу можно проводить на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом.
7. Упражнения на релаксацию.
 Комплекс используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство во время логопедического занятия, можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...