Проект "Устное народное творчество"
проект по развитию речи

Щукина Ирина Борисовна

Создание благоприятных условий для эффективного внедрения детского фольклора в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_22ustnoe_narodnoe_tvorchestvo22.docx55.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: Устное народное творчество

Срок реализации проекта: 20 сентября – 24 сентября 2021 г.

Тип проекта: исследовательско-творческий; краткосрочный.

Формы образовательной работы с детьми:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Методы и приемы работы:

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Участники проекта: 

воспитатели, дети разновозрастной группы (4-6 лет), родители.

Актуальность проекта:

 

Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения дошкольников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному развитию личности.

Цель проекта:

 Создание благоприятных условий для эффективного внедрения детского фольклора в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств.

Задачи:

1.Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2.Развивать фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

3.Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность, интонацию и фонематический слух.

4.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

5.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

    6.Консультировать родителей по теме: устное народное творчество.    

Ожидаемые результаты проекта:

1. Воспитание интереса детей к устному народному творчеству.

2.Посредством живого образного языка развитие умения к пониманию слов и выражений, развитие выразительности, интонации, силы голоса, диалогической и монологической связной речи.

3. Умение детьми понимать смысла пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширение знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развитие умения разыгрывать сказки по ролям.

6. Развитие интереса к народным играм. Умение использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Этапы проекта:

1-й этап – подготовительный (13.09 – 17.09)

- выбор темы проекта и формы для его защиты.

- подбор методического материала, литературы по данной теме.

- подбор дидактических игр, иллюстраций, материалов для творческой деятельности;

2-й этап – Основной (20.09 – 24.09)

Работа с детьми по дням недели:

ПОНЕДЕЛЬНИК

Потешки и Колыбельные песни

- Продолжить знакомить детей с потешками, рассказать для чего их используют в жизни.

- Рассказать о значении колыбельной песни в народе.

- Развивать мелкую моторику посредством пальчиковых игр на основе русских народных потешек.

- Учить слушать колыбельные песни.

- Заучить потешку наизусть: «Пошёл котя на торжок», «Катя - Катя – катюха», «Котенька – коток»

- Игра – хоровод: «Заинька попляши»

- Дидактическая игра: «Узнай потешку»

- Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай»

- Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные»

- Консультация для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»

ВТОРНИК

Cчиталки и загадки

-  Познакомить с понятием «считалка».

- Закрепить умение выбирать водящего в играх при помощи считалки.

- Продолжить знакомить детей с загадками, развивать ритмичную речь, умение работать в коллективе.

- Заучить считалку наизусть: «Раз, два, три, четыре, пять», «Аты – баты»

- Рисование: «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

- Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».

- Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

СРЕДА

Пословицы и поговорки

- Познакомить детей с понятиями: пословица и поговорка, почему мы так говорим, развивать ритмичную речь.

 - Разучивание пословиц и поговорок с детьми

- Народные подвижные игры: «Перетягивание каната», «Подними гирю», «Гори, гои ясно», «Ручеёк»

- Изготовление игрушки из природного материала

- Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».

ЧЕТВЕРГ

Русские народные сказки

- Учить внимательно слушать, запоминать интонацию, воспроизводить слова и фразы из текста.

- Учить понимать образное содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев.

- Учить обыгрывать сказки (игры – драматизации)

- Чтение русских народных сказок: «Кот, петух и лиса». «Теремок», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Жихарка», «Баба Яга», «Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

- Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»

- Настольно - печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).

- Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

ПЯТНИЦА

Фестиваль «Народной культуры и традиции»

- Cформировать у дошкольников представления о фестивале;

- Познакомить с понятием частушки, как видом русского фольклорного творчества, относящегося к юмористическому, развлекательному жанру.

- Развивать художественный вкус

 - Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

- Исполнение народных частушек на фестивале «Народной культуры и традиции»

- Чтение потешек, загадок, пословиц, закличек.

- Анкетирование для родителей: «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка».

