Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: « В гостях у Понарошки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Интегрированное занятие для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД в старшей группе | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Родничок»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области
«Чтение художественной литературы»
в старшей группе № 9
Сапогиной Ирины Петровны
Воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада «Родничок»
Когалым 2013
Тема: « В гостях у Понарошки»
Цель:
Способствовать закреплению навыков создания сюжета сказки на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из знакомых литературных произведений.
Программное содержание:
- Продолжать формировать интерес детей к русскому народному фольклору.
- Закреплять умение детей работать с условными заместителями.
- Закреплять знания детей о русских народных сказках, их содержании, персонажах.
- Способствовать развитию навыков коллективного создания сюжета и рассказывания, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
- Развивать воображение, память.
- Формировать выразительность и грациозность движений при воспроизведении стихотворного текста.
- Способствовать созданию атмосферы доверия среди воспитанников для раскрытия творческого потенциала.
- Воспитывать желание сотрудничать в коллективе сверстников
Словарная работа:
- Формировать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать
сказку.
- Учить придумывать название сказке.
- Закреплять умение использовать в речи образные выражения, свойственные для
русских народных сказок.
- Побуждать использовать в речи фольклорные элементы (поговорки, здравицы).
- Активизировать в речи названия русских народных сказок.
- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.
- Упражнять детей в построении распространённых и сложноподчинённых предложений.
-Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Методы и приёмы:
- Словесная игра: «Сказочные атрибуты».
- Загадывание загадки «Колодец».
- Складывание пазл : «Зимние сказки».
- Словесная игра: «Русские народные сказки» (с использованием ТСО).
- Словесная игра: «Кто из какой сказки».
- Физкультминутка: «Кот, лиса, петух» (рассказ стихотворения руками).
- Сказочные загадки от Тимошки.
- Пальчиковая игра «Паучок ходил по ветке».
- Дидактическая игра: «Музыкальные мешочки».
- Чудесный мешочек: «Пословицы и поговорки».
- Составление сказки, используя схемы.
- Словесная игра: «Расскажи сказку».
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок «Царевна лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка Бурка» и др.
- Беседы на тему: «Сказка, сказка - прибаутка, рассказать её не шутка», «Чему нас учит сказка».
- Разгадывание загадок на темы русских народных сказок.
- Знакомство с элементами русского быта (изба, горница, плетень, скалка, колодец, и т.д.)
- Придумывание и зарисовывание символических изображений сказочных предметов и персонажей.
- Сочинение сказок на заданную тематику, по названию, по зачину.
- Рассказывание сказок по набору иллюстраций
- Дидактические игры: «Из какой мы сказки?», «Собери сказку», «Что сначала, что потом?»
- Словесные игры: «Опиши героя», «Узнай по описанию»
- Заучивание русских народных пословиц и поговорок .
- Рисование на тему: «Лисичка из сказки «Колобок», «Заюшкина избушка и домик ледяной»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Безопасность».
Ход занятия:
Звучит музыка, из горницы в зал выходит хозяйка Понарошка:
-Здравствуйте! Рада, что вы ко мне пришли.
А я сегодня ещё и ребятишек в гости жду.
Их ко мне мой волшебный клубок приведёт.
(Берёт клубочек)
-Ты, волшебный мой клубок
Разноцветный мягкий бок
По дорожке вдаль кати
Мне детишек приведи.
(бросает клубочек в сторону дверей)
-Эй, не стойте у дверей
Заходите поскорей.
(Дети входят в зал)
Понарошка: Добрый день, детушки-касатушки.
На Руси не зря издавна говорится: «Добрый гость всегда впору»
И я вам рада.
А теперь можно и познакомиться.
Меня зовут Понарошка. А прозвали меня так, потому что я со сказками дружу.
А в сказках всё как будто, да всё не взаправду - понарошку.
И позвала я вас сегодня в гости с русскими народными сказками поиграть.
А живу я со сказками в горенке.
Да попасть туда не просто.
Сначала нужно пройти вокруг сказочного плетня́.
(вдоль стены расположен плетень увешанный предметами из разных сказок)
На плетень внимательно вы посмотрите, что из какой сказки назовите.
Сказочные атрибуты:
Стрела – сказка «Царевна – лягушка»,
Ложка – сказка «Жихарка»
Скалка – сказка «Лисичка со скалочкой»,
Кокошник – Сказка «Василиса Премудрая»
Игла в яйце - сказка «Царевна лягушка»
Корона - сказка «Царевна лягушка»
Понарошка:
Порадовали вы меня. Справились с заданием.
Есть еще загадка у меня для вас ребятки:
Посреди двора
Дом, а в нем - нора.
В ней темно всегда,
Там живет вода.
(Колодец)
Верно!
Полюбуйтесь на мой колодец в нём для вас сюрприз.
Ну – ка, добры молодцы, мне помогите, поскорей ведро тяните .
А вы, красны девицы, их поддержите.
-Эх, раз, ещё раз ведро вытащим сейчас.
(достают ведро, в нём «льдинки» - файлы)
Понарошка:
В ведре не водица, а льдинки – снежинки.
В льдинках живут зимние сказки. Назови те - ка, ребятки Сказки действие в которых происходит зимой.
(«Морозко», «Снегурочка», «Зимовье», «Лисичка сестричка и серый волк»)
Только от холода льдинки-картинки рассыпались.
Помогите мне сказку собрать, да скамеечку ими украсить. А справиться с этим заданием вам поможет мой сказочный колодец.
Снежок, с колодца отряхнись
И подсказка появись.
( дети собирают разрезные картинки с сюжетами зимних сказок)
Понарошка:
Ох, какая теперь у меня скамейка нарядная стала.
Спасибо вам, ребята!
А теперь милости прошу в мою горенку.
Присаживайтесь на стулья расписные.
А я у печки сяду…
А в какой сказке, дети,
Заходят часто речи
О доброй русской печи?
(«Колобок», «По - щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,
«Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
Вот какая у меня печь знатная,
а на печи… что?
Дети: горшок
Понарошка: пузатенький горшок
закопчененький бочок.
Кто знает, для чего горшочек нужен? (ответы детей)
А в моём горшочке,
В теплом уголочке
Герои русских сказок живут.
Сейчас мы с ними познакомимся.
В горшочке персонажи разных сказок деревянные из театра
-Ну- ка, Рома, не зевай скорее сказку доставай
Ребенок достаёт из горшочка игрушку
В какой сказке можно встретить
Медведя:
«Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»,
«Вершки и корешки», «Заюшкина избушка», «Три медведя»
Козлёнка:
«Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Девочку:
«Маша и медведь», «Пых», «Три медведя»,
Понарошка:
Молодцы, детушки, вот, сколько русских народных сказок вспомнили.
Давайте - ка отправим героев обратно в горшочек.
Ой, ребятушки что - мы засиделись
Пора бы руки-ноги поразмять
Да сказку весёлую рассказать
Физминутка:
Кот, лиса и петух.
(дети выполняют задание самостоятельно)
Жили Котик (пальцы растопырили)
с Петушком ( руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы, (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору (присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (погрозили пальчиком)
Понарошка:
Ох и весёлая у нас сказка получилась! Присаживайтесь, ребята, да и я посижу.
Вам ещё одну загадку загадаю:
Он всегда стоит в углу,
Возле печки на полу.
Если кто-то сор бросает,
Он охотно убирает.
(Веник)
Правильно! А мой веник по углам горницы летает,
да сказочные загадки собирает.
Только вот куда он их замёл не вижу. Придётся на помощь моего дружка позвать. Тимошка! Вот ты где, озорник! Поздоровайся с ребятами.
Тимошка:
Здравствуйте, ребята!
-Я загадок много знаю, я давно их собираю
(паучок загадывает загадки,
Ответ появляется на экране
на правильную отгадку звенит колокольчик)
Сказочные загадки:
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
«Гуси-лебеди»
Понарошка:
Ребята, а кто помог девочке спасти братца?
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»
Понарошка:
Что же случилось с братцем Иванушкой в этой сказке?
Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей?
«Царевна-лягушка»
Понарошка:
Почему царевна стала лягушкой?
