Конспект занятия: "Путешествия по сказкам".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель:

  1. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
  2. Систематизировать и углублять знания детей об устном народном творчестве.
  3. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_skazkam_v_starshey_gruppe.docx95.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сказкам в старшей группе

                                                        ( Развитие речи)

Конспекты занятий по сказкам в старшей группе

Содержание:

1. Конспект занятия на тему «Сказки» в старшей группе «Путешествие по сказкам»

2. Конспект занятия по сказкам в старшей группе «По страницам любимой книги»

Конспект занятия  

«Путешествие по сказкам»

(в старшей группе).

Вводная часть

Цель:

  1. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
  2. Систематизировать и углублять знания детей об устном народном творчестве.
  3. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.
  4. Учить осмысливать переносное значение слов и словосочетаний пословиц и поговорок, применять их к месту.
  5. Побуждать у детей интерес к исполнению ролей знакомых произведений.
  6. Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания.
  7. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. На основе художественных произведений воспитывать такие качества как доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, дружба, скромность.

Коррекционные задачи

  1. Развивать координацию движений.
  2. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.

Предшествующая работа

  1. Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок.
  2. Игры-драматизации.
  3. Приготовление декораций, игрушек к театральным играм, разыгрывание сценок.

Средства

  • Декорации и персонажи кукольного театра;
  • театра на столе;
  • пальчикового театра;
  • ширма;
  • карта-схема для прослеживания пути героев сказок.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Конечно же, Вы их любите и знаете много сказок. Сказки учат нас храбрости и стойкости, видеть добро и зло. Предлагаю детям отправится в путешествие по сказкам.

Тише, детки, проходите
Наши сказки не спугните
Сказки уж давно пришли
Очень деток ждут они
Где вы, сказки покажитесь
Нам ребятам отзовитесь.

Идем под музыку по лесу. Обращаю внимание детей на мешок, который лежит под елкой.

По дорожке дети шли
Мешочек на пути нашли
А мешочек не простой,
Он волшебный, — вот какой.

Говорю детям, что волшебный лес приготовил нам сюрпризы: мешочек развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку.

Мешочек вы хотите развязать, тогда загадку вам придется отгадать.

В этом мешочке лежит комочек
Круглый, маленький пушочек
От всех любит убегать
Тяжело его поймать (Клубок ниток.)

Развязываю мешочек, достаю клубочек и упускаю его из рук, даю возможность укатиться. Он катится и останавливается у пенька. На пеньке стоят зайцы. Интересно, из какой он сказки?

Сказка «Заяц-длинные уши»

Воспитатель: Давайте послушаем зайчиков.

Двое детей надевают зайчиков на пальцы и играют персонажей из сказки, разворачивая небольшой сюжет, действуя одним пальцем, проговаривая текст.

1 заяц: Ничего я не боюсь. Вот не боюсь нисколько. И все тут.

2 заяц: Эй ты, косой глаз и волка не боишься.

1 заяц: И волка не боюсь и лисицы и медведя не боюсь — никого не боюсь.

2 заяц: Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной.

1 заяц: Ежели мне попадется волк, так я его сам съем.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти зайчики, узнали? Правильно, «Заяц-длинные уши».

Ребята, давайте подскажем зайчику, что хвастаться не хорошо.

Какие поговорки и пословицы вы знаете для хвастунишек?

«Не хвались началом — хвались концом»
«Не спеши языком — торопись делом»

Даем объяснения пословицам.

А в нашей группе нет таких хвастунишек? Зайчику стало стыдно. Возьмем зайчиков с собой в путешествие? Они больше не будут хвастаться.

Отпускаю клубочек, он катится и останавливается возле сундучка.

Тише дети, не шумите
Наши сказки не спугните
Здесь бывают чудеса
Сказки спрятались пока
Не грусти, улыбнись
Сказки дарят вам сюрприз.

Ой, ребята, смотрите какой сундучок. Давайте его откроем. А открывать его надо не ключами, а волшебными словами.

Где ты, сказка покажись
Нам ребятам, отзовись.

Сказка «Царевна-лягушка»

Воспитатель: Открываю сундучок. А здесь что-то есть. Достаю Царевну-лягушку, а вот и Иван-царевич.

Двое детей показывают настольный театр игрушек-подделок на столе. Обыгрывают персонажей, их действия передаются интонацией играющих. Дети показывают отрывок из сказки «Царевна-лягушка».

Иван-Царевич: Лягушка-лягушка, отдай мне свою стрелу.

Лягушка: Возьми меня замуж.

Иван-Царевич: Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?

Лягушка: Бери, знать судьба твоя такая. Ква-ква, что закручинился?

Иван-Царевич: Лягушка-лягушка, как мне не кручинится. Батюшка наказал, чтобы я пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу.

Лягушка: Не тужи, Иван-Царевич, иди на пир, а я в след за тобой буду.

Воспитатель: Ребята, догадались из какой сказки эти герои? Правильно «Царевна-лягушка». Ребята, скажите, подходит ли к сказке пословица «Нет худа, без добра» или «Не было счастья, да несчастье помогло».

Объясните, как вы это понимаете (в случае затруднения, помогаю детям). Правильно. Молодцы. Давайте, посмотрим, что там еще в сундучке.

Сказка «Гуси-лебеди»

Достаю Бабу-Ягу надеваю на руку и говорю.

Баба-Яга: хотите пойти со мной в мою сказку. Тогда я превращу вас в гусей-лебедей (создаем сценку к сказке).

Баба-Яга: приглашает гусей-лебедей подлететь к ней и говорит.

В моей сказке помню я
Тоже девочка была,
Да еще и брат Ванюшка
Что попал в мою избушку
Очень съесть его хотела
Да немного не успела

Прокралась сестра в избушку
Да и унесла Ванюшку
Гуси-лебеди летите
Машу с Ваней догоните.

Проводится подвижная игра «Гуси-лебеди». Гуси-лебеди летают, Машу с Ваней догоняют. Маша подбегает к яблоньке и говорит.

Вот и яблонька родная
Спрячь нас с Ваней дорогая
Гуси-лебеди опять
Братца захотят отнять

Яблонька: Съешьте яблочка, тогда вас укрою без труда.

Маша: Вот как яблочки созрели, угостить нас захотели.

Воспитатель: Гуси-лебеди кричали, Машу с Ванечкой искали, но ни с чем вернулись в дом, сказку кончили на том.

Ребята, в какой мы сказке с вами побывали? «Гуси-лебеди». Какая Баба-Яга в сказке (зля, сердитая). Давайте подскажем Бабе-Яге пословицы о доброте.

  1. Худо тому, кто не делает добра никому.
  2. Себя губит, кто других не любит.

Даем объяснение этим пословицам.

Воспитатель:  Посмотрю, что еще нам приготовил волшебный сундучок?

Одну простую сказку
А может и не сказку
А может и героев
Хочу вам показать

Если мы помним с детства
А может и не с детства
А может и не помним
Но будем вспоминать

Сказка «Три поросенка»

 Дети идут за ширму, показывают отрывок из сказки. Игра-драматизация с куклами

Ниф-Ниф: Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь, лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь.

Нуф-Нуф: У меня хороший дом, новый дом, прочный дом. Мне не страшен дождь и гром.

Наф-Наф: дом построим из камней, из камней, из камней. Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, не ворвется в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь.

Вместе: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк. Где ты ходишь глупый волк, старый волк, страшный волк.

Волк: Что за шум. Я все-таки закушу сегодня свежей поросятинкой  (и бежит за поросятами). Поросята убегают с визгом.

Воспитатель: Узнали ребята этих героев, из какой они сказки? Ребята, скажите, какими должны быть поросята, чтобы победить злого волка? (сильными, ловкими, умными, а главное дружными). Скажите, как вы понимаете такие пословицы.

  1. Один в поле — не воин.
  2. В согласии жить — никто не одолеет.
  3. Делу — время, а потехе час.

Даем объяснения пословицам, хвалю детей и говорю: «Загляну я еще в сундучок, мне кажется, что там еще что-то есть».

Достаю шапочку лисы и спрашиваю у детей, а знают ли они в каких сказках живет лиса (ответы детей).

Лисичка хочет поиграть с вами.

Игра «Зайцы и лиса»

Лиса по лесу гуляла
Зайчиков лиса искала
Вскоре лисонька устала
Легла и тут же задремала

Вдруг зайчишки прискакали
Они лисоньке сказали
Лиса-лисонька вставай
И зайчиков догоняй
(Читаю текст, дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Ребята, вот какие интересные сказки мы с вами вспомнили благодаря клубочку и волшебному сундучку.

Прекраснейшие сказки
Красивые, простые
А может не простые
Показали нам

Вы очень все старались
И сказки получились
Огромное спасибо
Говорю я вам

Воспитатель: Вам понравилось ребята, наше путешествие? (ответы детей). Ребята, вы знаете много сказок, очень любите их.

А скажите, чему учат нас сказки? Они учат нас видеть где добро, а где зло, где правда, а где ложь. Сегодня мы с вами помогали нашим героям, подсказывали, учили их, что плохо хвастаться, плохо быть злым, что нужно жить дружно и нести в наш мир добро.

А нашим героям пора возвращаться в свои сказки. Давайте поможем им найти правильный путь и проводим их в лес.

Игровое упражнение «Прослеживание пути».

Ребята, волшебный сундучок приготовил вам еще один сюрприз — угощение.

 


 

Конспект занятия по сказкам в старшей группе «По страницам любимой книги»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «По страницам любимой книги» с использованием фольклора.

Вводная часть

Цель

Обобщение знаний у детей о художественной литературе.

Задачи

  1. Учить понимать смысл сказок и рассказов, посредством фольклора.
  2. Учить подбирать нужные пословицы и поговорки к поступкам героев сказок и рассказов.
  3. Обогащать словарный запас детей.
  4. Развивать быструю реакцию в ответе.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  6. Воспитывать бережное отношение к книгам и любовь к чтению художественной литературы.
  7. Воспитывать уважение друг к другу, не перебивать отвечающего.

Ход

Дети в свободной деятельности.

Приход Лунтика, в руках большая книга со сказками (самодельная книга с подобранными иллюстрациями сказок из конспекта).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кто к нам пришёл?
Дети: Лунтик.

Воспитатель: Лунтик, а что у тебя в руках?
Лунтик: Эту книгу я забрал у Вупсеня и Пупсеня, они хотели её съесть.

Воспитатель: Но разве можно есть книги, ведь они нас многому учат.

Лунтик: Ребята, а вы знаете пословицы о книгах?

Дети говорят пословицы о книге.

Воспитатель берёт книгу у Лунтика и рассматривает её.

Воспитатель: (открывая страницу книги)

Ребята, да в ней живут наши любимые герои сказок!

Лунтик: А что такое сказка.

Дети объясняют (сказки это чудеса, волшебство…)

Воспитатель: Чему нас учат сказки, ребята?

Дети называют (быть добрыми, честными,…)

Воспитатель: А ещё нас учат сказки быть дружными и трудолюбивыми!

Ребята, расскажите пословицы о дружбе и о труде.

Пословицы

Дети называют пословицы о дружбе:

  1. Не имей сто рублей…
  2. Старый друг лучше…
  3. С другом и дело спорится.
  4. Платье лучше новое, а друг старый.
  5. Дружба не гриб, в лесу не растёт.
  6. Один за всех и все за одного.

О труде:

  1. Труд кормит, а лень…
  2. Дело мастера боится.
  3. Без труда не вытащить и…
  4. Терпенье и труд ,всё перетрут.
  5. Глаза боятся а. руки делают.

Лунтик: Какие интересные пословицы, я их запомнил. Обязательно их расскажу Вупсеню и Пупсеню, а то они всегда ленятся и постоянно ссорятся.

Воспитатель (перелистывая страницу книги):
Ребята, а давайте послушаем, герои каких сказок живут в этой книге?

Задание № 1 «Загадочки по сказочкам»

Воспитатель: Вы ребята не зевайте, а быстро сказки называйте!

Загадки.

Дети отгадывают загадки, называют сказки.

Воспитатель: Кто написал эти сказки, какими бывают сказки?
Дети: Народными, авторскими.

Лунтик (перелистывая страницу книги):

Ребята, а какие вы ещё знаете сказки?

Дети: Вершки и корешки, мороз солнце и ветер, лиса и журавль, смоляной бочок, ховрошечка и т. д.

Воспитатель: Ребята в какой сказке П. Бажова охотник по имени Кокованя взял на воспитание сиротку Дарёнку и кошку Мурёнку?

Дети: «Серебряное копытце».

