Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Зима. Зимние забавы»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Латышева Наталья Владимировна
Цель: Обогащение представлений о зиме и зимних забавах. Задачи: - закреплять представления об основных признаках зимы (знания детей о зимних явлениях, зиме); - уточнять знания детей о зимних забавах, праздниках; - формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине « Зимние забавы» опираясь на опорные картинки; - расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; - упражнять детей в подборе эпитетов к словам; - закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; - совершенствовать навыки связной речи; - развивать согласование координации движения с речью; - развивать общую и мелкую моторики; - развивать выразительность речи и выразительность движений; - закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш; - развивать логическое мышление, память, внимание, воображение; - воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время; - воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; - формировать умение работать и играть в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimnie_zabavy.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи                в  средней группе по теме «Зима. Зимние забавы»

Воспитатель Латышева Наталья Владимировна

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Тема занятия: «Зима. Зимние забавы»

Цель:  Обогащение представлений о зиме и зимних забавах.

Задачи:                                                                                                                                                                                                
- закреплять представления об основных признаках зимы (знания детей о зимних явлениях, зиме);
- уточнять знания детей о зимних забавах, праздниках;  

 - формировать умение составлять рассказ по  сюжетной картине « Зимние забавы» опираясь на опорные картинки;
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;                                                                                                                                    - упражнять детей в подборе эпитетов к словам;                                                                       - закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;                                 - совершенствовать навыки связной речи;

- развивать согласование координации движения с речью;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;                                            -
закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;                                                 - развивать логическое мышление, память, внимание,  воображение;

- воспитывать  у детей умение с пользой проводить свободное время;
- воспитывать чувство любви к родной природе,  зимним праздникам;
- формировать умение работать и играть в коллективе.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: совместная, партнёрская деятельность ребёнка и взрослого.

Оборудование: опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, шишки,  пёрышки, бумажные снежинки на металлическом подносе, схема рассказа по теме “Зимние забавы”,  ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, магнитофон.

   

                                Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

                Приветствие

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется,

Доброе утро!

Воспитатель :  Ребята отгадайте загадку :

                  Снег пушистый стелется,
                 Улица бела,
                 И метет метелица.
                 К нам пришла… (зима)

Воспитатель :  Дети, о чём эта загадка ?                      

Дети: О зиме

Воспитатель:   А вы любите зиму?  Чем можно зимой заниматься?              

Дети:  Кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и строить крепости, играть в снежки.

Воспитатель: Молодцы ребята!  Умеете развлекаться зимой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, а не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать.

Вы мне поможете?”

Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы”.  Сначала мы посмотрим, что тётушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре).

Воспитатель: Какое время года на экране? (зима)                                                                             Как вы догадались? Дети называют, что увидели.

 Медвежонок спрашивает: А что такое снег?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы (снег в ведёрке). Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

                                      Пальчиковая гимнастика

Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём.                (чередуем шишки и пёрышки).

Воспитатель:  Рассмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).

А давайте с вами поиграем!

                            Игра «Какой? Какая?»

Зима какая?         (холодная, морозная, снежная и т.д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)

Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)…

Воспитатель:   А сейчас мы с вами подвигаемся  и проведём   физкультминутку 

                                    «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Мы бежим с тобой на лыжах,          (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

 Снег холодный лыжи лижет.                                 

 А потом — на коньках,                  (Изображают бег на коньках.) 

 Но упали мы. Ах!       (Падают)

 А потом снежки лепили,         (Стоят,  сжимают воображаемый  снежок )

А потом снежки катали,           (Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали                      (Падают)

  И домой мы побежали.              (Бегут по кругу)

Воспитатель :   Ребята! Я предлагаю вам поиграть в игру:  

                                   «Скажи ласково»

санки -…(саночки)                         снежинка -…(снежиночка)

сосулька –… (сосулечка)               зима -…(зимушка)

горка – …(горочка)                         снег -…(снежок)

мороз — …                                      снеговик — …

метель — …                                     холод — …

лёд - …..                                           ёлка - ….

 Воспитатель:  Снег из чего состоит? Из снежинок.                                               Снежинки (какие?) (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и т.д.)

Прилетела мне в ладошку

Белоснежная пушинка –

Засверкала, заискрилась…

Жаль, растаяла…   (снежинка)

Падают бумажные снежинки на поднос

                                  Гимнастика для глаз

Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись. (Присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

Воспитатель: Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад) Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

                              Дыхательная и речевая зарядка

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

Вьюга завывает [3-з-з-з-з-з] (громко, тихо)

Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком)

Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).

(С усилением звука, руки медленно вытянуть вперёд)

Застонал лес от вьюги  [Мм-мм-мм]   (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! [М-мм-мм-м]  (Громко, низким голосом.)
Стонут березы [Мм-мм-мм]    (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели [ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш]
Стихает вьюга [С-с-с-с-с-с].        
(руки плавно опускаются вниз)

                                    Рассказ «Зимние забавы»

Воспитатель: Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах и зимних забавах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (Дети составляют рассказ глядя на картину «Зимние забавы» .)

                                         Итог

Воспитатель:  О каком времени года ребята, мы сегодня говорили?  В какие игры можно играть зимой? На  чем можно кататься зимой?                                                     Вы сегодня постарались. Мне кажется, что будет интересно послушать и  вашим мамам и папам дома про зимние забавы.

Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам, ребята!

Воспитатель: И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию целостной картины мира детей в подготовительной группе на тему: Зима, зимние забавы.

Данный конспект по формированию целостной картины мира содержит в себе игровые задания для детей по закреплению знаний о признаках зимы. А так же конспект может быть использован как форма взаимодейств...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Зима. Зимние забавы." (Гусева Н.В.)

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Зима. Зимние забавы". (Гусева Н.В.) Конспект направлен на обобщение и систематизацию знаний детей о зиме, зимних забавах. Интересные з...

НОД по Речевому развитию в старшей группе на тему "Зима.Зимние забавы"

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Зима. Зимние забавы"

Зима. Зимние забавыЦель: закрепить знания детей о зиме, о зимних явлениях, уточнять знания о зимних забавах.Задачи:Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить приз...

Конспект логопедического занятия по развитию развитию речи в старшей группе по теме:"Зима.Зимние забавы".

Цель: Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах и зимних забавах"....