Проект "Национальный костюм Хантов и Манси"
проект по развитию речи

Фёдорова Елена Леонидовна

Национальный костюм Хантов и Манси  проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsionalnyy_kostyum_hantov_i_mansi_gotovyy_proekt.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Составитель: Федорова Е.Л.

п. Сентябрьский

Нефтеюганский район

2017 год

Социальный проект

НРМ ДОБУ «Детский сад «Солнышко»

«Национальный костюм Хантов и Манси»

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

В которых воплощается Родина.»

В.М. Сухомлинский

  1. Актуальность проекта

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально и личностно значимый характер.

Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности, когда поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке).

О национальной одежде приходится судить по материалам истории, фракам, миниатюрам, предметам прикладного искусства. У национальной одежды коренных жителей Югры многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

На протяжении многих тысячелетий одежда людей выполняла практические, эстетические, социальные и религиозные функции. Она издавна служила средством налаживания дипломатических и культурных контактов, а также являлась объектом торговли.

Костюм – один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда – это, своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта:

Нравственно – патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории родного края, национального народного костюма, изготовление наглядного пособия. формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Ханты-мансийского округа (хантов и манси)
  2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
  3. Воспитывать положительное толерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды МБДОУ.
  4. Собрать материал о региональных особенностях народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека
  5. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение проекта в ДОУ.

Краткая аннотация проекта:

  • Проект выполняет творческая группа сотрудников детского сада «Солнышко», совместно с родителями.
  • Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, посещающих детский сад и родителей.
  • Проект реализуется через сотрудничество с разными организациями: средняя общеобразовательная школа, ДК
  • Приобретение материала для пошива костюмов.
  • Просвещение родителей предполагается путём консультаций, бесед, оформления стендов, участием в театрализованных представления.

Проект находится на стадии планирования и разработки. Продолжительность проекта – до мая 2018 года.

В реализации проекта планируется просветительская работа наглядная информация для родителей, консультации, беседы, совместные мероприятия.

Проект реализуется с учетом программы регионального компонента

«Мой край родной» для детей от 3 до 8 лет в рамках вариативной части основной образовательной программы НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018 гг.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста.

3. География проекта: поселок Сентябрьский, 66, НРМ ДОБУ «Детский сад «Солнышко», Нефтеюганского района, Тюменской области, ХМАО-Югра.

Заявитель (организация/группа физических лиц/физическое лицо): НРМ ДОБУ Детский сад «Солнышко», пос. Сентябрьский, 66, телефон/факс: 299-265

Руководитель проекта: Федорова Елена Леонидовна, воспитатель детского сада «Солнышко», рабочий телефон: 299-265, сотовый: 89825080667, email: Elena.leonidovna2007@mail.ru .

Руководитель организации: Вдовина Ольга Валерьевна, заведующий детского сада, рабочий телефон: 299-265

Обоснование необходимости проекта:

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.

Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа.

Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов – это практичность. Она рассчитана на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов нижнеобского региона очень разнообразна.

Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.

Рабочий план реализации проекта.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

выполнения

Ответственные за выполнение

1

Создание творческой группы.

Сентябрь 2017 г.

Федорова Е.Л. – руководитель проекта

2

Консультации со специалистами

Ноябрь

2017 г.

Федорова Е.Л.

3

Составление списка необходимых ресурсов для создания «Национальный костюм Хантов и Манси»

Октябрь

2017 г.

Творческая группа

4

Представление проекта общественности. Осуществление поиска спонсоров.

Ноябрь

2017 г.

Федорова Е.Л.

5

Оформление заказа на изготовление костюмов

Январь - февраль

2018 г.

Руководитель проекта, творческая группа

6

Оформление

Май-август

2018 г.

Творческая группа

7.

Презентация костюмов (проекта)

Август

2018 г.

Федорова Е.Л.

8.

Проведение совместных мероприятий

Сентябрь

2018 г.

Дусбабаева А.Л. –старший воспитатель

Федорова Е.Л.

Предполагаемый результат

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (югорский);
  • Проектная работа по ознакомлению с национальным костюмом
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
  • умение детей различать национальную одежду угорских народов севера;
  • Приобретение детьми практических умений по работе с национальным костюмом народов Ханты и манси;
  • Создана предметно – развивающая среда по этнокультурному образованию в саду в целом.

7. Смета расходов

Наименование

Цена

Кол-во

Стоимость

  1. 11

Ткань костюмная

350,00

20 м

7 000,00

  1. 22

Ажурная тесьма

65,00

21 м

1 365,00

  1. 33

Искусственный мех

240,00

32 м

7 680,00

4

Мех жаккардовый

1 700,00

7,5

12 700,00

Итого:

28 745,00

Итого: 28 745 (рублей 00 копеек)

Практическая значимость

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей 

Подготовительный этап:

1) Создание рабочей группы по воплощению проекта.

2) Организация «Круглого стола» с целью определения круга партнёров (, родительский комитет, средняя образовательная школа, ДК

3) Определение круга деятельности участников проекта.

4) Составление плана мероприятий по выполнению поставленных задач.

Творческая группа создана из 7 сотрудников детского сада. Реализовывать Проект будет группа сотрудников детского сада «Солнышко», совместно с родителями и организациями: администрация с.п. Сентябрьский, средняя общеобразовательная школа. ДК

Перспективы дальнейшего развитие проекта

  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Сохранность и продолжение работы данного проекта просматривается в преемственности: ушедших в школу детей сменяют подросшие малыши.
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
  • Создание предметно – развивающей среды по этнокультурному образованию в саду в целом.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
  3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С. 21-34.
  4. География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э. В. Ким и др. - М.: Экопрос, 1996. 222с.
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
  6. Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С. 24-29.
  8. Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002.   320 с.
  9. Мещ В.А.«Здравствуй Югра!». Х. – М.: «Полиграфист», 2000.  168 с.
  10. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с.
  11. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск, 2001. 240 с.
  12. Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с.
  13. Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Х. – М.: «Полиграфист», 2005.  280 с.  
  14. Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. М., 2005. 234 с.
  15. Шесталов Ю. «Ханты. Манси. Кто мы?». Х.-М. «Стерх», 1993. 120 с.