3-й этап – Заключительный (24.09)

Участие в Фестивале «Народной культуры и традиции». Исполнение народных частушек.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультации для родителей

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

 «Что за прелесть эти сказки! »- восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.   Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному  эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О  рыбаке и рыбке», «О трех жадных  медвежатах»; пугливому и робкому – «О  трусливом  зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку. 

 «Пойте детям колыбельные песни»

"Пойте детям колыбельные песни.

Песня матери - главная песня в мире,

начало всех человеческих песен".

Расул Гамзатов

Колыбельные песни – основа фольклора разных народов. Слушая колыбельные песни, ребёнок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение усыпить его, в момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно. Специалисты считают колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребёнка на всю жизнь: дети которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни – в основе слово колыбать (качать, колыхать). Отсюда слова колыбель, коляска. Возможно, слово колыбель ведёт своё происхождение от корня Коло (божество древнеславянской мифологии) и подразумевает мерное, повторяющееся, цикличное движение. В народном обиходе колыбельные называли байками от глагола баюкать (качать, усыплять). В народе искусство пения колыбельных песен передавалось из поколения в поколение. Люди понимали и то, как важен сон для дитя. Колыбельные песни снижали влияние внешних раздражителей, успокаивали непроизвольные движения конечностей. Покачивание колыбели и пропетая мелодия напоминала ребёнку своей интонацией о близости матери, создавала комфортное эмоциональное состояние. В момент исполнения колыбельной мать полностью принадлежит ребёнку. Она дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребёнке уверенность, не только в силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

      Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему свои тепло и нежность, ласково поглаживает малыша. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна. Поэтому мама не должна лишать малыша колыбельных песен перед сном. Несравнимо более важен эмоциональный настрой, который она направляет ребенку.

     Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:

Ай люли, люли, люли,

Прилетели к Вале гули.

Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:

Ворота-то скрип, скрип,

А Коленька спит, спит.

     Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создает плавность звучания, монотонность.

Можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных, понятных детям дошкольного возраста, опираясь на содержание текста.

1. Это песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:

Баю, баю, баиньки,

Скатаем Насте валенки,

Полушубочек сошьем, Настю к бабушке пошлем.

Будет бабушка встречать,

Настю кашкой угощать,

Даст ей тепленький блинок

И румяный пирожок.

2. Песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращения с просьбой помочь укачать ребенка к коту, голубям (гулям), к животным, мешающим малышу спать, -к петушку, собаке, птицам. Особенно часто встречается обращение к коту. Мирное мурлыканье кота навевает сон. Существовало даже поверив, что, если прежде, чем класть в колыбель ребенка, положить в нее кота, ребенок будет хорошо спать. К коту обращаются с просьбой покачать ребенка:

Ах ты, котенъка-коток,

Котя — серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Мою Машеньку качать.

Я тебе, коту, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Полну крынку творога,

Платок аленький свяжу,

Тебе шейку повяжу;

Шубку бархатну куплю,

Всю на беличьем меху.

3. Колыбельные с мифологическими образами Сна, Дремы, Угомоны. Эти персонажи представлялись живыми существами:

Ходит Сон по лавочке в красненькой рубашечке,

Уж ты, Сон-Дрема, Поди к сыну в голова!

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем для себя и детей. Колыбельные несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка.

«Баю, баю, баю! Куклу раздеваю,

куколка устала, целый день играла.

Положи, Танюшка, щёчку на подушку,

вытяни ты, ножки, спи скорее, крошка».

Или другая колыбельная для куклы.

«Куколку кладу в кровать будет кукла моя спать.

Утюжком поглажу ей я пижаму:

Я для куколки своей тоже мама! »

В своих играх дети брали свои любимые игрушки, садились на стульчики и пели колыбельные песенки.

«Спасть не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я топтыжку покачаю:

- Баю-баю, баю-баю! »

Надеюсь, что дети, исполняя колыбельные песни, вырастут любящими, заботливыми, добрыми и ласковыми мамами.

