Образовательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Такие разные книги».
проект по развитию речи (младшая группа)

Агафонцева Светлана Николаевна

Дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития интереса к чтению художественной литературы. С самого раннего возраста надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать ее в руках, прелистывать листочки, знать ее место на книжной полке, зхапоминать название, автора.

Поэтому и началась работа над этим проектом. Наши маленькие дети не умеют читать сами, но они учатся слушать и слышать, смотреть и видеть, учатся запоминать и учить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_knigi_2-3_goda.docx43.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение № 14 «Сказка»

город Дубна Московской области

Образовательный проект

 для детей младшего

дошкольного возраста

«Такие разные книги».

Воспитатель:

Агафонцева С.Н., I кв. категория

2020 – 2021 гг.

Проблема: развитие интереса детей младшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы, любовь к книгам.

Актуальность.

        В последние годы заметно снижается интерес к книге как у взрослых, так и у детей. Из опыта работы с детьми разного возраста (от раннего младшего возраста и до старшей и подготовительной к школе группы) мы часто видим, что некоторым детям совсем не интересно, когда читают книги. Во время чтения такие дети заняты какими-то своими делами, они не внимательны, не могут ответить на вопрос по содержанию, рассказать, что понравилось, а что нет в произведении. Очень часто дети не могу назвать детских писателей, а персонажей литературных произведений знают только по мультфильмам или художественным фильмам, где само литературное произведение изменено.

        В современном мире изменились жизненные ценности и позиции взрослых по отношению к совместному чтению с детьми. Многие родители считают не обязательным читать ребенку книги, рассматривать в них иллюстрации, рассказывать перед сном сказку, когда можно просто включить компьютер, телевизор, планшет и ребенок сам все посмотрит.

        Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня стоит очень остро. В 70-80 гг., когда красиво иллюстрированные и популярные детские книги было трудно купить, во многих семьях были домашние библиотеки, многие и взрослые, и дети ходили в городские библиотеки, обменивались книгами, делились впечатлениями о прочитанном.

        Сейчас же, когда в магазинах изобилие разных книг: и красиво иллюстрированных, и любых авторов и направлений, а читать стали меньше, а детям – еще меньше.

        Дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития интереса к чтению художественной литературы. С самого раннего возраста надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать ее в руках, перелистывать странички, знать ее место на книжной полке, запоминать название, автора.

        Поэтому в этом учебном году и началась работа над этим проектом. Наши маленькие дети не умеют читать сами, но они учатся слушать и слышать, учатся смотреть и видеть., учатся запоминать и учить.

Цель Проекта - формирование интереса у детей к художественной литературе в тесном взаимодействии с семьей.

Задачи Проекта

Для детей:

  • сформировать у детей устойчивый интерес к книжной культуре; прививать любовь детей к художественной литературе;
  • сформировать у детей бережное отношение к книге;  
  • научить слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи);
  • развивать умение детей эмоционально откликаться на литературное произведение: сопереживать героям, радоваться или огорчаться и т.д.;
  • сформировать у детей умение слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения;
  • развивать речевую активность детей, предоставляя возможность повторять вслед за взрослым слова и фразы из знакомых сказок, стихотворений;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развить память детей посредством заучивания стихотворений;
  • способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.

Для педагогов:

  • создать условия для приобщения воспитанников к художественной литературе посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды;
  • совершенствовать систему планирования воспитательно-образовательного процесса по вопросам ознакомления воспитанников с художественной литературой;
  • подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы с воспитанниками по ознакомлению с художественной литературой;
  • определить наиболее эффективные формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию интереса к художественной культуре;
  • расширить представления родителей (законных представителей) о важности чтения книг;
  • способствовать поддержанию семейного чтения;
  • привлечь родителей к совместным мероприятиям с ДОУ по приобщению детей к художественной литературе.

Для родителей (законных представителей): повысить компетентность по вопросам приобщения детей к художественной литературе.

Ожидаемый результат Проекта:

У детей:

  • сформирован интерес к книжной культуре;
  • сформировано бережное отношение к книге;
  • наблюдается проявление интереса к художественной литературе;
  • сформировано умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи);
  • наблюдается умение эмоционально откликаются на литературное произведение: сопереживать героям, радоваться, огорчаться и т.д.;
  • сформировано умение слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения;
  • сформировано умение повторять вслед за взрослым слова и фразы из знакомых сказок, стихотворений;
  • сформировано умение выражать свою просьбу словами, задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
  • совершенствовано умение заучивать короткие стихотворения;
  • совершенствовано умение проявлять самостоятельность, активность в игре с персонажами – игрушками.

Для педагогов:

  • обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы, созданы условия для приобщения воспитанников к художественной литературе;
  • совершенствована система планирования воспитательно-образовательного процесса по вопросам ознакомления воспитанников с художественной литературой;
  • определены наиболее эффективные методы и приемы работы с воспитанниками по ознакомлению с художественной литературой;
  • определены наиболее эффективные формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию интереса к художественной культуре.

Для родителей (законных представителей): повысилась компетентность по вопросам приобщения детей к художественной литературе.

Участники Проекта.

Дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители (законные представители).

Продолжительность Проекта – долгосрочный (01.11.2020 – 31.05.2021г.)

Этапы реализации Проекта.

1. Подготовительный. Определение актуальности темы Проекта, постановка цели и задач, определение условий, необходимых для реализации Проекта (01.11 – 22.11)

2. Основной. Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей и участия родителей (законных представителей) воспитанников. (22.11 – 21.05)

3. Заключительный. Оценка результативности реализации Проекта – определение соотношения прогнозируемых результатов с полученными. (21.05 – 31.05)

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Книга в жизни ребенка / Н.Е. Веракса. – Текст: непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2009. - № 4.

2. Шеховцова Л. Д. Роль книги в развитии ребенка / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Р. И. Маркова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 3-6.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 2–4 года / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.

Подготовительный этап.

  1. Анализ методической литературы по теме «Приобщение детей раннего возраста к  художественной литературе».
  2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, соответствующей целям и задачам Проекта.
  3. Проведение анкетирования родителей по теме «Книга в вашем доме».
  4. Разработка плана основных мероприятий Проекта.
  5. Подготовка материалов и оборудования для реализации Проекта.
  6. Чтение художественной литературы, соответствующей блокам Проекта.

Практический этап.

  Блок 1 «Русский фольклор: потешки, считалки, игры»

Сроки

№ п/п

Содержание

Цели

1

Чтение потешек, считалок, закличек

Знакомить детей с устным народным творчеством, с русским фольклором

2

Дидактическая игра «Расскажи потешку»

Учить детей рассказывать знакомые потешки с использованием иллюстраций.

3

Обогащение РППС

Иллюстрации к потешкам, фигурки животных

4

 Работа с родителями.

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей младшего возраста».

5

Развлечение «Наши любимые потешки»

Учить детей рассказывать потешки, прививать любовь к народному творчеству

Блок 2 «Русские народные сказки для малышей»

Сроки

№ п/п

Содержание

Цели

1

Чтение рус.нар.сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и Медведь» и др.

Знакомить детей с рус. нар. сказками, с персонажами этих сказок. Учить давать характеристику героям.

2

Просмотр мультфильма «Колобок».

Профилактика нервного напряжения. Доставить детям радость.

3

Обогащение РППС

Фигурки-оригами героев сказки.

4

 Работа с родителями.

Папка-передвижка для родителей «Мы показываем сказку».

5

Викторина по рус. нар. сказкам.

Учить детей

Блок 3 «Авторские сказки для самых маленьких» (В. Сутеев, К. Чуковский, Б. Заходер и др.)

Сроки

№ п/п

Содержание

Цели

1

Чтение сказок: В. Сутеев. «Кто сказал «мяу?», К. Чуковский. «Федотка», «Путаница», С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

Знакомить детей со сказками, которые написали авторы, с персонажами этих сказок.

2

Дидактическая игра «Из какой сказки?» по произведениям К. Чуковского.

Повторить с детьми сказки К. Чуковского.

3

Обогащение РППС

Маски героев сказки.

4

Работа с родителями.

Консультация «Нужно ли читать детям сказки?»

5

Игра-драматизация по сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу?»

Знакомить детей с авторской сказкой.

Блок 4 «Произведения о животных» (Е. Чарушин, К Ушинский, С. Маршак и др.

Сроки

№ п/п

Содержание

Цели

1

Чтение В. Бианки. «Лис и мышонок», С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...», «Три
медведя».

Знакомить детей с художественными произведениями о животных.

2

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.  Бианки, С. Маршака, Л. Толстого.

Учить детей сопоставлять описание животного автором с изображением в книге.

3

Обогащение РППС.

Выставка книг В. Бианки.

4

Работа с родителями.

Консультация «Почитайте детям о животных».

5

Игра-развлечение «Угадай животное».

Учить детей узнавать животное, правильно называть произведение.

Блок 5 «Про все на свете» (произведения Г. Остера, И. Токмаковой, Д. Хармса и др.)

Сроки

№ п/п

Содержание

Цели

1

Чтение В. Берестов. «Больная кукла», Н. Саконская. «Где мой пальчик?», Н. Павлова. «Земляничка».

