Методическая разработка на тему "Путешествие по реке времени. История появления лампочки"
методическая разработка

Майорова Наталия Николаевна

 знакомство с историей возникновения  лампочки..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЛАМПОЧКИ»

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: 5 – 6 ЛЕТ

 

Подготовила :

Н.Н.Майорова

                                                                                                        

               

Санкт-Петербург

2020

Цель:  развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе знакомства с историей возникновения  лампочки..

Программные задачи:

Образовательные:

  1. познакомить с историей возникновения электрической лампочки
  2. расширять знания о различных видах освещения и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  3. формировать представления о временных отношениях на примере особенностей освещения в разных временах

Развивающие:

  1. развивать интерес к прошлому предметов;

        2.Развивать коммуникативные умения (слушать,  вести диалог, высказывать суждения).

                    3. Развивать практическое мышление, зрительное, слуховое и тактильное внимание.

Воспитательные:

1.воспитывать уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения лампочки;

  1. воспитывать доброжелательное отношения, умение взаимодействовать, договариваться.

Формы совместной деятельности:

-  совместное выполнение практических действий

-  дискуссия

- проблемная ситуация познавательной направленности

- ситуации общения и взаимодействия

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная, практическая,

Метод: словесный, наглядный, практический, игровой, ИКТ

Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Материалы:

Коробка с сюрпризом, различные виды лампочек, лучина, свеча, карточки для игры «Лента времени»

Методическое обеспечение

 - О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» 

В группу заходит воспитатель в руках у него коробка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками, если хотите узнать, что я вам принёсла, отгадайте загадку:

И не Солнце, и не свечка,

Но горит она и светит,

Формой грушу вам напомнит,

Светом комнату наполнит!

Ответ: Лампочка

Горит, нагревается,

Падает, разбивается,

Размером мала,

Много свечей,

В себя вобрала!

Ответ: Лампочка

Ответы детей.

 Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это электрические лампочки.  Посмотрите, какие они, что вы о них можете сказать? Для чего они нам нужны?

- Как вы думаете, а всегда ли были лампочки?

 - А чем раньше пользовались люди для освещения?

 - Вы хотите узнать о прошлом нашей лампочки?

 - Я тоже очень хочу.  Ребята, вы любите путешествовать?

 - Хотите, мы с вами сегодня отправимся в путешествие?

Воспитатель: А, как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие по реке времени?

Ответы детей: На ковре самолете, на летучем голландце, в сапогах скороходах, в ступе бабы яги, на машине времени.

Воспитатель: Кто за то, чтобы отправиться на машине времени поднимите руки. Что значит машина времени?

Дети: Это значит мы можем попасть в прошлое, настоящее или будущее.

Воспитатель: Тогда скорее в машину времени! (Слайд 1 машина). Нам пора расставить все по своим местам. Вы Готовы? Начинаем обратный отсчет от 10. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Поехали!

Воспитатель:  1 остановка Древность

Начнем наше путешествие в то время, когда люди жили в пещерах. (Слайд2 пещера ) 

Давайте посмотрим  как жили древние люди в пещерах?( Слайд 3 пещера внутри)

 -  Но нас интересует, как освещалась пещера?

 - Правильно, ребята от костра в пещере становилось светлее.
 - Как вы думаете, трудно ли человеку передвигаться в ночное время? Почему?

 - Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Ответы детей.

 - Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать бересту. Так появился факел. (Слайд 4 факел) С факелами не только ходили по улице, но и укрепляли в замках на стенах для освещения помещения (Слайд 5 средневековый замок освещенный факелами)

 - Как вы думаете, удобно ли было нашим предкам освещать помещения при помощи костра и факела?

 - Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Но время не стоит на месте. Нам пора отправляться дальше, проходите в машину времени. Дети считают от 5 до 1.

Воспитатель: 2 остановка. Эпоха Старина.

Что такое эпоха?

Ответы детей:

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами в горнице, где молодые девушки прядут свои золотые нити. Как вы думаете, какой предмет освещал помещение в это время?

 (Слайд 6 горница). Люди придумали лучину. Посмотрите, это обыкновенная деревянная щепка, заострённая на конце.

 Обычно лучину получали из берёзы, она лучше горит. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. (Слайд 7 светец) Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались. Как вы думаете, если мы сейчас зажжем лучину, у нас будет светло, хорошо будет видно?

- Надолго нам хватит лучины?

 - Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно!

Прошли годы. И человек придумал более удобный предмет для освещения. Подумайте, что это за предмет?
Ответы детей.
 Воспитатель:  Правильно, это свеча.  Вы все видели свечу?

 - Кто знает, как она устроена?

Ответы детей.

 - Правильно внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, он зажигает свечу. Свечи сделаны из пчелиного воска.

 - Как вы думаете, долго ли может гореть свеча?

 -  Чем неудобна свеча?

Ответы детей.

 -  Действительно, ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

 Воспитатель:  Прошли годы. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Слайд 8 керосиновая лампа). Такие лампы ставили на стол, вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло. Может кто-то видел керосиновую лампу.

 - Удобнее ли керосиновая лампа, чем свеча?

 -  Действительно, керосиновая лампа горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной.

Физминутка «Мы – шоферы»(под музыку)

Едем, едем на машине, Имитируют движения рулем.

Нажимаем на педаль. Ногу сгибают, вытягивают.

Газ включаем, выключаем, Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники счищают капли Руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают.

Вправо, влево. Чистота! Наклоняют руки влево, вправо.

Волосы ерошит ветер. Над головой шевелят пальцами.

Мы — шоферы хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.

Воспитатель:  Мы были с вами в древности, посетили эпоху старости? а теперь нам нужно отправляться дальше. Какое время нас ждет дальше.

Дети:  наше время.

Воспитатель: В наше время или в современность.

Воспитатель:  3 остановка. Современность

 - Прошло много лет. Люди продолжали искать новые способы удобного освещения своего жилища. (Слайд 9 портрет А.Ладыгина). Так русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами. Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры.  Давайте вместе рассмотрим электрическую лампочку и познакомимся с её строением.

 - Какого она размера?

 -  Из чего сделана лампочка?

 -  Какой формы?

 -  Вес?

Ответы детей.

 (Слайд 10 строение лампочки)

Воспитатель:   Кто знает, из каких частей она состоит? (Цоколь, колба, нитедержатель, нить накала) 

 - Она удобнее, чем керосиновая лампа?

 -  Чем?

Ответы детей.

Воспитатель:   А теперь я предлагаю вам новую игру «Лента времени».

Необходимо расположить картинки с предметами освещения от древности до современности

 -  Наша жизнь с появлением лампочки изменилась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет и по вечерам освещаются улицы. Это так удобно .На этом наше путешествие заканчивается но мы должны помнить ,что   с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема «Путешествие по реке времени: история перчаток»

Современное педагогическое сообщество сейчас активно использует инновационные педагогические технологии.Я тоже не стою на месте,внедряю апробирую новые технологии.В данной непосредственной деятельност...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности в старшей группе № 4 «Путешествие по реке времени, история быта»

               Путешествие по «реке времени». История быта .Цель: освоение временных отношений от настоящего к прошлому, на примере материаль...

Конструкт НОД. Путешествие по «реке времени»: «История летательных аппаратов»

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: Путешествие по «реке времени»: «История летательных аппаратов»...

Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».

Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги....