Конспект занятия "Путешествие в зимнюю сказку"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия "Путешествие в зимнюю сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_zimnyuyu_skazku.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНЮЮ СКАЗКУ»

Конспект занятия составили воспитатели I квалификационной категории – Рушева Елена Владимировна и Карибян Наталья Владимировна

Программные задачи:

Познавательное развитие:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега. Способствовать появлению самостоятельной познавательной активности. На основе полученных представлений сформировать правила безопасности на льду.

Развитие речи:

Закреплять умение подбирать родственные слова; употреблять имена существительные в дательном падеже. Подбирать признаки к предмету.

Упражнять в составлении предложений из трех слов, членении предложения на слова с указанием их последовательности; делением слов на слоги.

Воспитывать интерес к неживой природе, ее явлениям.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы побываем в сказке. Но чтобы попасть в нее, нужно отгадать две загадки:

Дел у меня немало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю.

Белю поля, дома,

Зовут меня… (Зима)

  • Верно, зима. А вот и вторая загадка:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю.

И любите за это вы меня –

Я … (Лето)

  • Да, это лето. Приглашаю вас в зимнюю и летнюю сказку.

Дети вместе с воспитателем подходят к первому фланелеграфу, на котором вперемешку прикреплены «летние» и «зимние» картинки.

Воспитатель: Что такое? Все перепуталось… Давайте отберем летние картинки и зимние и разместим их на втором фланелеграфе по отдельности. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Но кто это шевелится под снегом? Да ведь это ежик! Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?

Ежик: Здравствуйте! Рыжая плутовка-лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норы и совсем замерз.

Воспитатель: Да, иголки согреть не могут. Знаешь что?! Иди в летнюю сказку!

(Ежик подходит к летним картинкам, садится на пенек)

Ежик: Я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне о ней.

  1. Основная часть
  1. Беседа о зиме
  1. Какое сейчас время года? (Зима)
  2. Какая бывает зима?
  3. Назовите признаки зимы? (мороз, снег, холодно)
  4. Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
  5. Какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)
  6. Какой снег зимой? (хрустящий, скрипящий, холодный…)
  7. Что происходит зимой с деревьями? (они «отдыхают», «спят, укрывшись снегом»)

Воспитатель: Издавна русский народ сочинял песенки-зазимки. Послушайте одну из них:

Приходи, зима,

Приходи, красна,

С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными.

  • Почему зима, по мнению народа, красна? (красивая)
  • Какой вам представляется зима?
  • Что она должна принести с собой?
  • Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А.С. Пушкин описывает ее так:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный ли один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

  • Какое настроение передает поэт, рисуя образ зимы?
  • О чем можно сказать:

Ударили… (морозы)

Хрустит… (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут…(метели)

  • Как живут зимой звери? (медведь, еж – спят, заяц – белый)
  • Как зимой живут птицы? (Зимующие птицы не боятся снега, но их надо подкармливать, потому что зимой им трудно добывать пищу)
  • Кто из вас любит это время года? Почему?
  • Чем занимаются зимой дети?
  • Что вам нужно для зимних игр?
  • В какие игры нельзя играть зимой и почему?
  1. Игра «Почему так назван» (словообразование)

Конькобежец (бегает на коньках)

Саночник (катается на санках)

Лыжник (катается на лыжах)

Хоккеист (играет в хоккей)

  1. Игра «Кому что нужно» (употребление имен существительных в Д.п.)

Коньки нужны… (конькобежцу)

Санки нужны… (саночнику)

Лыжи нужны… (лыжнику)

Шайба нужна… (хоккеисту)

  1. Игра «Доскажи словечко» (однокоренные слова)

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

На поселки, на лужок

Все снижается… (снежок)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка – … (снегурка)

На снегу-то, посмотри! –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… (снег)

Вопросы:

  • Какие слова вы добавляли? (родственные, однокоренные, похожие)
  • На какое слово они похожи? (снег)
  • Подбери похожие слова к слову:

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие…

Мороз – морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки...

Физкультминутка

Воспитатель: Жил-был зайчик – длинные ушки,

Отморозил зайчик ушки на опушке.

Отморозил лапки, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и сухо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Е. Благинина

  • Что случилось с зайчиком?
  • Что надо сделать, чтобы этого не произошло? (надо двигаться)

Движения:

Я мороза н боюсь,

Я с ним крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос –

Значит надо не зевать,

Бегать, прыгать и играть.

Вот румяный я бегу,

Весь в серебряном снегу.

Ты, мороз, совсем не злой,

Ты мне дедушка родной.

  1. Опыты со снегом и льдом

1) Загадка: Он пушистый, серебристый,

 Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как положишь на ладонь. (снег)

Педагог выносит мисочку со снегом на подносе, раздает детям. Дети следят за таянием, трогают.

  1. Снег какой? (холодный, белый)
  2. Он твердый? (рыхлый)
  3. Он прозрачный? (не прозрачный)
  4. Что происходит со снегом в тепле? (тает)

Вывод: Снег холодный, белый, не прозрачный, рыхлый, тает.

2) Загадка: Зимою был крышей

Для речки, пруда.

Весной не осталось

От крыши следа. (Лед)

Педагог выносит кубики льда и раздает каждому ребенку.

