НОД для старшего дошкольного возраста РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ Н. П. КРЫМОВА «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР». ПЕЙЗАЖ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, игровая.

Цели: продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора); учить придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, передавать в рисунке образы знакомых песен; познакомить с многозначностью слов (идет – падает снег, идет – человек); упражнять в придумывании предложений с заданным словом; закреплять приемы работы с красками, умение располагать изображение на листе; развивать воображение.

Планируемые результаты: знает жанры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД для старшего дошкольного возраста РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ Н. П. КРЫМОВА
«ЗИМНИЙ ВЕЧЕР». ПЕЙЗАЖ

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, игровая.

Цели: продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора); учить придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, передавать в рисунке образы знакомых песен; познакомить с многозначностью слов (идет – падает снег, идет – человек); упражнять в придумывании предложений с заданным словом; закреплять приемы работы с красками, умение располагать изображение на листе; развивать воображение.

Планируемые результаты: знает жанры изобразительного искусства, названия картин и имена художников; составляет описательный рассказ по картине, употребляя в речи сравнительные прилагательные, однокоренные слова, синонимы; самостоятельно выполняет рисунок зимнего пейзажа разными способами; оценивает и анализирует рисунки сверстников по плану, предложенному педагогом.

Материалы и оборудование: альбомные листы; акварель и гуашь, простой графитный карандаш; картины художников И. И. Шишкина «На севере диком», «Зима», Н. П. Крымова «Зимний вечер», И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь»; аудиозапись 1-й симфонии «Зимние грёзы» П. Чайковского.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

– Художник Карандаш приглашает нас на прогулку в зимний лес.

2. Рассказывание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер».

– Перед  нами  картина  известного  русского  художника-пейзажиста Н. П. Крымова «Зимний вечер». На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, зрители испытывают чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму. Послушайте стихотворение И. Никитина о зимнем вечере:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

– Что изображено на переднем плане картины? На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку. Она чиста и прозрачна, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растёт кустарник. Несколько маленьких пташек сидят у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картину художник писал с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Что изображено на заднем плане картины? На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Оно низкое, чистое. Перед домиками расстилается огромное снежное пространство. Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов. Но в общем вся снежная масса кажется нежно-голубоватой.

Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. К одному из домов примыкает амбар. К нему направляются два воза с сеном. Перед постройками по узкой тропинке идут местные жители.

– Какие цвета использует художник в своей работе для изображения снега? Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Какие чувства мы испытываем, глядя на картину «Зимний вечер»? Главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

3. Рисование «Пейзаж».

– За окном первый месяц зимы – декабрь. Поэты воспевают красоту зимы в своих стихах. Послушайте отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

– Но даже если таких дней зимой немного, то запоминается зима именно такими днями, морозными, солнечными, снежными, радостными. Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окошка и восхитишься – деревья в белоснежных шубах, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами, и этих фигур: сказочных животных, человечков и т. п. – великое множество. Настоящая снежная сказка – зимнее царство. В такие мгновения вспоминаются стихи Ф. Тютчева:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

– А вот этот пейзаж, написанный И. Э. Грабарем, называется «Февральская лазурь». Это одна из самых известных и замечательных картин художника. Она находится в Москве в Третьяковской галерее. Нравится ли вам этот пейзаж? Что художник хотел показать? (Удивительную красоту.) Художник говорит нам своей картиной: «Посмотрите, как красиво. Полюбуйтесь березками. Как хорошо зимой, когда светит солнце и лежит снег». Что такое «лазурь»? Лазурь – синее небо (лазурное и на фоне его ослепительно-белые ветви, образующие чудесный узор, поэтому-то так красиво). Рассмотрите картины художников и фотографии зимнего пейзажа. Что у них общего? (Изображение природы, пейзажи.) На картине Грабаря «Зимний пейзаж» мы не видим солнца. Почему же мы верим, что оно светит? (Ветки красуются в зимнем наряде, розовато – коричневый лес, зелёные ёлочки…) От голубых теней на снегу и ярко-синего неба веет холодом.

– Давайте  немного  поиграем.  Представьте,  что  мы  на  улице. Чувствуете, как пахнет морозный воздух, хвоя, снег? Повторяйте за мной движения.

Возьмём снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить –

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

– Хорошо поиграли. А теперь познакомимся с новым способом рисования деревьев. Стволы берёзок выглядят по-разному: у одних только один ствол, у других – на небольшой высоте ствол как бы раздваивается. Кроме того, очень часто берёзы растут группой – в одном месте сразу несколько деревьев. Это выглядит очень красиво. Вы можете использовать этот приём в своей работе. Все деревья в зимнем лесу разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах. Снег изобразите бледно-серым, голубым, сиреневым. Снег – темнее белого листа бумаги. Художник, рисуя акварелью, никогда не применяет белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага. Предлагаю нарисовать пару деревьев, укутанных снегом. Помните, что ствол дерева не доводят до низа листа, ель – сине-зеленая, темная, а лес вдали – сиреневатый, чуть темней неба.

4. Итог занятия.

Воспитатель  читает  стихотворение  Сергея  Крылова  «Зимняя сказка».

Рассматривание и анализ рисунков, выполненных детьми.

– Какое название можно дать этому пейзажу? (Зимние забавы.)

– Чем интересен этот пейзаж? (Иней, снежные наряды, птицы.)

– Какое настроение передано в этом рисунке?

– Какой пейзаж понравился? Почему?

– О чём вы думаете, глядя на этот пейзаж?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»

Управление народного образованияГородского округа города Бор   Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком».

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»....

Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"!

Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"...

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образован...

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине...

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий....