Викторина по тувинским народным сказкам
план-конспект занятия по развитию речи

Чайбар Алзимаа Алдын-ооловна

Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в воспитанников  веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по тувинским

        народным сказкам:

    « В гостях у сказки»

МАДОУ детского сада «Малышок»

ЧайбарАлзимааАлдын-ооловна.

                                                       

 

Развлечения: Викторина для детей старшего дошкольного возраста                                    

                         «В гостях у сказки»

Пояснительная записка:

Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в воспитанников  веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Форма - проведения: викторина.

Форма организации совместной деятельности: игровая мотивация, объяснение, вопросы к воспитанникам, музыкальное сопровождение.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Место проведения: музыкальный зал.

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям тувинских народных  сказок.

2.Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение, память, интонационную выразительность речи.

3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений.

  Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развитие эмоционально – чувственной сферы;

Актуальность: Сказка-это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. В последнее время дети тувинской национальности не говорят на  своем родном языке. Поэтому, преподавание тувинского языка в дошкольных учреждениях крайне необходимо.

Образовательная область:  Коммуникация.

Предварительная работа: Формировать умение внимательно слушать произведение, развивать слуховое восприятие, рассматривание  и чтение  тувинских сказок с иллюстрациями; чтение сказок, беседа с детьми о детских писателях Тувы. Воспитывать любовь к сказкам, в которых воплощены традиции тувинского народа.

Необходимый материал:  выставка  тувинских народных сказок, картинки с изображением атрибута сказки; музыка.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением.

Оформление: Выставка тувинских народных сказок, островки с заданиями: 1.«Отгадай сказку»,

 2.«Отгадай сказочного героя»,

3.«Угадай из какой это сказки?».

Предполагаемый результат: 

- приобщение воспитанников к истокам тувинской народной культуры, культуры через знакомство со сказками, создание радостного настроение от встречи с любимыми героями сказок.

                               

                            ХОД ЗАНЯТИЯ

(звучит медленная тувинская народная музыка).

Дангына:      - Здравствуйте, гости дорогие!

                           Желанные да долгожданные

                           Приветствую вас на пороге сказки

          А вы любите сказки?

Дети: Да, любим.

Дангына: Я приглашаю вас на выставку книг. Обратите внимание на эти  книги,  какие здесь произведения?

Дети: Сказки.

Дангына: Какие это сказки?

Дети: Тувинские   народные  сказки.

Дангына: А как вы  думаете, кто их написал? Кто сочинил? Почему они тувинские народные?

Дети: Их сочинил и придумал тувинский  народ.

Дангына:     Сказка в гости к нам стучится

                       Скажем сказке « Заходи»

                       В сказке может всё случиться,

                       Что же будет впереди?

                       Сказка по свету идёт,

             Всех нас за руку ведёт.

             Сказка умница и прелесть,

              С нами рядышком живёт.

Дангына: Сказки придумывали люди и рассказывали друг другу, так через много-много лет сказки дошли до нас.

- Возьмитесь, дети за руки и очутимся в сказке.

( звучит медленная музыка и на экране появляется озеро Сут-Холь).

      В давние времена, когда озеро Сут-Холь

      Было еще маленькой лужей,

      А гора Сюмбер-Ула-маленькой сопкой

       На южном склоне Арзайты-горы,

      Жили-были Оскус-оол и золотая Царевна.

        Всем, друзья они знакомы,

                      Всех ребят  они  любили

        В гости все их  приглашали.

 А сегодня Оскус-оол и золотая  Царевна  отправили вам  интересную  и необычную игру - викторину, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

 Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

 Ну что, начнем наше путешествие? Тогда отправляемся на островок, называется она «Отгадай сказку». ( Находит там конверт  и распечатывает, а там  загадки). Тут загадки, я   буду загадывать  загадку, а вы будете отгадывать, про какую сказку я вам говорю.

Загадки о тувинских народных сказок:

  1.Никому не давал себя в обиду,

Это кто ж такой рогатый?
    Да ещё и бородатый?

   Храбрый и упертый.

   Остался у семи коз матерей,

    Медными рожками.

(Тувинская народная сказка «Козлик - медные рожки»).

2.Угадай, какой же птице

      Ночью темною не спится

      Ночью мерзнет, а днем спит

Из-за своей лености не свила себе гнезда.

(Тувинская народная сказка «Ленивая сова»).

 

 3. В небе кружит ночью длинной,

   Самый крупный, самый сильный.

   Из большой семьи совиной

Крючконосый мудрый…

(Тувинская народная сказка «Мудрый филин»)

4.Острые зубки,
     Серые шубки,
     Быстрые ножки

      Было  их семь
      Наставник –кот съел их.         
(Тувинская народная сказка  «Семь мышей») 

 

5. Она красива и мила,

Обаятельна всегда,

В сказке  помогала старику,

И желанья исполняла!

(Тувинская народная сказка  «Золотая птица»)

6.  Есть три брата родные:

Старший говорит: спрятано под ковриком,

Средний говорит: многолапое и маленькое,

Младший говорит: паук.

(Тувинская народная сказка « Три брата»).

7.Совсем он крохотный,

Но гордый он и смелый,

 У  жадного Караты-Хана,

Жемчужину украл.

 (Тувинская  народная сказка  «Мальчик с пальчик»).

8. Нет скота у меня,

   Но богат я душой.

