НОД "Весенний первоцвет"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Расширение и уточнение словаря по теме « Весна. Весенний первоцвет»

( весна, проталинка, подснежник, тюльпан, мать – и – мачеха, цветок, стебель, первоцвет, нежный,)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Весенний первоцвет»

Цель:  

- Расширить представления по теме « Весна. Весенний первоцвет»

Образовательные задачи:

- Закрепление знания примет весны.

- Расширение и уточнение словаря по теме « Весна. Весенний первоцвет»

( весна, проталинка, подснежник, тюльпан, мать – и – мачеха, цветок, стебель, первоцвет, нежный,)

Развивающие задачи:

- Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

- Развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание.

- Развивать и уметь дифференцировать свистящие и шипящие звуки.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

НОД: образовательные области «Развитие речи»  и «Познавательное развитие».

Материал: мяч, картинки по теме «Весенние цветы», картинки  со звуками С и Ш, мнемосхемы.

Непосредственно - образовательная деятельность:

Дети заходят под музыку в зал.

1.Организационный момент

Логопед: -  Сошли снега

                    Шумит вода.

                    Все оживает

                   Когда это бывает?

Дети: Весна

Логопед: Весна пришла и что произошло в природе? ( игра с мячом)

Дети: - Весна пришла, и солнце светит ярко.

           - Весна пришла и травка зазеленела.

           - Весна пришла,  и на деревьях набухли почки.

          - Весна пришла,  расцвели цветы, прилетели птицы и проснулись животные.

Логопед: - Молодцы ребята. Посмотрите что это?

Дети: - солнце.

Логопед: - Составим синквейн к слову солнце.

Дети по мнемосхеме составляют синквейн слова « солнце»

Дети: 1.Солнце

           2.Яркое, теплое

           3.Греет, ласкает, припекает

           4. Весной солнце светит ярко.

           5.Луч

 Логопед:  Отшумела злая вьюга

                      Стала ночь короче дня

                      Теплый ветер дует с юга

                      Капли падают звеня.

- Покажем, как капает капель.

   Пальчиковая гимнастика: Капля раз, капля два, капли медленно сперва

                                                Стали капли поспешать, капля каплю догонять.

Логопед: - Что такое капель?

Дети: - Этот когда сосульки капают.

Логопед: -  Весной на открытых местах, где снег успел, растаять появляются первые цветы.  Как это место называется?

Дети: - проталинки.( повторяют все вместе, индивидуально)

2.Работа по картинкам

Логопед: -  Отгадайте, какой цветок на проталинке весной расцвел

 Первый вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится

Хоть и маленький.

Дети: - Подснежник.

3.Логопед: - Давайте присядем, как будто мы с вами в степи и я вам расскажу сказку:

Завыл зимний ветер, а в домике тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало.   И застучали по цветочной луковице. Цветок встал, потянулся вверх на зеленом стебле и очутился в снегу.   (показать цветок)

Ему было так радостно. Ребята улыбнитесь подснежнику. Но вдруг подул сильный ветер. ( холодный ветер дует – с-с –с).    Как жалко стало подснежника. Он первый весенний первоцвет. Какой он?

Дети: - красивый, весенний, первый, нежный, белый.

Логопед: - От ваших слов подснежнику сделалось так хорошо, как от теплых солнечных лучей. Поможем первоцвету, подуем на него своим теплым ветерком (ш-ш-ш).  Потом он спрячется в своем домике – луковице, что находиться в земле, будет отдыхать, набираться сил.

Логопед:  Кто мне расскажет о подснежнике.

Дети: - Подснежник – это весенний первоцвет.  Он красивый, белый, нежный цветок. У него тонкий стебелек, длинные листики.

4. Физкультминутка: « Весна»

Весна! Пришла весна  (хлопают в ладоши)

Тепло на крыльях принесла (короткие взмахи руками)

И вот на самом солнцепеке (топают на месте)

Расцвел подснежник голубой (руками изображать подснежник)

Он не боится холодов (наклоны вправо- влево)

Он первенец среди цветов (повороты вправо – влево)

5.Загадки

 Логопед:-  Подснежник расцвел у нас в степи. А еще, какие весенние первоцветы растут у нас в степи?

Загадки:

 - Замечательный цветок

Словно яркий огонек

Пышный важный словно пан,

Нежный, бархатный (тюльпан).

- Золотые лепестки, хрупкий стебелек.

Распустился солнечный цветок.

Только тучка набежала-

Сжались лепесточки.

На зеленых лепестках круглые комочки. ( мать -и- мачеха)

   6. Игра на внимательность: « 4 – лишний»

Мать –и – мачеха, подснежник, тюльпан, роза.

Кактус, тюльпан, подснежник, мать –и – мачеха.

Рисовать, фотографировать, собирать, любоваться.

7.Дифференциация звуков. Птицы пролетали и картинки потеряли. Соберите, возьмите каждый по картинке.

 Картинки. Определи какое слово со звуком С и Ш.

С: суслик, сайгак, солнце.

Ш: шарф, шапка, шуба.

8. Логопед: -  О чем мы сегодня говорили?

Дети: - О весне, весенних первоцветах.

 Логопед: - Ребята весной природа оживает.

Фонетическое упражнение: « Весна»

Весело аукнула из степи весна.

Суслик выглянул из норки

( изображать суслика)

Удивился на пороге

Огляделся, потянулся

И весне он улыбнулся

( улыбочка)  С-С-С

Высунув свой нос из норки ( дышим носом)

Покатился ежик с горки

( пальцы в кулачки. Двигают кулачками по кругу)

Высунув из норки нос,

Еж шагнул прямо в сугроб.

( делают один шаг вперед)

Испугался, зафырчал – Ф-Ф-Ф

На ветках коричневых

Грянул птичий хор

И зазвучал так весело

 Весенний перезвон ( Чив- чив, Чик – чирик, Фью- фью, Кро- кро).

9. Итог: Логопед: - На этом мы заканчиваем с вами. Молодцы все сегодня многое запомнили, усвоили. Что нужно делать для того, чтобы у нас в степи росли и не исчезали весенние первоцветы?

 Дети: - Не срывать, не собирать, беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Первоцветы"

Проект "Первоцветы" знакомит детей с разнообразием цветущих  садовых и лесных цветах, их связью со средой обитания....

Консультация для родителей "Первоцветы"

Лексическая тема: "Первоцветы"...

Конспект занятия по экологии. Тема: "Дальневосточные первоцветы" старшая группа.

Конспект из цикла занятий по ознакомлению детей с флорой и фауной Приморского края....

"Берегите первоцветы". Театарализованное представление в рамках городской операции "Первоцвет-2014"

Открытое мероприятие «Берегите первоцветы»Принимают участие дети детского сада, агитбригада –дети средней группы №6 «Пчёлки», воспитатели и родители.Ведущий: Есть одна планета-сад  в этом космосе...

Сценарий весеннего развлечения "Язгы чәчәкләр. Весенние первоцветы" ( Акция сохрани первоцветы...)

Сценарий весеннего развлечения "Язгы чәчәкләр. Весенние первоцветы"...

Информация для родителей "Первоцветы - вестники весны". По следам экологического проекта "Первоцветы - дар крымского леса" во 2 младшей группе.

19 апреля отмечается Всемирный День подснежника.Впервые его начали отмечать в Англии. В нашей стране под названием «подснежник» скрывается множество первоцветов. Не успеет крымская  з...

Дидактический материал «Изучаем первоцветы» для проведения занятий по теме «Первоцветы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса через игровую деятельность, в процессе ознакомления с первоцветами....