Мы с Тимошкой очень любим, играть хотите я и вас научу
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены пальцы каждой руки бегут
По предплечью, а затем по плечу другой руки
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, Руки свободно опущены, выполняем
стряхивающие движения
Паучка на землю смыл. Хлопок ладонями по коленям
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижат
друг к другу
Пальцы растопырены, качаем руками
Паучок ползет опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. Паучки (пальчики) ползают по голове.
Понарошка: Спасибо, Тимошка! Иди за печку, отдохни!
Теперь моя очередь загадки загадывать:
Две галочки сидят на одной палочке.
(Ведра на коромысле)
А в моей горнице на коромысле не вёдра висят
А мешочки да не простые, а волшебные
Вот в этом песенки живут из разных сказок.
Сейчас мы с вами их услышим!
Ой, песенки из мешочка пропали. Догадываюсь я, кто их утащил. Живёт в моём лесу сказочном такая птица всё интересное, блестящее да красивое к себе в гнездо тащит. А вы, ребята, догадались, что за птица такая?
Правильно! Сорока! Просто так она песенки нам не отдаст. Вы мне, ребята, помогите
вспомните,
- какую песенку пел колобок: давайте эту песенку вместе с вами споём
-Какую песенку пела Лиса, чтобы петушок выглянул в окошко помните?
(Дети напевают песенку, прохлопывая ритм на 1ю песенку, выполняют щелчки пальцами на 2ю)
Спасибо вам, ребята, вернули песенки в мой мешочек!
А ты, сорока, нам больше не мешай, в свою сказку улетай!
Долго я по русским сказкам умные мысли, да слова всякие сказочные собирала.
И сложила их вот в этот мешочек. Показать я их вам, конечно не смогу.
А рассказать о них… обязательно расскажу да и проверю, какие вы умные, да сообразительные.
(Шёпотом) «Ни в сказке сказать, ни пером описать»
Ребята, о каких сказочных героях так говорят?
А вот другая мудрость из сказки:
(Шёпотом) «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
А почему так говорят?
Ну, молодцы, ребятушки, порадовали меня.
Понарошка:
Есть в моей горнице скатерть-сказочница. Украшена она узором волшебным.
Подойдите, полюбуйтесь на картинки заколдованные, познакомьтесь с ними.
Из них любую сказку сочинить можно.
Порадуйте меня, Понарошку, расскажите мне сказку новую, необычную.
А картинки вам в этом помогут.
(Дети рассматривают схемы, обдумывают сюжет.)
Понарошка:
Ну-ка сказка появись,
всем гостям ты покажись.
Начинай,… (имя ребёнка)
Дети рассказывают сказку
Какая интересная сказка получилась!
Чему она нас научила?
Сказка, сказка, прибаутка, рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка сначала, словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал от неё не задремал.
Ребятушки, мне с вами играть очень понравилось.
Да пора прощаться, вам в группу свою возвращаться
А напоследок хочу у вас спросить.
Что было самым интересным для вас сегодня?
Что больше всего понравилось?
Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением условных заменителей».
Развитие творческой активности, артистической способности, двигательного моделирования у детей 4-5 лет. Обучение пересказу...
Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по ОО Речевому развитию (развитию речи, художественной литературы) Тема: « Зайчик в гостях у ребят» (Устное народное творчество)
Задачи: Образовательные:- продолжать учить детей, выразительно рассказывать стихи и потешки вместе с педагогом,- обучать детей рассказывать русские народные сказки по опорным картинк...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы. Тема: «Живая шляпа» Н. Носов.
Цель: Продолжать знакомить детей с юмористическим творчеством детского писателя Н. Н. Носова....
Конспект открытого занятия по математике и художественной литературе. Тема занятия: «В гостях у трех медведей».
Цели: - Сформировать и закрепить представление о сравнении предметов по размеру.- Закрепить умение детей различать цвет и размер предметов и называть их.- Учить использовать метод наложения.- Пр...
Конспект открытого занятия по математике и художественной литературе. Тема занятия: «В гостях у трех медведей».
Конспект открытого занятия по математике и художественной литературе. Тема занятия: «В гостях у трех медведей»....
- Мне нравится (1)