   Но Кучулуг - не сможет никогда,

   Назваться добрым другом.

 (Тувинская  народная сказка  «Хитрый и богатый»).

9.Такая у него судьба:
Несёт по жизни два горба.
Хвост свой одолжил коню,

А рога маралу.

 (Тувинская  народная сказка «Как  верблюд стал некрасивым»)  

Ребята, пора нам отправляться на второй островок   «Отгадай сказочного героя».

1. Ну как же мне не плакать. Было у меня семеро братьев и сестер - никого не осталось, было у меня семь матерей – тоже ни одной не осталось. ( Козлик -медные рожки)

 2.  В старые  времена на реке Чинге-Кара-Хем жили два человека: один хитрый, а другой  богатый. (  Аргалыг и Кучулуг).

 3.  Как звали  бедного пастуха, который пас овец  Караты -Хана? (Оскус-оол)

4.   Как звали сына бедного старика Кара-Сала, ростом с пальчик.                    ( Эргектей-оол)

 5. Откатил Шулбус камень и столкнул его в яму. Летит старик вниз, а за ним следом овца  за овцой падают. Как зовут героя этой сказки?  ( Боралдай).

 6. Не руби,  старик,  моё дерево - заговорила человечьим голосом. (Золотая птичка)

Дангына:     Молодцы, и с этим заданием вы справились. Следующий наш островок – «Угадай из какой это сказки?». Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете угадывать из какой они сказки.

 (Дангына  показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет).

 Медные рожки  (Козлик – медные рожки)

 Пшённая каша в пиале ( Каша в кувшине).

  Новая белая юрта (Хитрый и богатый)

  Старик с топором (Золотая птичка).

  Чёрный шёлковый халат, идики, соболья шапка  (Хеверик).

  Рога и  хвост ( Как верблюд стал не красивым)

Подвижная игра: «Сказка дала нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем-и снова в путь!

Если будем наклоняться

Влево-вправе десять раз.

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять,

Оскус-оол дает совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз,два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз,два, три, четыре, пять,

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения).

Дангына:     - Давайте с вами отправимся на следующий островок, в который мы будем сочинять сказку.

(Воспитатель предлагает детям игровой приём  «Салат из сказок»). Посмотрите, какие персонажи встретились нам на пути – Оскюс-оол, Хеверик,  Аргалыг и Кучулуг, Бродячий лама.

Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «О какой сказке идёт речь?»

 1. Услужил  ему Аргалыг и стал себе спокойно жить- поживать.                             ( Хитрый и богатый).

 2. У  старого Кара-Сала ярко пылал очаг в юрте, и мальчик играл жемчужиной, перекатывая её из ладони в ладонь.                                        (Мальчик с пальчик)

 3. Согнал старик овец к большому камню, величиной  с целую корову, и ждёт, что дальше будет?  (Боралдай)

 4.  Поздним  зимним вечером шёл бродячий лама.  (Каша в кувшине).

 5.  Выходи на бой, вставай перед моими рогами!  ( Козлик – медные рожки)..

 6.  Спорили  о том, чего в году больше бывает: дней и ночей. ( Мудрый филин).

 7.  Жили – были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором.        ( Золотая птичка)

 8. Слушай, я же твою юрту сжёг, откуда у тебя новая юрта? (Хитрый и богатый).

 9. Стража,  держи Эргектей-оола! (Мальчик с пальчик)

 10. Зашли братья,  угостили их чаем, мясом и уложили спать. (Три братья).

Рефлексия:

Дангына:  -Где сегодня мы с вами были? Понравилось ли вам викторина по сказкам? Чему учат нас сказки?

Дети: (ответы детей).

Дангына:   - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете тувинские народные  сказки. Вот вам от меня смайлики с улыбкой и сказки тувинского народа.

Под музыки дети выходит из зала.

Спасибо вам, ребята! До свидания!

Список использованной литературы.

  1. Сборник «Тувинские народные сказки».
  2.  Материалы 2 слета народных сказителей и певцов. Сост. С.М.Орус-оол г.Кызыл, 2012.
  3. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы».
  4. Новый сборник тувинских народных сказок на тувинском языке.
  5.  Духовная культура тувинцев»  А.К.Кужугет, 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

 Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...

Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества...

Тувинская народная сказка "Почему верблюд стал некрасивым?" ("Теве чуге чараш эвес апарганыл?")

Презентация к тувинской народной сказке "Почему верблюд стал некрасивым?" ("Теве чуге чараш эвес апарганыл?")....

Конспект вида организованной образовательной деятельности по ознакомлению с хдожественной литературой на тему: Тувинская народная сказка "Теве чуге чараш эвес апарганыл?"

Конспект вида организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой на тему: Тувинская народная сказка «Теве чуге чараш эвес апарганыл?»Ооредиглигсорулгалары:- уругл...

Занятие по физической культуре. Тема: «Путешествие по тувинской народной сказке «Оскюс-оол и Золотая царевна»

laquo;Путешествие по тувинской народной сказке «Оскюс-оол и Золотая царевна»...

НОД развитие речи старший возраст "Тувинские народные сказки"

-Закрепить и расширить знания детей о сказках;-Развивать индивидуальные литературные предпочтения;-Пробудить в детях интерес к театрализованной игре , развивать интонационную выразительность речи, фор...