  • Давайте рассмотрим, потрогаем.
  • Лед какой? (холодный, прозрачный)
  • А если его толкнуть? Он какой?  (толкают, лед скользкий)
  • Он рыхлый? (нет, твердый)
  • А если мы подержим его  теплой руке, что с ним происходит? (он тает, превращается в воду)
  • Лед превращается в воду, а можно ли из воды получить лед? (воду заморозить в холодильнике или вынести на улицу)
  • Если бы поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое в реках замерзло и погибло. Лед – это своеобразное одеяло – под таким толстым и прочным ковром подводным жителям не страшен никакой мороз.
  • А вот людям нужно осторожно обходиться со льдом. Давайте подумаем, почему? (педагог показывает иллюстрации с изображением безопасного поведения людей на льду)
  • Лед и снег нельзя брать в рот! Почему? (можно заболеть, грязный)
  • Льдом нельзя бросаться! Почему? (он твердый, можно поранить человека)
  • Нужно аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди! Почему? (скользко, упадешь, разобьешься)
  • Нельзя ходить по льду на реках! Почему? (лед может таять и тогда он теряет свою прочность, можно провалиться под лед и утонуть)

Вывод: Лед какой? Холодный, прозрачный, твердый, скользкий, тает.

  1. Игра «Живые слова»

ДЕРЕВЬЯ ПОКРЫТЫ СНЕГОМ

Роль слов в этой игре выполняют дети.

Саша – ДЕРЕВЬЯ: – Какое ты слово?

                               – Каким словом ты стал?

                               – Каким словом стала Даша?

Аня – ПОКРЫТЫ: – Какое ты слово?

                               – Каким словом ты стала?

                               – Каким словом стал Саша?

Даша – СНЕГОМ: – Какое ты слово?

                               – Каким словом ты стала?

                               – Каким словом стала Аня?

Дети называют свои слова. Из этих слов получилось предложение: «Деревья покрыты снегом».

  • Что получилось из этих слов?
  • Какое первое слово?
  • Какое второе слово?
  • Какое третье слово?
  • Покажите, где в этом предложении слово «деревья»? и т.д.

Теперь эти дети будут дружными словами. Послушайте, что они скажут. (По знаку воспитателя дети произносят слова одновременно)

  • Поняли, что они сказали?
  • Почему было непонятно? (сказали одновременно, все сразу)
  • Чтобы предложение стало понятным, слова надо произнести последовательно, одно за другим. (Педагог предлагает произнести каждое слово, спрашивает, какое получилось предложение)
  1. Игра «Составь предложение»

Воспитатель: А теперь я буду составлять предложение о лете, а вы будете составлять предложение о зиме.

  1. Летом солнце светит много

(Зимой солнце светит мало)

  1. Летом земля покрыта зеленой травкой

(Зимой земля покрыта белым снегом)

  1. Летом на деревьях листочки

(Зимой деревья голые)

  1. Летом дети купаются в реке

(Зимой дети катаются на коньках)

Ежик: Молодцы! А как вы справитесь с другим заданием? Посмотрите, у меня на иголках листочки. Вы листок сорвите и картинку рассмотрите. Самое короткое и самое длинное слово найдите. (Дети срывают листочки, рассматривают)

Воспитатель: 

  • Ваня, назови свое слово. (снег)
  • Сколько шагов ты прошагал? (1)
  • Почему ты прошагал 1 шаг? (в слове «снег» 1 слог)
  • Арина, назови свое слово (снеговик)
  • Сколько шагов ты прошагала? (3)
  • Почему ты прошагала 3 шага? (в слове «снеговик» 3 слога)
  • Давайте проверим Аринин ответ и «прохлопаем» слово «снеговик»
  • Сколько раз мы хлопнули в ладоши? (3)
  • Почему Арина сделала три шага, а мы сделали три хлопка? (потому что в слове «снеговик» три слога)
  • У кого же самое длинное слово? (у Арины)
  • А самое короткое? (у Вани)
  • Ну, что, Ежик, справились дети с твоим заданием?

Ежик: Да.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Ну, что, Ежик, теперь ты знаешь, что бывает зимой?

Ежик: Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас о зиме. Какие вы молодцы! Вот вам от меня подарок (корзинка с яблоками).

Воспитатель: Спасибо тебе, милый Ежик! Ты такой добрый. Мы тоже хотим сделать тебе приятное – мы хотим подарить тебе цветы, но необычные… Посмотри!

Психогимнастика

Под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» дети исполняют этюд «Цветок».

Ежик: Спасибо! Мне даже показалось, что я оказался на поляне с цветами… И теперь спокойно буду ждать весну. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"

Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"...

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"...

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка" в средней группе

Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима" в средней группе. Интеграция: Художественно-эстетическое, познавательное развитие...

Конспект занимательного дела «Зимняя сказка»

Конспект занимательного дела «Зимняя сказка». Цель: показать, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; уточнить признаки зимы; воспитывать отзывчивость ...

Конспект открытого занятия «Зимняя сказка». Нетрадиционная техника рисования солью.

На данном занятии продолжаем  знакомить детей с зимним пейзажем, показываем, что природа прекрасна в любое время года. Учим детей передавать очертание стволов, веток деревьев используя шаблоны. З...

Конспект музыкального занятия "Зимняя сказка" для старших дошкольников.

Занятие построено на разнообразных видах деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмическая, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация и и...

Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"

Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия  и вторичных отклонений в развитии....