Знакомить детей с художественными произведениями разных авторов.

2,5

Заучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой пальчик?»

Учить детей запоминать стихотворение, развивать память.

3

Обогащение РППС.

Иллюстрации к произведениям.

4

Работа с родителями.

Папка-передвижка «Чтение для детей раннего возраста».

Блок 6 «Произведения А. Барто»

Сроки

№ п/п

Содержание

Цели

1

Чтение А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «игрушки»), «Кто как
кричит»; «Кораблик», А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка».

Знакомить детей с произведениями А. Барто.

2

Заучивание стихотворений из цикла «Игрушки».

Учить детей выразительно рассказывать стихотворения.

3

Обогащение РППС

Картинки с изображением игрушек.

4

Работа с родителями.

Видеоролик для родителей «Стихи А. Барто.»

5

Рассказывание стихотворений перед другими детьми.

Учить детей громко рассказывать стихотворение, не стесняться.

Заключительный этап.

  1. Итоговое мероприятие. Совместный с родителями досуг «Наши любимые книжки».
  2. Выставка совместных детско-родительских творческих работ «По страницам любимых книг».
  3. Подготовка презентации «Такие разные книги».

Приложение к Проекту.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №14 «Сказка»

город Дубна Московской области

Викторина для детей

младшего возраста

по русским народным сказкам.

Воспитатель первой квалификационной категории:

Агафонцева С.Н.

2020 г.

Цель: закрепить знания детей о прочитанных русских народных сказках.

Задачи: 

  • Уточнять и обогащать знания детей о произведениях устного народного творчества, о героях русских народных сказок.
  • Учить узнавать сказку по заданию.
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать выразительность речи при произношении песенок, слов из сказки.
  • Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
  • Способствовать развитию памяти, мышления, внимания.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материал: Волшебная книга, картинки с иллюстрациями сказок, теремок и герои этой сказки на магнитной доске, разрезные картинки, картинки по правилам пользования книгой, книги с русскими народными сказками, игрушка Колобок.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Кот, петух и лиса».

Содержание викторины:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки. А у меня есть волшебная книга, где собраны многие сказки. Сейчас мы с вами выберем одну из них и почитаем. (Воспитатель листает книгу.) Только что-то я ничего не понимаю. Все страницы перепутаны.  Кто-то брал мою книгу, перепутал все страницы и все сказки перемешались. Поможете мне навести порядок в книге? (Ответы детей.)

- Тогда первое задание. Я читаю вам загадку, а вы находите в группе страницу из этой сказки.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?  («Семеро козлят»)

Я по коробу скребён,

По амбару метён,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок,

Это сказка? («Колобок»)

Зайца выгнала лиса,

Плачет заяц: «Вот беда»

Стали звери помогать,

Лису из дома выгонять

Ни собаки, ни медведь лису не смогли одолеть,

Только смелый петушок, зайчику помог. («Заюшкина избушка»)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. («Маша и медведь»)

Воспитатель: 

- Молодцы, ребята! Все страницы собрали. А из каких сказок мы нашли страницы?

Дети:

-  «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».

Воспитатель:

-  Страницы мы собрали, теперь я могу вам и сказку прочитать.

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошли дед с бабкой репку тянуть. Тянут-потянут, вытянуть не могут, позвали они волка и вытянули репку»

Все правильно в этой сказке?

(Дети находят что неправильно прочитал воспитатель).

Воспитатель:

- А кто же помог деду и бабке?

 Дети:

- Дед и бабка позвали на помощь внучку, Жучку, кошку, мышку и тогда вытянули репку.

Воспитатель:

-  Оказывается, ребята, страницы – то мы собрали, но они  все  в книге перепутались. Наведем порядок в книге? Я буду читать сказку, вы внимательно слушать, а потом скажете, что же было не так как в сказке.

«Побежала Машенька дальше.

Видит — стоит груша, вся румяными грушами увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Груша, груша скажи, куда баба-яга моего братца понесла?

Вспитатель:

-  Что в этой сказке неправильно?

Дети: 

- Сестрица Аленушка искала братца, которого унесли гуси-лебеди, а не баба-Яга. И в лесу стояла яблоня, а не груша.

(Звучит волшебная музыка.)

Воспитатель:

-Какие вы молодцы. Все правильно ответили  и встали все страницы на место в книге.

-  А нам с вами пора немного отдохнуть. К нам прикатился Колобок. Он хочет с вами немного поиграть.

Физкультминутка «Колобок»

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (хлопаем в ладоши)

Прыг да скок, прыг да скок, пустился по дорожке (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю).

Воспитатель:

-  А я еще одну загадку вспомнила.

Он не низок, не высок

Вырос в поле… (Теремок)

(Воспитатель вместе с детьми подходит к теремку.)

Воспитатель:

-  Ребята, давайте расселим героев сказки в Теремок. Кто в теремке жил? Как правильно звали лягушку, зайку, лисичку… Что сказала лягушка, когда подошла к теремку?

Дети вспоминают сказку и расселяют зверей в теремке.

Воспитатель:

Ребята, а я еще странички нашла, только вот их кто-то разорвал. Попробуем собрать?

Дети собирают картинки.

В: Ребята, скажите, страницы в книгах можно рвать? Как нужно обращаться с книгой?

В: Вот и собрали мы все сказки. Волшебная книга вас благодарит и дарит вам новые сказки. (Воспитатель показывает детям новую книгу.) мы их обязательно почитаем с вами вместе.

 

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №14 «Сказка»

г. Дубна Московской области

Развлечение для детей

младшего дошкольного возраста

«Наши любимые потешки»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Агафонцева С. Н.

2021 г.

Цель: развивать интерес детей к малым формам устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие: учить рассказывать потешки.

Развивающие:

  • развивать речь детей;
  • развивать память детей;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материалы: кукла – бабушка, погремушки, кошка – игрушка.

Ход развлечения:

Звучит песня «Во поле березка стояла». Под музыку дети садятся на стульчики, слушают песню.

Воспитатель:

-Ребята, послушайте, какая красивая музыка звучит: плавная, спокойная. Как будто бабушка песню поет. (Раздается стук в дверь.)

- Кто-то к нам идет. (Входит бабушка.)

Бабушка:

- Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я – бабушка Арина, пришла вас повеселить.

Воспитатель:

- Давайте поздороваемся с бабушкой Ариной. (Дети здороваются.)

Бабушка:

- Я сейчас посмотрю как вы проснулись и умылись.

Потешка «Вот проснулись».

Вот проснулись,

Потянулись.

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки?

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними.

Воспитатель:

- Ребята, давайте поиграем с погремушками.

Танец с погремушками.

Бабушка:

- Молодцы, ребятишки! А теперь покажем, как вы умывались.

Потешка «Водичка-водичка».

Водичка – водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Бабушка:

- Вот вы какие молодцы! Ребята, а я пришла не одна. (Бабушка берет кошку – игрушку.) Со мной пришел котик Барсик.

Бабушка рассказывает потешку «Выйдет котик в огород».

Выйдет котик в огород –

Всполошится весь народ:

И петух, и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут кот угощать.

Бабушка:

- Котик хочет угостить вас булочками.

Бабушка рассказывает потешку «Пошел котик на торжок» и угощает детей булочками.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

- Самому ли съесть,

Или Маше отнесть?

Воспитатель:

- Давайте все вместе, дружно скажем Барсику «Спасибо» за вкусные булочки. (Дети благодарят Барсика.)

- А мы тоже приготовили что-то вкусненькое для котика. Ребята, чем мы угостим Барсика? («Молочком».)

Бабушка подносит котика к своему уху, кивает головой.

- Барсик говорит вам «спасибо», молоко было очень вкусное.

- А теперь нам пора уходить. Вы все нам так понравились, что мы скоро придем к вам еще.

Воспитатель:

- Мы с ребятами будем вас ждать. До свидания, бабушка Арина и Барсик! (Дети прощаются.)

- А вам, ребята, понравились потешки, которые рассказывала бабушка Арина? (Ответы детей.) В следующий раз она расскажет нам новые,  а мы приготовим для нее свои потешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"

Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....

Конспект организованной образовательной деятельности детей на тему: «МАМЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАМЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ» Во второй младшей группе

упражнять в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер), развивать слуховое восприятие; ...

Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста "Такие разные книги в сказочном сундучке»

Конспект НОД «Такие разные книги в сказочном сундучке» старшая группаЦель: Способствовать обобщению представлений детей о книгах: видах, жанрах, назначении.·Развитие интереса детей к сказкам;·Расширен...

Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»

Методическая разработка конспекта  интегрированной непосредственно -  образовательной деятельности по сенсорике с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»В результате НОД восп...

Игра для детей раннего возраста "Такие разные птицы"

Игра для детей с рассмариванием птиц, выделить их отличительные черты, игра "Угадай птичку"...

Презентация для детей среднего возраста "Такой удивительный север"

Цели: продолжать устанавливать причинно-следственные связи между особенностями климата Севера живой природой, жизнью людей. Развивать у познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе....