Развитии речи - путь успешной социализации ребенка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Демченко Оксана Александровна

Демченко О.А.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста

«Развитие речи – путь успешной социализации ребенка»

 

Руководство связной речью детей в повседневной жизни.

 

Рекомендуется использовать такой методический прием как поручение:

- показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней;

- показать высаженные растения или поделки и рассказать по - порядку как их выполняли;

Рекомендуется периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины для рассматривания, чтобы активизировать разговорную речь детей и желание рассказывать.

Можно использовать ролевые игры (с рассказчиками: например, «КИНО» (роль кино-механика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роль дикторов), «Телефон» (собеседники), «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю), «Детский сад», «День рождение» и т.д.), развлечения.

Работа над активизацией словаря дошкольников.

 

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой особую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

Осуществляя словарную работу, воспитателям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

- работу над словарем проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

- формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

- все задачи словарной работы решать в единстве и в определенной последовательности;

Словарную работу проводить по следующим направлениям:

  1. Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных детям слов)
  2. Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка)
  3. Активизация словаря (перенесение большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания)
  4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные, вульгаризмы и т.д.)

 

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей.

 

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология – грамматические свойства слова, его формы; синтаксис – словосочетания и предложения. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен для восприятия детьми. Играм и упражнениям следует отводить не более 5-10 минут, не употреблять грамматическую терминологию, выбирать только одну задачу, что позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Учить детей сопоставлять речевой материал, подмечать разницу в произношении. При формировании грамматически правильной речи ребенка рекомендуется использовать активные приемы обучения, образец речи педагога, мотивировку учебного задания, исправления, подсказ, упражнения на составление предложений с трудными словами, сюжетно-дидактический рассказ, содержащий трудные словоформы, дидактические речевые игры, образцы правильно построенных предложений, упражнение «Один начинает – другой продолжит», употребление обобщающих слов перед однородными членами предложения, упражнения на словообразование и т.д.

 

Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитателям важно всегда помнить, что чистое звукопроизношение ребенком – основа обучения грамоте и правильной письменной речи. Для решения многих задач звуковой культуры речи дошкольников обязательно 1 раз в месяц проводить комплексные занятия, целиком посвященные звуковой культуре речи. Большую часть времени на таком занятии отводить работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. В процессе работы рекомендовано эффективно использовать речевую гимнастику (1-2 мин. артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики), широкий спектр дидактических игр, подвижных и хороводных игр с текстом, заучивание стихотворений, скороговорки, чистоговорки, интонирование звуков и т.д.

Важно помнить алгоритм процесса заучивания одного звука:

  1. Показ, объяснение артикуляции звука, многократное произнесение звука педагогом.
  2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании ( длительность вдоха)
  3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
  4. Упражнения в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, дидактические игры, чтение коротких стихотворений)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Демченко О.А.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста

«Развитие речи – путь успешной социализации ребенка»

Руководство связной речью детей в повседневной жизни.

Рекомендуется использовать такой методический прием как поручение:

- показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней;

- показать высаженные растения или поделки и рассказать по - порядку как их выполняли;

Рекомендуется периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины для рассматривания, чтобы активизировать разговорную речь детей и желание рассказывать.

Можно использовать ролевые игры (с рассказчиками: например, «КИНО» (роль кино-механика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роль дикторов), «Телефон» (собеседники), «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю), «Детский сад», «День рождение» и т.д.), развлечения.

Работа над активизацией словаря дошкольников.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой особую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

Осуществляя словарную работу, воспитателям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

- работу над словарем проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

- формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

- все задачи словарной работы решать в единстве и в определенной последовательности;

Словарную работу проводить по следующим направлениям:

  1. Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных детям слов)
  2. Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка)
  3. Активизация словаря (перенесение большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания)
  4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные, вульгаризмы и т.д.)

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей.

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология – грамматические свойства слова, его формы; синтаксис – словосочетания и предложения. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен для восприятия детьми. Играм и упражнениям следует отводить не более 5-10 минут, не употреблять грамматическую терминологию, выбирать только одну задачу, что позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Учить детей сопоставлять речевой материал, подмечать разницу в произношении. При формировании грамматически правильной речи ребенка рекомендуется использовать активные приемы обучения, образец речи педагога, мотивировку учебного задания, исправления, подсказ, упражнения на составление предложений с трудными словами, сюжетно-дидактический рассказ, содержащий трудные словоформы, дидактические речевые игры, образцы правильно построенных предложений, упражнение «Один начинает – другой продолжит», употребление обобщающих слов перед однородными членами предложения, упражнения на словообразование и т.д.

Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитателям важно всегда помнить, что чистое звукопроизношение ребенком – основа обучения грамоте и правильной письменной речи. Для решения многих задач звуковой культуры речи дошкольников обязательно 1 раз в месяц проводить комплексные занятия, целиком посвященные звуковой культуре речи. Большую часть времени на таком занятии отводить работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. В процессе работы рекомендовано эффективно использовать речевую гимнастику (1-2 мин. артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики), широкий спектр дидактических игр, подвижных и хороводных игр с текстом, заучивание стихотворений, скороговорки, чистоговорки, интонирование звуков и т.д.

Важно помнить алгоритм процесса заучивания одного звука:

  1. Показ, объяснение артикуляции звука, многократное произнесение звука педагогом.
  2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании ( длительность вдоха)
  3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
  4. Упражнения в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, дидактические игры, чтение коротких стихотворений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка"

Для эффективной работы с родителями, в целях повышения их компетентности в различных вопросах, касающихся воспитания детей, я использую консультации составленные мной для родителей....

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

"Важность общения с детьми для развития речи и успешной социализации"

На сегодняшний день вопрос дефицита общения взорслых и детей стоит остро. Все зависит от того, какие формы общения мы выбираем, и как будем их использовать в своей работе. Сегодня изменились принципы,...

Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".

Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...

Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка

В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...