«Бай-бай, бай-бай, не ходи, старик Бабай.

Не ходи старик Бабай, мою Таню не пугай»

«Лады-лады-ладыньки, в огороде заиньки.

Зайки травку едят и на Машеньку глядят… »

«Спи-ка, спи-ка, баю-бай, свои глазки закрывай.

Баю-баю, баю-бай, поскорее засыпай… »

Дорогие родители,

Пойте своим детям колыбельные песни!

«Роль фольклора в развитии детей».

Использование фольклора в режимных моментах в условиях детского сада 
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в 
дошкольный период детства. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово – непревзойденный "учитель". Вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь. И тогда засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил… 
   В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности. 
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 
    Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить  с окружающим вокруг. 

 «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Образная речь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности:

- наличие представлений у детей о средствах выразительности;

- понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

- понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

- способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

- использование в речи синонимов и антонимов;

- осознание обобщенного смысла.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место.   Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.

Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром?

Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности.

Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.).

Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений. Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны:

- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов);

- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;

- многозначность слова;

- применяются эпитеты и сравнения.

В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.

Условия отгадывания:

- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами);

- понимание содержания загадки;

- обучение объяснению и доказательству отгадки;

- проведение опыта (например, снег);

- дидактические игры («Кому что нужно»«Что для чего нужно»«Что из чего сделано»);

- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет).

Приемы отгадывания:

- выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа;

- сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможных между ними связей, т. е. проведение синтеза;

- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода (умозаключение, т. е. отгадывание загадки.

Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор? ________________________________________________

2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете? ____________________________________________________

3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_

________________________________________________

4. Надо ли знать народные сказки и былины?

___________________________________________________

 5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?_

__________________ ___________________________________________________________

6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

 __________________________________________________

7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком? _____________________________________________________________ _______________________________________________

8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?

 _____________________________________________________

9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре? _____________________________________________________________ ____________________________________________

10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?

____________________________ ________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стали детки засыпать.

***

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

***
Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик лёг в кровать, 
Этот пальчик лишь вздремнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Этот крепко, крепко спит. 
Тише! Тише, не шумите! 
Пальчики вы не будите. 

***

Баю-баю,баиньки

В огороде заиньки,

Зайки травушку едят

Детке спать велят

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже.

Русские народные считалки

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной –

Кто ты будешь такой?

***

Белка прыгала, скакала,

А на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

А ты кто такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честных

И добрых людей.

***

Раз, два,

Голова;

Три, четыре,

Прицепили;

Пять, шесть,

Сено весить;

Семь, восемь,

Сено косим;

Девять, десять,

Деньги весить;

Одиннадцать, двенадцать,

На улице бранятся,

В избе ссорятся.

***

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

— Ты, слуга, подай карету,

А я сяду и поеду.

Ты, слуга, подай метлу,

Я в карете подмету.

Ты, слуга, подай лимон

И выкатывайся вон.

***

Раз, два, три, четыре, пять —

Ты, Васятка, выйди, сядь.

Будем дальше мы считать —

Хотим в жмурки мы играть.

***

Аты-баты

Шли солдаты,

Аты-баты

На базар,

Аты-баты

Что купили?

Аты-баты

Самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

***

Серый зайка вырвал травку.

Положил её на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

***

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон.

***

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить —

Всё равно тебе водить!

***

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдёт,

Тот из круга вон пойдёт.

***

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы и цветы.

Выходи из круга ты.

***

Бегал зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи, тебе искать.

***

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире.

К ним повадился сам-друг,

Крестовик – большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука давай попросим:

“Ты, обжора, не ходи“.

Ну-ка, Машенька, води!

***

Шёл котик по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шёл по скамеечке —

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять —

Выходи, тебе искать!

***

Жили-были дед да баба,

Ели кашу с молоком.

Рассердился дед на бабу —

Хлоп по пузу кулаком!

А из пуза — два арбуза

Покатились кувырком.

А из носа — два матроса

Побежали босиком.

***

На палубе матросы

Курили папиросы.

Один не докурил,

Собаке подарил.

Собака побежала

Кондуктору сказала.

Кондуктор удивился

И в бочку провалился.

***

Со второго этажа

Полетели три ножа,

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой!

КАРТОТЕКА ЧАСТУШЕК

На дворе похолодало – надо курточки надеть!

Это осень подсказала про нее частушки спеть!

Вот и осень наступила, можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили, не давали поносить!

Еле холодов дождалась – очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь вы на шапочку мою!

Лист на дереве висит, на ветру качается…

С сожаленьем шелестит: «Осень-то кончается!»

Утром я по льду катался. Листик в лужице замерз –

Это ночью постарался добрый Дедушка Мороз!

Ой, ребята, только гляньте вы на наших на девчат:

С головы до ног оделись, только носики торчат!

Осень, Осень, до свиданья, мы прощаемся на год.

Улыбнись нам на прощанье, в гости к нам зима идет!

Урожайные

 

До чего люблю я осень – урожайная пора!

Всё созрело, вкусно очень! В огород бегу с утра!

Здесь капуста распушилась, тут морковочка сидит.

Что со мною вдруг случилось? Просто зверский аппетит!

Лето быстро пролетело – собираем урожай.

Вон как тыква растолстела, рядом – синий баклажан.

Помидоры покраснели, как фонарики горят,

Мы их столько нынче съели, животы уже болят!

Огурцов набрали много, ели, съесть их не смогли,

А потом мариновали, на всю зиму запасли!

Огурцы я уважаю, в зиму славно похрустим.

Ох, спасибо урожаю, вместе с ним не загрустим!

Удивительное дело – вся рябина почернела.

Может, непригодная? Это ж черноплодная!

Из нее варенье сварим, что нам, братцы, горевать?

Самовар потом поставим, чтоб с варенья пробу снять!

Кабачок – как поросенок, весит восемь килограмм!

Кто здесь худенький ребенок? Кабачок ему отдам!

Щеки свеклой натирали девки на гуляние.

Это нужно мне едва ли, я и так румяная!

Ох, картошечка, картошка, без тебя не проживу!

Уж сломал вторую ложку – сковородочки скребу!

Я для вас напек блины с гречкою, с припеком.

Правда, толстые они и с горелым боком!

Приходите в гости к нам нынче отобедать!

Приходите в гости к нам урожай отведать!

Ну и мы к вам поспешим, если позовете!

Ну-ка, Витя, запиши, где вы там живете?!

Осенние  весёлые

Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас! Ух!

Как красиво всё кругом золотым осенним днём:

Листья желтые летят, под ногами шелестят! Ух!

Осень – времечко сырое, дождик льётся с высоты.

Люди чаще раскрывают разноцветные зонты! Ух!

Осень – чудная пора, любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим, много там грибов находим! Ух!

Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора.

Как мы яблоки увидим, сразу все кричим: «Ура!»

Любим мы свеклу, морковку и капусту тоже есть,

Потому что витамины в овощах и фруктах есть! Ух!

Осень, Осень золотая, хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла! Ух!

Мы частушки вам пропели, вы скажите от души,

Хороши частушки наши и мы тоже хороши! Ух!

Овощные

Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас!

На себе всегда мы ловим восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье дарят помидоры!

     

Не болеем больше гриппом, не боимся сквозняка!

Все таблетки заменяет нам головка чеснока!

Мы на наш осенний праздник натащили овощей!

После праздника наш повар нам на год наварит щей!

Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора!

Как вот яблочки увидят – сразу все кричат: «Ура!»

Урожайные

Осень – вкусная пора, осень любит детвора!

Эй, ребята, не зевай – созревает урожай!

В огороде и в саду фрукты – овощи найду.

Ой, чего здесь только нет, можно сделать винегрет!

Кто на славу потрудился, кто всё лето не ленился,

Тот всю зиму будет сыт – осень щедро наградит!

До чего красив наш сад, всюду яблоки висят

Жёлтые да красные, а на вкус – прекрасные!

В поле выросла картошка, урожай у нас готов!

Посадили мы немножко – накопали семь мешков!

В огород залез козёл, очень удивился,

Он большой кочан нашёл, чуть не подавился!

Репа крупная у нас, всей семьёй тащили,

Любовались целый час, а потом сварили!

Новогодние

Дед Мороз проспал в постели, встал, сосульками звеня:

Где вы, вьюги и метели? Что ж не будите меня?!

Я – веселая Снегурка, поиграю с вами в жмурки!

Но боюсь напиться чаю – от горячего растаю!

Пусть мечты любые ваши сбудутся, сбываются!

Пусть огни на ёлке нашей ярко загораются!

Лепят все снеговика, мама ищет Игорька:

«Где сынок мой? Где же он?» - Закатали в снежный ком!

Мороз с белой бородой, с пышными усами!

Как парнишка молодой пляшет вместе с нами!

В нашем зале шум и смех, не смолкает пение!

Наша ёлка лучше всех – в этом нет сомнения!

Посмотрите, Дед Мороз празднично одетый!

 Он подарки нам принёс, пряники, конфеты!

Дети водят хоровод, хлопают в ладоши!

Здравствуй, здравствуй, Новый год, ты такой хороший!

За окном снежинок стая, тоже водят хоровод!

Попрощавшись с годом старым, мы встречаем Новый год!

***

Пропоем мы вам частушки, просим не смеяться!

Мы артисты молодые – можем застесняться!

Быть разведчиком хочу я, ведь находчив я и смел!

Мама спрятала конфеты, я разведал где - и съел!

Мне за дедом не угнаться на лыжне и на катке.

Обливается водою он зимой на ветерке!

Физкультурник очень строгий тренирует наши ноги.

Я присел и встать не смог – хорошо, что друг помог!

***

Про папу

Запевай, моя подружка, подпою тебе и я!

Мы с веселою частушкой неразлучные друзья!

Я папулечку люблю, как конфетку сладкую!

Его ничем не заменю, даже шоколадкою!

Если папа загрустит, у меня печальный вид!

Ну, а если улыбнется, сердце радостно забьется!

А мой папа всех добрей, любит всех моих друзей!

Кашу манную нам сварит, мыть посуду не заставит!

Лучше папы человека в целом мире не сыскать.

Гвоздик он забить сумеет и белье прополоскать!

А мой папа всех умнее, а мой папа всех сильнее,

Знает, сколько пять плюс пять, штангу может поднимать!

А мой папа просто класс! Скоро выкупит «КамАЗ»,

Будет он меня катать и научит управлять!

А мой папа круче всех – бизнес процветает!

И поэтому нам с мамой он подарки дарит!

Милые папулечки! Наши дорогулечки!

От души вас поздравляем, всего лучшего желаем!

***

8 марта

Эй, парнишки и девчушки, не хотите ль спеть частушки?

Для друзей и для гостей запевайте веселей!

Дорогие наши мамы, поздравляем с женским днем!

Мы сейчас для вас попляшем и частушки пропоем!

Заиграй-ка, балалайка, балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте, выходите, плясуны!

Целый день 8 Марта Лена пол мела с азартом,

А девятого числа в руки веник не взяла!

Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!»

А лентяйка маменьке: «Я же еще маленька!»

Я под краном руки мыла, а лицо умыть забыла.

Увидал меня Трезор, гавкнул он: «Какой позор!»

Утром маме наша Мила две конфетки подарила.

Подарить едва успела, тут же их сама и съела!

Закопченную кастрюлю Юля чистила песком.

Три часа под душем Юлю мыла бабушка потом!

Одевался Дима утром и свалился почему-то.

Он засунул без причины две ноги в одну штанину!

Кипятила молоко – отошла недалеко!

Подхожу к нему опять – молока уж не видать!

Мы частушки петь кончаем, нашим мамам обещаем:

Будем добрыми расти, хорошо себя вести!

Про ребят

Про ребят и про игрушки сочинили мы частушки!

Прежде, чем их записать, стали петь их и плясать!

В синем небе ходят тучки, будет дождик или град!

Оля просится на ручки по дороге в детский сад!

Вот рассеянная Клава – башмаки не разберет!

«Это левый или правый?! Или всё наоборот?»

Петя ловко ловит рыбу, может плотик смастерить!

Только «Здравствуй!» и «Спасибо!» не умеет говорить!

Станет Даня одеваться – ждать его терпенья нет!

Мы успеем нагуляться, ну, а Даня не одет!

Катя спутала немножко – стала куклу одевать:

В рукава продела ножки – руки некуда девать!

Говорил друзьям Сережка: «Смел я, ловок и силен!»

Вдруг навстречу вышел ежик, и смельчак залез на клен!

Мальчик Саша поздно встал – просыпаться тяжко!

Умываться он не стал – он ведь замарашка!

Поленился утром Вова причесаться гребешком.

Подошла к нему корова, причесала языком!

Витя с Женей поиграли, все игрушки разбросали!

Стали спорить и кричать: кому игрушки убирать?!

За столом сидела Алла: за тарелкой задремала.

Буратино к ней подсел, и компот, и кашу съел!

(«Ярославские ребята»)

Женский праздник – вот причина, почему мы здесь поем!

Разрешите нам, мужчинам, вас поздравить с Женским днем!

По ребячьему желанью вас поздравить мы пришли!

И мальчишечьи страданья, ох, вам в подарок принесли!

С папой стряпать начинаем – в кухне дым стоит и шум!

Жаль, что мы с ним не кончали, ох, кулинарный техникум!

Целый день я так старался, на девчонок не смотрел!

Еле-еле удержался – дернуть за косу хотел!

Говорят, что мы задиры, вы не верьте никогда!

В нашей группе командиры, ох, были девочки всегда!

***

Пригласили в гости к нам мы и бабушек, и мам!

Обещаем, обещаем, что не будет скучно вам!

Если был бы я девчонкой, я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал, я б рубашки постирал!

Ты бы вымыл в кухне пол, ты бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки – ложки, сам начистил бы картошки!

Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!»

И в работе нет красивей мам отважных, боевых!

Всё, что папы не осилят, мамы сделают за них!

Хоть и манят нас просторы, но от мамы ни на шаг!

С папой сможем… сдвинуть горы, если мама скажет, как!

Мы надели босоножки на высоких каблуках!

Ковыляем по дорожке – палки лыжные в руках!

Мы шагаем, а под нами улица качается!

Как же мамы ходят прямо и не спотыкаются?!

Мы частушки вам пропели – хорошо ли плохо ли?

А сейчас мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

***

Мальчики:  

Позовем своих подружек! Что за праздник без частушек?

Выходите-ка, девчушки! Вместе пропоём частушки!

Дорогие наши мамы, поздравляем с Женским днём!

Громче хлопайте в ладоши, мы для вас сейчас споём!

Задержалась мама где-то, папа сам варил обед!

Сообщим вам по секрету – натворил немало бед!

Подгорели суп и каша, соль насыпана в компот!

Как вернулась мама наша, много было ей хлопот!

В кухне веник мы нашли и квартиру подмели.

Но осталось от него три соломинки всего!

Сам почистить раз в году я решил сковороду.

А потом четыре дня не могли отмыть меня!

Мы частушки петь кончаем, нашим мамам обещаем

Слушать их всегда во всём утром, вечером и днём!

***

Скоро в школу

Мы – веселые ребята, вам частушки пропоем.

Мы уже не дошколята, скоро в школу мы пойдем!

Только вы не зазнавайтесь, что теперь ученики,

В школу лучше собирайтесь, не забудьте дневники!

Поглядим мы на девчонок: каждый раз они смешат –

Только выйдут из пеленок, уж воспитывать спешат!

Мы учить уроки в школе будем все старательно.

Вы служить пойдете в море, мы – на воспитателей!

Вы, девчонки, как сороки, целый день болтаете!

Поглядим, как на уроке пишите, читаете!

Мы не хуже вас, мальчишек, все научимся читать.

Ваши ссадины и шишки только трудно сосчитать!

Вы, девчонки-хохотушки, с вами спорить нечего,

А то будем петь частушки целый день до вечера!

Ну, давайте же мириться, мы ведь уже взрослые!

В школу мы идем учиться сильные да рослые!

Скажем садику родному, воспитателям своим:

Хорошо нам здесь, как дома, мы еще вас навестим!

Вы уж нас не забывайте, детский сад не подведем.

Очень скоро, так и знайте, снова в гости к вам придем!

***

Вот мы выросли большие! Праздник выпускной у нас!

И сейчас вокальным трио будем дружно петь для вас!

От всей группы по секрету сочинили мы куплеты,

А теперь вот вшестером их старательно поем!

Ой, ребята дорогие, что нам делать, как нам быть?

Нынче в школу мы уходим – посоветуйте, как быть?

Раньше всё решала мама, что нам кушать, что одеть.

А теперь-то всё придется нам самим предусмотреть!

У меня теперь забота: и не знаю, как мне быть –

Папа с мамой на работе, а кому портфель носить?

Папа изобрел будильник, чтоб мне не проспать урок.

На звонок приделал прочно здоровенный молоток!

Очень трудные заданья в школе задают сейчас,

И со мною вместе мама записалась в первый класс!

Воспитателей нам жалко, очень жалко покидать!

Если бы нам разрешили их с собою в школу взять!

Педагогам всем досталось – поработали не зря!

Многому мы научились – за день показать нельзя!

На прощание всем взрослым мы хотим пообещать:

Чтоб вы нервы не трепали, учиться будем лишь на «5»!

***

Персонал детского сада

Дорогие повара, вкусно кормите всегда.

Посмотрите-ка на нас – эти щечки просто класс!

Медицинский персонал нам здоровье сохранял,

И прививки, и зеленка – самый лучший друг ребенка!

Наш завхоз и кладовщик сидеть без дела не привык,

Знает всё наперечет, вам и слава, и почет!

Белая простыночка, фартук и косыночка.

Белый свет весь обойдешь – лучше прачки не найдешь!

Логопед старается, с нами занимается,

Буквы все теперь подряд  вы-го-ва-ри-вать  я рад!

Целый день наш методист у компьютера сидит,

По «программе» чтоб с пеленок рос талантливым ребенок!

На вопросы и на тесты нужный мы найдем ответ,

Подготовил нас психолог – это, право, спору нет!

Наш художник носит бант, у него большой талант,

Он дизайнер и эстет, вкус отменный, спору нет!

Энергичный физкультурник учит бегать и скакать,

Иль на месте кувыркаться, или в цели попадать!

Стул сломался, иль карниз на веревочке повис,

Это, право, не беда, столяр сделает всегда!

С музыкантом нашим мы петь готовы до зари.

Полонезы и кадрили, польки тоже не забыли!

Воспитатели и няни, вы нам маму заменяли,

Жаль, что мы не можем вас взять с собою в первый класс!

А заведующую нашу будем в школе вспоминать,

Это очень ведь не просто детям сердце отдавать!

***

Мы частушки запоём, запоём мы громко!

Затыкайте ваши ушки – лопнут перепонки!

Воспитатели у нас – это просто высший класс!

Каблучки надели, как фотомодели!

Мы вам скажем от души, наши няни хороши!

Хоть весь садик обойдешь, ни соринки не найдешь!

Физкультура – лучший друг, это знают все вокруг!

Кто спортом увлекается, тот и девчонкам нравится!

