Дидактическая игра как форма речевого развития детей раннего возраста
материал по развитию речи

Шапкина Татьяна Николаевна

Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать подготовку к речевой работе. На первом году жизни ребенок овладевает речью. На втором году жизни он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающим, что и является целью речевого развития детей раннего возраста.

Игра для детей раннего возраста имеет огромное значение. Через игру дети могут получить новые знания, закрепить навыки действий с различными предметами, выстроить общение с ребятами и взрослыми. Дидактические игры для детей по развитию речи для детей раннего возраста позволяют решать обучающие задачи в доступной и привлекательной игровой форме. Поэтому в своей работе я использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся со сказочными персонажами, книжной культурой, звукоподражанием.

Мной было разработано пособие - дидактическая игра "Путешествие куклы Маши и Саши". Книга предназначена для детей раннего возраста и направлена на развитие речи,закрепление полученных речевых умений. Данное пособие можно использовать в различных ситуациях: во время совместной деятельности взрослого и ребенка, во время режимных моментов, непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.

Цель: развитие речевой активности детей. Книга имеет размеры А3 и каждая страничка оформлена в виде домиков - кармашков с заданиями различной сложности. Первая страничка оформлена под группу детского сада. Здесь изображены полочки для игрушек. Дидактическая задача состоит в том, чтобы дети нашли игрушки и расставили их по полочкам. Игра сопровождается описательной речью. "Давай найдем игрушки. Расставим их на полочки. Вот какой мячик красивый. Он какого цвета? А какой он по форме? На какую полочку его положим?" Детям предлагается поставить на полочку пирамидку, кубики, куклу, мячик.

Следующая страничка предлагает отправиться в путешествие с героями на ферму к бабушке. Страничка оформлена в виде улицы с остановкой. Детям предлагается расставить на проезжую часть машины, а на остановку автобус, на котором отправятся в путешествие герои игры. Дидактическая задача состоит в том, чтобы дети запомнили виды транспорта смогли их описать. На следующей страничке ребят встретит бабушка. У нее в деревне живут домашние животные. Дидактическая задача состоит в следующем: найти домашних животных и расставить их по местам: курочек в курятник, поросят и корову на ферму. Это задание помогает пополнить словарный запас по теме "Домашние животные", тренировать умение детей в звукоподражании. Третья страничка книги предлагает пойти вместе с бабушкой, Машей и Сашей в лес. Дидактическая задача состоит в том, чтобы дети определили: какие звери живут в лесу и разместили их в свои домики: медведя в берлогу, волка в логово, белочку в дупло. На четвертой страничке ребят ждет задание: спрячь ягодки под кусики, чтобы герои игры смогли их найти. данная страничка оформлена под полянку, на которой необходимо расположить ягодки. Играя, ребята быстро запоминают названия ягод, учатся описывать их по форме и цвету.

Как и многие виды занятий с ребенком, дидактические игры нуждаются в продумывании и подготовке. Родители не совсем знакомы с понятием "Дидактика", "Дидактическая игра" и ее значение, поэтому изготовив данную игру я провела мастер класс по использованию игр и показала их значение на конкретном примере.

Применение дидактических игр по речевому развитию повышает эффективность педагогического процесса. Речь ребенка обогащается новыми словами, становится более активной, поэтому дидактическая игра - сильнейший стимулятор умственной, коммуникативной, социальной деятельности детей раннего дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста

Цели: учить детей находить похожих на образцы персонажей сказки «Колобок»; развивать внимание и зрительную память детей.Материалы: карточки с силуэтами персонажей сказки «Колобок», картинки героев ска...

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.

Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое  развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Игра как средство речевого развития детей раннего возраста

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Мастер- класс «Многофункциональное дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста «Скатерть Развивай- ка!»».

Цель: Обогащение развивающей – игровой среды, развитие мелкой  моторики рук детей, развитие и обогащение речи детей.Задачи:1. Развитие мелкой моторики рук;2. Развитие творческих способносте...

Дидактическая игра - ведущая форма сенсорного развития детей раннего возраста

Дидактическая игра  является ведущей формой сенсорного развития детей раннего возраста....