Отчет по самообразованию «Развитие речи - риторика и речевой этикет, в том числе и для детей с ОВЗ»
методическая разработка по развитию речи

Павлова Наталия Петровна

Дети  приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.

Основным инструментом общения и коммуникации является речь. Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике.                                                                                                                                                               Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи. Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике. Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по самообразованию «Развитие речи - риторика и речевой этикет, в том числе и для детей с ОВЗ» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение комбинированного вида детский сад «Родничок» Составила: Воспитатель Павлова Н.П. Пыть-Ях , 2019 г.

Слайд 2

« ЗАБЕРИТЕ У МЕНЯ ВСЕ, ЧЕМ Я ОБЛАДАЮ, НО ОСТАВЬТЕ МНЕ МОЮ РЕЧЬ, И СКОРО Я ОБРЕТУ ВСЕ, ЧТО ИМЕЛ.» ( Даниэл Уэбстэр ) Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями. Основным инструментом общения и коммуникации является речь. Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике. Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи. Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике. Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) .

Слайд 3

Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека, в связи с этим мы рассматриваем еще и культуру речевого этикета. Цель занятий по риторике – создание речевых ситуаций с использованием заданий по риторике различного типа в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ. Для решения данной цели выделила следующие задачи: - совершенствовать нравственный аспект речевого поведения дошкольников; - обогатить и расширить речевой этикет детей, используемый в разных ситуациях общения; - развивать качество голоса (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание); - развивать навыки вербального и невербального общения (мимика, жесты, телодвижения) - воспитывать культуру слушания; развивать связную речь. Значение риторики в развитии ребенка с ОВЗ. 1. Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей с ОВЗ эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека в мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов . 2. Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. 3. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. 4. Коммуникативные ситуации позволяют ребенку с ОВЗ решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Слайд 4

Цель работы по самообразованию: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Задачи: - Формировать способности к творческому саморазвитию и коммуникативной деятельности. - Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы риторики. - Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОУ .- Выявить наиболее приемлемую форму введения риторики, ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании. - Исследовать результативность применения риторики в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО, в том числе и с детьми с ОВЗ. - Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми. - Обобщать и распространять педагогический опыт.

Слайд 5

Чтобы процесс обучения риторике и речевому этикету протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, воспитатель должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми. Именно с этой целью был разработан большой «Сундучок Риторика» включающий в себя такие разделы, как: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления, упражнения на развитие мелкой моторики, обучение грамоте и развитие связной речи). Этот сундучок в своем роде, игровой сборник, где в одном месте собрано все, что необходимо для полноценного занятия.

Слайд 6

Содержание работы по развитию риторических умений велось по четырем блокам: 1 Блок . Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей). Включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность); - формированию умения слушать и слышать собеседника; - овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресность высказываний); овладение приемами стабилизации поведения. Для этого я использовала театрализованную деятельность, инсценирование , разыгрывание ситуаций, речевые разминки.

Слайд 7

2 . Блок . Речевой этикет. Развитие речевого этикета в себя включает: - овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение); - формирование в речи знаков доброжелательности; - формирование осознания тональности общения; осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов. Для обучение детей речевому этикету я использовала следующие методы и приемы: чтение художественной литературы и беседы - использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы; - участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающих понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, развивать культуру речевого общения; - свободное общение в процессе совместной деятельности; - этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, помогают понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения; -видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев. Для того, что бы детям было легче запомнить правила этикета мною были составлены (а некоторые взяты из материалов коллег) мнемотаблицы , часть из них представлены на следующем слайде. Впервые месяцы занятий мнемотаблицы предлагаемые детям были цветные, позже с графическим изображением персонажей.

Слайд 8

Мнемотаблицы «Этикет» в цвете Прощание Приветствие

Слайд 9

Мнемотаблицы «Этикет» графические Приветствие Говорим по телефону Идем в театр Правила поведения в транспорте Поведение в магазине Поведение на улице

Слайд 10

3. БЛОК. Вербальное и невербальное общение Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя: - осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций; - умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе; - снижение импульсивных эмоциональных реакций. Например мною использовались : 1) этюды на выражение различных эмоций (Картотека на выражение эмоций); 2) мимика и пантомимика (Картотека игр пантомим для дошкольников); 3) выразительные движения (Картотека: упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений); 4). тренинги мышечного расслабления (Картотека релаксационных игр и упражнений) Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным. Большую роль в данном блоке я отводила таким приемам как: 5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы(Картотека); 6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением (Картотека). Поздравляем всех именинников – выражение эмоций и проговаривание поздравлений каждым ребенком Мыльные пузыри –выработка воздушной струи и развлечение.

Слайд 11

Игры на развитие речевого дыхания Прокати шарик по дорожке Помоги бабочке долететь до цветка Остуди чай

Слайд 12

4. БЛОК. Культура слушания Под культурой слушания предполагается: - умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым); - замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям; - радоваться успехам товарищей; - терпеливо выслушивать говорящего; справедливо разрешать возникающие споры и конфликты. В этом блоке я использовала все методы и формы работы, что и первых трех блоках , так как культура слушания необходима во всех видах деятельности детей. Сюжетно ролевые игры Игры на развитие мелкой моторики

Слайд 13

Книги и игры используемые при работе с детьми по развитию речи и обучению этикету

Слайд 14

Игра составь слова по первым буквам

Слайд 15

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, папки передвижки, игры которые можно было взять домой из сада и поиграть с детьми дома.

Слайд 16

В процессе работы над проблемой по развитию речи , посредством введения занятий по риторике, я заметила, что произошёл существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, научились самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная. Произошёл скачок в развитии речи у детей с ОВЗ, речь стала внятной, предложения правильно построены. Дети стали более общительные , раскованные. Воспитанники моей группы как с нормой развития , так и дети с ОВЗ были участниками конкурсов чтецов показали отличные результаты.

Слайд 17

Изучение литературы по теме: 1. Л. А. Баландина, Методическое пособие по обучению риторике дошкольников - Ростов -на-Дону : Феникс, 2003. 2. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С.Пб .; Детство – Пресс, 2009.- 208с. 3. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей - М., ЭКСМО, 2012 4. Т .А.Шорыгина , Этикет для малышей Москва «Первое сентября» 2003 г. 5. Ю.Г. Дорофеев, Уроки этики - Москва «Мозаика – Синтез». 2000г. 6. О.Ю. Безгина , Речевой этикет старших дошкольников - Москва «Мозаика – Синтез».2005г. 7. Т.А.Шорыгина , «Вежливые сказки» -Москва «Прометей; Книголюб». 2001г. 8. С.С. Бычкова Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников- Издательство «АРКТИ» Москва 20002г. 9. О.Н.Пахомова , Добрые сказки - Москва «Прометей; Книголюб».2002г. 10. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ З.И. Курцева. – М. : 2008. – 64с. https://scienceforum.ru/2017/article/2017033333


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Развитие речи детей методами Монтессори-педагогики"

В отчете представлена работа педагога по самообразованию по теме "Развтие речи детей методами Монтессори-педагогики": описаны актуальность, цель, методическая литература, направления работы...

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"

Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"...

Отчет по самообразованию. «Развитие речи детей в продуктивных видах деятельности"

laquo;Развитие речи детей в продуктивных видах деятельности дошкольного возраста, через «ниткотворчество». Обусловлена тем, что в моей логопедической группе дети с нарушениями речи , и та...

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Отчет по самообразованию "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»

Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»...