Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2023.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

В 2022-2023 учебном году я взяла тему по самообразованию:   

« Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»

 Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения  к сенсорным играм, объединить усилия воспитателей  и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:

работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

-Повысить собственный уровень педагогических знаний путем изучения необходимой литературы для работы над планом самообразованию.

- Определить роль сенсорной игры в организации жизнедеятельности детей раннего возраста по речевому развитию

- Создать условия для психологического и физического здоровья детей, эмоционально-волевого благополучия через игровую деятельность.

- Совершенствовать знания о речевом и сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- Обогатить развивающую среду группы по сенсорно-речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание, изготовление и приобретение новых игр при участии родителей

- Повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

-Воспитывать игровые дружеские отношения , активизировать  и обогащать активный словарь детей раннего дошкольного возраста.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательно- речевая активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательно-речевой активности.

Новизна:

Сенсорно-речевое развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания:  умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом. Важность сенсорно-речевого развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, речь, воображение, мышление.

Ожидаемые результаты:

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Разработка и внедрение системы работы с детьми по теме: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры». Создание педагогических разработок и публикаций их в СМИ. Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе. Обогащение предметно-пространственной среды.

Литература:

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

8. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

9. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2014.

10.  Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.

11.  Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1991. - с. 28.

12. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи у детей 2-4 лет, Владос, 2017.

13. Микляева, Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. –М: ТЦ Сфера, 2013.

14. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О. С. -М: ТЦ Сфера, 2011.

15. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2012.

16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста, Владос, 2013.

17. Интернет источники:  Международный образовательный портал Maam.ru.

Практический выход:

1.Открытый просмотр образовательных ситуаций;

2.Подготовка, принятие участия, выступления на городских семинарах, педсоветах и педчасах ДОУ;

3.Подготовка, принятие участия, проведение мастер-класса на уровне ДОУ, г.о. Саранск;

4.Оформление картотек по речевому развитию,

5.Выставка совместных работ детей и родителей;

6.Оформление  памяток, буклетов, мини-газет для родителей и педагогов на уровне ДОУ, г.о. Саранск;

7.Изготовление сборника консультаций для родителей по данному направлению;

8.Оформление предметно-развивающей среды в группе;

9.Проведение развлечений, экскурсий;

10. Выступления на родительских собраниях;

11. Участие в конференциях (участник, слушатель)

12.Проектная деятельность;

13.Творческий отчет о проделанной работе за год (слайдовая презентация).

 Свою работу я начала с подбора и  изучения методической литературы. В сентябре провела диагностику по  речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

В октябре изучила раздел «Методы и приёмы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста» в книге Бородич А. М. «Методика развития речи детей» М., 2004г., Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; Пополнение предметно- развивающей среды в группе

В ноябре продолжила изучение темы: «Пальчиковые игры». Родителям была  предложены рекомендации – памятки. Составила  картотеку дидактических игр для закрепления понятия формы. Пополнение картотеки дидактических игр на развитие тактильных ощущений  

В декабре продолжила изучение темы: «Игры и занятия, направленные на развитие речи» Была проведена консультация  «Играя познаем мир»

В январе пополнила картотеку дидактическими играми на закрепления понятия величины

В феврале пополнила картотеку дидактическими играми на закрепления понятия цвета

В марте, продолжая изучение темы, провела НОД «В гости к солнышку»

В апреле  родителям были рекомендованы книги для семейного чтения.

В мае закончила изучение темы разделом: «Игры по развитию речи» Изучила книгу «Учите, играя» Максакова А. И., Тумакова Т. А., М. 2005г.

В результате изучения темы: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры», сделала выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовая деятельность, прогулки. Словом она должна пронизывать весь воспитательно - образовательный процесс, обогащая опыт детей.

Перспективы на следующий год:

- продолжить работу по теме: «Развитие речи и сенсорные иры»

- изучать новинки методической литературы

- продолжить работу по разработке игровых картотек  

- публиковать конспекты НОД на интернет- сайтах

привлечь родителей к созданию уголка книги в группе, организации праздников для детей.  

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №88»

Городского округа Саранск

ОТЧЕТ

О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

 ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНОЙ ИГРЫ»

                                                                                         

                                                                                               

                                                                                        Подготовила: воспитатель                                                                                         

                                                                                         Сергеева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»

Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам математических- дидактических игр»( 2020)

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников- особая область познания, в ...

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр.

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр. Дидактическая игра "Стиральная машина". Она поможет детям развивать зрительное восприятие, умение в...