Воспитатель (перелистывая страницу книги):

Ребята давайте вспомним не только сказки русского народа, но сказки и других народов

Сейчас я прочту отрывок из калмыцкой сказки:

Над родником росло какое то дерево, однажды весной серый заяц пришёл к дереву и стал там жить, ему очень понравилось это место – трава вкусная, вода холодная, дерево тень даёт, но не знал он что на этом дереве росло. Однажды, когда лето закончилось он пошёл попить воды и испугался…

  1. Что же было дальше?
  2. Чем закончилась?
  3. Ребята, а какая русская народная сказка похожа на эту сказку?

Дети: «У страха глаза велики».

Воспитатель (перелистывая страницу книги):

Вспомните ещё эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела».

Дети: Лисичка обзывалась.

Воспитатель: Вспомните название дагестанской сказки в которой мальчик спас птенцов?
Дети: Храбрый мальчик.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о храбрости и смелости вы знаете?

Дети называют пословицы о храбрости и смелости.

Воспитатель: Ребята давайте расскажем Лунтику, чем отличаются сказки от рассказов?

Дети: В рассказах пишут правдивые истории, а в сказках вымысел.

Воспитатель: Давайте вспомним рассказы Н. Носова про котёнка.
Дети: «Живая шляпа»

Лунтик: А ещё?
Дети: «Мишкина каша», «На горке» «Фантазёры» «Незнайка» и т. д.

Воспитатель (перелистывая страницу книги):

А ещё Лунтик, есть очень много рассказов про животных и о природе.

Сутеев и Пришвин написали очень много таких рассказов.

Лунтик: Ухты, здорово. А как они называются?

Дети: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Три котёнка», «Под грибом», «Лисичкин хлеб», «Берестяная трубочка» и т. д.

Физминутка.

Задание № 2 «Назови сказку»

Лунтик: Хочу проверить, узнаете-ли вы сказки по картинкам: Посмотрите на картинки, вам нужно назвать сказку, которая здесь изображена.

Показ иллюстраций из сказок.

Ответы детей.

Лунтик: Молодцы, ребята!

Задание № 3 «Ошибочки»

Воспитатель: Помогите нам с Лунтиком, распутать названия сказок.

Слушайте внимательно.

  • «Компот из топора»;
  • «По-волчьему велению»;
  • «Красная кепочка»;
  • «Кот в сандалях»;
  • «Три ягнёнка»;
  • «Зайка и журавль»;
  • «Волк и шестеро котят»;
  • «Сестрица Олюшка и братец Никитушка»;
  • «Мальчик с кулачок»;
  • «Царевна-игрушка».

Молодцы! Вы очень хорошо справились с этой путаницей.

Воспитатель (перелистывая последнюю страницу):

Лунтик, ещё на страницах этой книги есть много стихов.

Ребята, расскажите, какие вы знаете стихи например о временах года?

Дети рассказывают стихи.

Воспитатель (закрывая книгу):

Лунтик, вот и закончились страницы твоей замечательной книги!

Лунтик: Вот спасибо вам друзья, а мне домой возвращаться пора!

Меня наверное уже баба Капа и дедушка Шер потеряли.

Я обязательно покажу эту книгу дяде Шнюку, он очень любит читать интересные книги.

Мы с ним обязательно устроим для Вупсеня и Пупсеня вечер «По страницам любимой книги».

Мне очень у вас понравилось и я хочу вам подарить, вот эти раскраски со сказками. (Раздаёт детям раскраски.)

До свидания ребята!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?
Ответы детей.

Воспитатель: Что Лунтик приносил с собой?
Ответы детей.

Воспитатель: Что в этой книге было, о чём она?
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в осеннюю сказку"

Занятие - развлечение с элементами  театрализации...

Конспект занятия "Путешествие в осеннюю сказку"

Занятие - развлечение с элементами  театрализации...

Конспект занятия "Путешествие по зимней сказке"

Конспект занятия "Путешествие по зимней сказке" ....

Конспект занятия "Путешествие в зимнюю сказку"

Конспект занятия "Путешествие в зимнюю сказку"...

Конспект занятия «Путешествие в осеннюю сказку»

Конспект занятия в средней группе...

конспект занятия "Путешествие в радужную сказку"

конспект по коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительного к школе возраста...