Очень музыку мы любим, и танцуем, и поём,

Хороводы дружно водим, в общем – весело живём!

Говорим мы поварам: «От души спасибо вам!

Обойди хоть целый свет – лучше вашей каши нет!»

А у нашей тёти …… целый день забот не счесть,

Чтобы Ленам, Колям, Машам было что и пить, и есть!

Все заведующую любят, и, конечно, неспроста!

Посмотрите-ка на садик – это ж просто красота!

***

К  выпуску  в  школу

(Р.н.м., обработка и слова Е.Никитиной; сб. «До свиданья, детский сад!», Е.Никитиной, с.33.)

Федя живёт весело, стал теперь профессором.

Учить уроки перестал, надел очки и «умным» стал!

Аня села за урок, исписала весь листок.

Так трудилась, что устала – много кукол нарисовала.

Коля стал коллекционером, он собрал коллекцию:

В дневнике одни лишь двойки, тройка по немецкому!

***

Дорогие наши гости! Мы частушки вам споём!

Нам теперь уж не до смеха: скоро в школу мы пойдем!

В песне Алла Пугачёва загрузила нас всерьёз:

Сочиненья и задачи нам сулят немало слёз!

Но ребятам – дошколятам интересно всё узнать!

Даже синхрофазотроном нас не могут испугать!

А таблицу умноженья нам совсем не надо знать!

Мам, купи мне калькулятор, будет он за нас считать!

***

Для сотрудников детсада мы частушечки споём,

Очень вам мы благодарны, что все весело живём!

Наша зава с методистом службу трудную несут:

Проверяют, разъясняют, всеми покоя не дают!

Воспитатели родные, огорчали вас подчас!

Извините, дорогие, всё же очень любим вас!

Мы резвимся на прогулке, няни моют, чистят, трут,

Прачки нам постель стирают, вкусно повара пекут!

Ну, а музруководитель с нами пляшет и поёт,

До сих пор не понимаем – почему ж не устаёт?

И у медиков работы – даже не пересчитать,

Никому, кто с нами связан, не даём мы отдыхать!

Всех сотрудников детсада от души благодарим –

Вспоминать вас добрым словом будем, честно говорим!

Частушки  для  Деда Мороза

Посмотрите, Дед Мороз  в валенках и шапке.

Он на Севере живет и не носит тапки!

Дед Мороз играет с нами, в бороду смеется.

Мы хотим поймать его – он в руки не дается!

Снеговик зимой живет – каждый это знает.

Когда солнышко придет, он тогда растает.

На дворе стоит гора – высокая, крутая.

Мы катаемся с нее, ветер обгоняя.

Любим санки мы зимой, летом санки прячем.

Снег растает во дворе – на скакалках скачем.

Я гуляла по поляне, дунул ветер-озорник,

Дед Мороз щипнул за ухо, снег насыпал в воротник!

Варежки ношу зимой – летом спят на полке.

Буду в них хранить весь год елкины иголки!

Если лыжи убежали, догоняй на санках.

Мы катаемся зимой на лесных полянках!

Дед Мороз, Дед Мороз, борода седая!

Про тебя, Дед Мороз, все ребята знают!

ПДД

  1. Раз, два, три, четыре, пять, вышли дети погулять!

Надо правила движенья на дорогах выполнять!

  1. Осторожней на дороге! Берегите руки, ноги!

Соблюдайте ПДД, а иначе быть беде!

 

  1. Наша Таня громко плачет, уронила новый мячик.

Мяч попал под «Москвича» - нет теперь у ней мяча!

  1. Петя проходил дорогу, не смотря на светофор!

Вмиг попал он под машину и лежит теперь хромой!

  1. Светофор – простая штука, всем известные цвета!

Если знать им назначенье – жизнь твоя сохранена!

  1. Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно!

Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

 

  1. Что такое переход – это знает каждый кот!

Уважают эти знаки даже кошки и собаки!

  1. Чтобы не было беды, чтобы был порядок –

Правила дорожные нарушать не надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...