Конспект познавательного занятия в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тихоненко Александра Анатольевна

Конспект познавательного занятия в средней группе.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Тема «Золотой луг» (по Пришвину)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_tsvety.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№55»

Конспект познавательного занятия в средней группе.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Тема «Золотой луг» (по Пришвину)

(4-5 лет)

Подготовила воспитатель :

1 квалификационной категории

Тихоненко Александра Анатольевна

ЗАТО Северск- 2020

Организация   образовательной деятельности детей во второй младшей группе

по теме «Путешествие в зимний лес»

Цель: Закреплять знания детей о растении луга, его полезности для человека.

Задачи: 

- познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»;

- расширить и уточнить знания детей об одуванчике;

- познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;

- развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание

литературного произведения;

- воспитывать основы экологического мировоззрения

Оборудование Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или

картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты

для дыхательного упражнения

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

Одобрение детей.
Похвала детей за усердие, желание выполнить задание.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь ные задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным

человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ).

Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ

писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто

будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка про одуванчик

Был цветочек золотой

За неделю стал седой

А денечка через два облысела голова (одуванчик).

Воспитатель: Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так

какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом

цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать

там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

Воспитатель - Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно

Художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие. Познавательное развитие.

Физическое развитие

Игровая ситуация.

Диалог.

Действие

Слово, движение.

Слово

Побуждать ребёнка включаться в диалог

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, временах года. Развитие способности  выделять признаки явлений окружающего мира. Обогащение словарного запаса.

формировать умение выполнять имитационные движения.

Ребёнок способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

Стремление осваивать различные виды деятельности, воспроизводить услышанное. Ребенок вступает в диалог со взрослым, отвечая на вопросы.

Стремится проявлять активность и инициативность, активно принимает предложения взрослого.

Основная часть (содержательный,  деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг».

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. «Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет нарядится в беленькое платьице.

Легкое воздушное ветерку послушное.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за

интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом

 

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие. Познавательное развитие.

Физическое развитие



Диалог

Подвижная игра.

Слово.

Слово

 учить отвечать на вопросы; обогащать активный словарь

развивать умение определять цвет и форму предметов, закреплять умение различать и называть круг, 

формировать умение выполнять имитационные движения

двигательной деятельности, развитие координации движения.

учить отвечать на вопросы полным ответом; обогащать активный словарь

двигательной деятельности, развитие координации движения.

Проявляет любознательность , проявляет эмоциональный отклик.

Ребёнок стремится осваивать различные виды движения.

Стремление осваивать различные виды деятельности, воспроизводить услышанное. Ребенок вступает в диалог со взрослым, отвечая на вопросы.

Ребёнок стремится осваивать различные виды движения.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

 (Дети и воспитатель сидят на ковре в кругу) Что нового вы сегодня узнали?

 Где растут одуванчики?

 Что вам больше всего запомнилось?

Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие.

Ситуативный разговор.

Слово.

Развитие диалогической речи.

Ребенок проявляет любознательность, отвечает на вопросы.

Имеет представление из области живой и неживой природы.

Список литературы:

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

  Е.А. Алябьева ―Тематические дни и недели в детском саду‖, ―Итоговые дни по лексическим темам‖ 2006 год.

 С.Н. Николаева ―Юный эколог‖ 2002 год.

 Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

  Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества...

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Конспект комплексного занятия в средней группе по речевому развитию, художественной литературе. Тема: «В гостях у Бабушки – Забавушки».

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи :1.     Образовательная : расширять знания и представления детей о народных играх, разных формах устного народного...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе. Образовательная область « Чтение художественной литературы». По мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом».

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе.Образовательная область « Чтение художественной литературы».По мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошк...