Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь» в подготовительной группе 

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

 

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skorogovorkam.docx169.65 КБ

Предварительный просмотр:

https://cf.ppt-online.org/files2/slide/i/IGdrAP6bBHJXO4DoUTm37nSW2KMV15CjfzYNZ0/slide-13.jpg

Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь»

                      Автор проекта:

                                                                               Мордовина И.С.

                                                                               Воспитатель.

2019го

Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь» в подготовительной группе «Вишенка»

Вид проекта: коррекционно-познавательный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя

Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности; человек не должен быть «Иваном, родства не помнящим».

Цель: развивать коммуникативные способности детей с речевыми дефектами, воспитывать уважение к великому культурному наследию России;

Задачи:

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.

- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;

- продолжать работу по формированию выразительности речи;

- развивать слуховое внимание и память;

- развивать артистические способности;

2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развивать умение детей работать в группе.

Интеграция ОО «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Актуальность темы:

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный

- опрос детей;

- консультация для родителей «Роль скороговорок в развитии  речи»

Беседы с родителями об актуальности создания проекта.

2 этап: пути решения проблемы и обсуждение идей реализации:

- внутригрупповые конкурсы «Лучший чтец скороговорки»;

- «Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке»;

-совместно детско-родительский конкурс на придумывание скороговорки с определенным звуком;

- консультация для родителей «Веселые скороговорки»;

- картотека скороговорок для педагогов.

3 этап: реализация проекта

Формы работы с детьми: беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок, оформление альбома «Любимые скороговорки», викторина, разгадывание кроссвордов придумывание рассказов по скороговорке, сочинение скороговорок.

4 этап: заключительный

Развлечение «Всех скороговорок не перескороговоришь ».

Ожидаемый результат проекта:

- улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству.

- повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.

Продукты проекта:

• фотоматериалы;

• проектная папка: сценарий развлечения, конспект интегрированного занятия, картотека скороговорок для родителей;

• информационный лист для родителей.

Литература:

1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М. : Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.

3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М. : АСТ: Астрель: профиздат, 2007.

5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.

7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

8. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М. : ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2005.

9. Семеренко Н. В., Семеренко И. Г. Программа развития и обучения дошкольника. – М. 2007 г.

Перспективны план  недели скороговорок подготовительной группе

«Вишенка»

День недели

Совместная деятельность

Цель

Понедельник

30.09.2019

Беседа с детьми о скороговорках

Воспитывать уважение к великому культурному наследию России;

продолжать работу по формированию выразительности речи;

Вторник

1.10.2019

Картотека скороговорок для педагогов.

Углубить знание о скороговорках.

Среда

2.10.2019

Консультация для родителей

«Роль скороговорок в развитии  речи»

Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

Четверг

3.10.2019

 Конкурсы «Лучший чтец скороговорки»;

Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию;

развивать артистические способности.

Пятница

4.10.2019

«Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке»;

Развитие творчества и воображения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль скороговорок в развитии  речи»

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и Вам!

Что такое скороговорки?

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

  1. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.
  2. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
  3. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
  4. Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
  5. Кроме того, это самое настоящее развлечение! От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении.

Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Проговаривайте фразы медленно и четко.

 Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Итак, проделывайте все пошагово:

 Первый шаг- произнесите скороговорку  медленно и четко. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Важно  не допустить неправильного произношения.

Второй шаг – чтение скороговорки шепотом. Важно, чтобы  шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Третий шаг -  произносите текст  вслух,  медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

http://dou23spb.ru/wp-content/uploads/2018/04/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg

Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

 Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.

УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ!

Воспитатель: Ребята, мы живем в самой большой стране – в России. Есть много разных стран. Там живут разные люди, которые имеют свои традиции,

4. Итог занятия:

- Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?

- В каком костюме приходила к вам Марья? (в русском национальном костюме)

- Из чего состоит русский национальный костюм? (из рубахи, сарафана, кокошника, сапог)

- Молодцы, на следующем занятии мы продолжим нашу работу и подарим портреты Марье, чтобы она забрала их с собой и показала своим подружкам.

Конспект ООД по речевому развитию.

Тема «Поиграем в скороговорки».

Цель: учить детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Задачи:

Образовательные: учить детей правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, вырабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие: развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение и разучивание скороговорок, составление альбома «Гимнастика для пальчиков и языка»«Чудо-загадки».

Используемое оборудование: конверты с картинками-подсказками, мяч, цветок с разноцветными лепестками, флажки для деления на команды.

Словарная работа: чистоговорки, скороговорки, быстро, понятно.

Ход НОД:

Воспитатель. Дети, любой из вас без труда произнесет слова «мама» или «папа», потому что звуки в этих словах лёгкие для произношения, они под силу даже маленькому ребенку. Но не каждый выговорит слова, в которых есть трудные звуки. Чтобы этому научится, мы с вами занимались с чистоговорками. Но их можно произносить не торопясь, главное- четко произносить все слова и звуки. А чтобы научится ещё и быстро проговаривать слова с трудными звуками, придумали специальные упражнения- скороговорки, что значит «скоро, быстро». Как называются эти упражнения (ответы детей)

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно внятно

Чтоб было всем понятно

Воспитатель. Вначале скороговорки обычно очень легкие. Давайте вспомним их. Для этого у меня есть для вас подсказки - вот такие волшебные и загадочные конверты (дети подходят к столу берут конверты в них картинка- подсказка).

Ребёнок рассматривает картинку, вспоминает скороговорку и проговаривает её. Затем приговаривают её 2-3 человека.

Шла Поля по полю,

Рядом кони топали.

Стрекочет сорока

На сосне высоко.

Лежит ёжик у ёлки,

У ежа иголки.

Мишка в снежную метель

Миску мёда съесть хотел.

Маленькие мышки

Мыли с мылом миски.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо проговариваем скороговорки. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мяч эмоций».

Вы должны будете произнести скороговорку с той интонацией, которую я вам назову. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг.

Ход игры. Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч ребенку и называет одну из эмоций. Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией (дети садятся на стулья).

Воспитатель. Легкие скороговорки мы с вами вспомнили, но чем дальше, тем скороговорки сложней.

И поможет их нам вспомнить вот этот необычный цветок (на лепестках которого изображены картинки).

Дети открывают лепесток и читают скороговорку. 2- 3 человека повторяют её. Ребята будьте внимательны скороговорки могут быть и очень трудные.

Божью коровку

Закрыли в коробку.

Ты открой коробку,

Освободи коровку.

Две очень умных мышки,

С утра читали книжки.

И за день эти крошки,

Изгрызли книжки в крошки.

В кладовке кадушки.

В кадушках квакушки.

Квакнули квакушки,

Лопнули кадушки.

Миску мишке предложили,

Мяса в миску положили.

Мишка мясо лапой мял,

Мишка мяса есть не стал.

Залечил однажды зубр,

В зоопарке зебре зуб.

И теперь, как встретит зубра,

Зебра зубру скалит зубы.

Воспитатель. Молодцы! Чтобы четко и быстро проговаривать скороговорки, тренироваться надо каждый день, как хорошим спортсменам. Не беда, если сразу все не получится.

Чтобы четко говорить-

Надо с пальцами дружить.

И сейчас мы с вами вспомним гимнастику для пальчиков и языка. Это веселое упражнение, которое называется «Краб»(дети садятся на ковёр и выполняют)

Шкряб, шкряб,шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. (левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх; пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев; широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад)

Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех. (кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз; высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз)

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. (пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю; с напряженим тянуть язык к подбородку)

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? (с помощью жестов и мимики изобразить удивление)

Повторяем всё ещё раз.

Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом. (подушечками пальцев обеих рук погладить щёки; имитировать процесс жевания)

Ну и чудик этот краб! (большими и указательными пальцами оттянуть руки; высунуть язык)

Воспитатель. А сейчас у нас сюрприз. Илья приготовил для вас интересную скороговорку. Будьте очень внимательны, а потом кто то из вас попробует её повторить. (ребёнок рассказывает)

Ну, а сейчас у нас будет соревнование «Кто больше знает скороговорок

Но для этого нам необходимо разделится на две команды (дети делятся на команды)

Скороговорки нужно проговаривать четко, быстро, чтобы всем было понятно.

Воспитатель. Ну вот и закончилась наша игра. А как называются упражнения, которые помогают научиться четко и быстро проговаривать слова и произносить все звуки.

Дети. Скороговорки.

Воспитатель. Правильно скороговорки.

Послушайте какое я знаю стихотворение

Люди разговорчивые,

Говорят разборчиво.

Чисто, четко, внятно.

Каждому приятно,

Воспитатель: Вы согласны с этим (рассуждения детей)

Надеюсь, что все вы будете говорить красиво и понятно.

Вы сегодня справились со всеми заданиями, показали как вы много знаете скороговорок, и поэтому я хочу вам вручит медали «Наши знатоки»

30.09.2019     Лепка

Тема: «Девочка с мячиком»

Задачи: развивать умение детей создавать изображение человека в движении. Учить передавать позу, движения. Закреплять умение передавать соотношение частей по величине. Упражнять в использовании различных приемов лепки. Учить сравнивать созданные изображения, находить сходство и различия

1.10.2019. Рисование.

Тема: Моя любимая игрушка.

Задачи: учить детей передавать в рисунке образ любимой игрушки, её отличительные особенности. Развивать художественные способности, мелкую моторику пальцев рук, координацию в системе глаз и рук. Развивать у детей усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность и  внимательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по развитию речи

Краткосрочный проект по развитию речи...

Краткосрочный проект по развитию речи "Здравствуй, сказка"

Цель: формирование речевого развития детей второй группы раннего возраста посредством приобщения к сказке...

Краткосрочный проект по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Веселые пальчики»

Краткосрочный проектпо развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений«Веселые пальчики»...

Краткосрочный проект по развитию речи во второй младшей группе: "Транспорт"

речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим тру...

Краткосрочный проект по развитию речи на тему : Народная сказка "Рукавичка"

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей, т. к. играет большую роль в формировании личнос...

Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Говори правильно»

       Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из р...