Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

    Лунегова Надежда Викторовна

    Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества, а именно, сказка развивает в детях нравственные понятия и служит средством патриотического воспитания. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ»  КОМБИНИРОВАННОГО                          ВИДА

     г. КЫЗЫЛ  РЕСПУБЛИКА ТЫВА

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    (образовательная область «Чтение художественной литературы»)

       Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым »

     

    Подготовили воспитатели

    1 квалификационной категории:

    Старавойтова Елена Анатольевна,

    Лунегова Надежда Викторовна

    Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»

     (старшая группа)

    Цель: 

    1. учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему;
    2. учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
    3. учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный - слабый.);
    4. воспитывать интерес к устному тувинскому народному творчеству;
    5. воспитывать умение слушать сказку, оценивать поступки героев;
    6. расширить представления детей о верблюде, его внешнем виде,  прививать любовь к животным;
    7. активизировать словарь детей.

    Материал: книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии для исполнения песни, фотографии: степь, марал, тайга.

    Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.

    Методические приемы: беседа, вопросы, напоминание, работа со схемой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадки.

                                Ход занятия.

    1 часть

    -Ребята, я   загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

                         Не старик он – а горбат,

                         Не овца - а шерсти клад.

                         И силен, и терпелив.

                         По душе ему пустыни,

                         Там живет, где зреют дыни.

                                                                             (Верблюд)

    - Почему вы думаете, что это верблюд?

    Д: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне.

    На стенд выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»

    - Посмотрите на картину. Кто это?

    Д: верблюд с верблюжонком.

    - Как можно назвать ласково верблюжонка?

    Д: верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек, …

    - Как можно сказать про верблюжонка, какой он?

    Д:  Рыженький, лохматый…..

    - Верблюжонок маленький, а верблюд… - большой.

    - Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?

    Д: маленький, слабый…

    Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный.

     Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.

    2 часть

    - Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым»

                Рассказываю сказку (используя фланелеграф).

                                 КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ

    (тувинская народная сказка)

      Говорят, когда-то давно верблюд был са мым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могу чие рога.

      Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

    - Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал.

     Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.

     B тот же день встретился ему конь и попро сил:

    - Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!

     Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.

     Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и пе рестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него.

      Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.

       A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.

    - Понравилась вам сказка?  Вы запомнили как она  называется?

    - Про кого говорится в этой сказке?

    - Каким был верблюд в давние времена?

    Д: верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.  

    - Куда однажды пришел верблюд?

    Д: Он пришел к реке.

    - Кого он там повстречал?

    Д: Марала.

    - О чем попросил марал верблюда?

    Д: Одолжи мне свои рога.

    - С кем еще повстречался верблюд на берегу?

    Д: Верблюд повстречал коня.

    - Что попросил конь у верблюда?

    Д: Он попросил хвост.

    - Что делал верблюд в ожидании коня и марала?

    Д: Он пил воду и глядел на дорогу.

    - Почему марал перестал выходить из леса?

    - Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?

    - А что произошло с верблюдом?

    Д: Он стал некрасивым.

    - Как вы думаете хорошо поступили конь и марал?

    Как вы понимаете слово степь?

    Степь - это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью.  

    -А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации).  

    - А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно).  

     -  А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку.

                  Повторное рассказывание сказки воспитателем.

    - Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем.

    Выполним упражнение

    «Быстро встаньте, улыбнитесь»

    Выполняются движения по тексту:

                          Быстро встаньте, улыбнитесь,

                          Выше, ниже, потянитесь.

                           Ну-ка, плечи распрямите,

                          Поднимите, опустите.

                          Влево, вправо повернитесь,

                           Рук коленями коснулись.

                          Сели - встали, сели - встали

                           И на месте побежали.

    - Отдохнули, давайте дальше продолжать наше занятие.

        После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. (Начинает самый сильный ребенок или по желанию).

     - Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?

    Д: Мне понравился рассказ Маши, потому что он был полным и эмоциональным.

    - А тебе Айдыс, чья сказка понравилась?

    -  Как вы думаете, какой верблюд грустный или веселый?

    Д: Грустный.

    - А почему?

    Д: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.

                  Чтобы ему не было грустно давайте споем ему веселую песенку, которую мы учили на музыкальном занятии.

         (Включаю магнитофон и дети исполняют песенку)

    Интересно прокатиться

    На коне и на слоне!

    Но удобнее сидится

    У верблюда на спине!

                    С виду горд и непреклонен,

                    Он на деле не таков!

                    По натуре он тихоня

                    И добряк из добряков!

    У кого возможность будет

    Съездить в жаркие края

    Прокатиться на верблюде!

    Право здорово друзья.

    (С. Баруздин)

    Итог: Вам понравилось наше занятие?

    А что понравилось больше всего?

    Как называется сказка, которую мы пересказывали?

    Используемые материалы:

    1. «Тувинские народные сказки», М.: Детская литература, 1984 г. – 112 с. Пересказ и литературная обработка для детей М. Хадаханэ.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

    В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

    Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)

    Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация»)   Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...

    Конспект занятия для детей средней группы. Образовательная область "Познание"

    Конспект занятия по математике для детей средней группы....

    Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

    Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...

    Конспект занятия для детей подготовительной группы образовательной области- художественное эстетическое развитие "Мирное небо"

    «Мирное небо»-  рисование.Задачи: познакомить детей с понятие «мир» и что является символом «мира» -белый голубь. Продолжать учить детей рисовать птицу, передавая ее характерные особенности. Разв...